Методическая разработка на тему: «Формирование у дошкольников основ нравственной культуры, средствами физической культуры». |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Мартынова Ульяна Петровна Анисина Юлия Валерьевна | |||
22.09.2023 09:45 | |||
Методическая разработка на тему: «Формирование у дошкольников основ нравственной культуры, средствами физической культуры». Авторы: Мартынова Ульяна Петровна-инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад №81» г.о. Самара., Анисина Юлия Валерьевна – старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №81» г.о. Самара Именно в дошкольном возрасте закладываются культурно-философские основы нравственного воспитания. Современному обществунужны широко образованные, высоконравственные люди, которые будут обладать не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В современном мире маленький человечек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Приобретать нравственные знания важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и создают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Сущность понятия «нравственная культура» и её формирование в дошкольном возрасте. Главная цель профессиональной деятельности инструктора по физической культуре в детском саду- охрана и укрепление физического здоровья дошкольников, развитие их двигательного опыта, физических качеств и способности организма адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Однако инструктор в детском саду –это, прежде всего, педагог, влияющий на формирующуюся личность детсадовца, его внутренний мир. Педагог детского сада призван показать ребёнку, что наряду с внешним окружающим его миром есть и другой, внутренний мир человека -мир желаний, переживаний и чувств. Все педагоги – дошкольники, формируют у маленьких подопечных полезную привычку поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (желание жить по совести). Для дошкольников нравственное воспитание будетстановитьсяболее привлекательным, значимым и эффективным, если оно основано на диалоге, общении, сотрудничестве, и на выполнении педагогом следующих условий:
Нравственное воспитание может эффективно реализовыватьсяблагодаря целостному процессу педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни дошкольников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В итоге результатом целостного процесса становитсясформированная нравственная личность, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Мы знаем, что нравственное воспитание дошкольников это очень сложный и многофункциональный процесс, который включает в себя педагогические и социальные принципы. В частностиход нравственного воспитания в общепризнанном масштабенезависим, в частности на его специфику, по мнениюА. С. Макаренко влияют основные задачи нравственного воспитания, которые заключаются в следующем:
Занятия физической культурой в детском саду оберегают человека от действий, которые не подчиняются нравственности, выходящих за ее рамки. В процессе физического воспитания решаются и общие и специальные задачи нравственного воспитания. Специальные задачи — это воспитание нравственных понятий, законов, имеющих непосредственное отношение к физкультурной, спортивной деятельности, правильного понимания внешней и внутренней нравственности человека исходя из единства морального, этического и нравственного. Понимание физического совершенствования как процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности: понимание духовности спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций и т. д. Результат нравственного чувства как основообразующего начала не означает игнорирования нравственным сознанием. Прогрессивное нравственное сознание подразумеваетпредставление о моральных принципах, нормах и единовременно, неизменноеосознание, и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Существуют определенные компоненты, в свою очередь, имеющиепоследовательность нравственного поведения личности: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно — чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений — волевой стимул – поступок. В жизни материализуютсяв целостности все перечисленные компоненты. Из всех существующих средств нравственного воспитания главным являетсяоперированиеорганизованных в культуре на разных историческихэтапах развития нравственных идеалов, т.е. моделей нравственного поведения, к которому тяготеет человек. Как принято, нравственные моделиорганизуютсяна фоне гуманистического мировоззрения как суммированной системы взглядов и убеждений, в которой человек показывает свое расположение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. Отношение человека включает не только оценку мира как объективной действительности, но и оценку своего места в окружающей жизни, связей с другими людьми. Дисциплинированность обретает свое выражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:
В первую очередь культура поведения дошкольников в существенной мере организуется под влиянием личного примера педагогов, родителей, а также традиций, сложившихся в ДОУ и семье. На наш взгляд, нравственнымнеобходимо рассматривать такого индивида, для которого нормы, правила и требования обозначаются как его личные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Если быть конкретнее, то в действительности нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиямипринятые в обществе моральных норм и правил. Для результативнойреализациипедагогическогопроцесса, прежде всего, нужныдостоверные и толковые понятия о содержании детской личности, ее важнейших — ведущих качествах и свойствах. В реальных условиях работы каждогообразовательногоучреждения, с учетом увеличивающегося уровня воспитанности детей, набор и содержание требований чередуются. Существует девять основных требований, которые имеют распространенный характер и включают в себя многие нравственные нормы и обозначают свойства и качества личности. Перечислим их — что, как, кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться, беречь, помогать, творить. Именно дошкольная жизнь, которая решает задачи воспитания, должна базироваться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Всему этому поможет нравственное воспитание, которое органически вплетено в и составляет ее неотъемлемую часть. Программа «Нравственное воспитание дошкольников» может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки дошкольников, обеспечивая развитие нравственных качеств личности. И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
|