Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка на тему: «Формирование у дошкольников основ нравственной культуры, средствами физической культуры».
Нравственное воспитание
Автор: Мартынова Ульяна Петровна Анисина Юлия Валерьевна   
22.09.2023 09:45

Методическая разработка на тему: «Формирование у дошкольников основ нравственной культуры, средствами физической культуры».Методическая разработка на тему: «Формирование у дошкольников основ нравственной культуры, средствами физической культуры».

Авторы: Мартынова Ульяна Петровна-инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад №81» г.о. Самара., Анисина Юлия Валерьевна – старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №81» г.о. Самара

Именно в дошкольном возрасте закладываются культурно-философские основы нравственного воспитания. Современному обществунужны широко образованные, высоконравственные люди, которые будут обладать не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В современном мире маленький человечек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Приобретать нравственные знания важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и создают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

 

Сущность понятия «нравственная культура» и её формирование в дошкольном возрасте.

Главная цель профессиональной деятельности инструктора по физической культуре в детском саду- охрана и укрепление физического здоровья дошкольников, развитие их двигательного опыта, физических качеств и способности организма адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Однако инструктор в детском саду –это, прежде всего, педагог, влияющий на формирующуюся личность детсадовца, его внутренний мир.

Педагог детского сада призван показать ребёнку, что наряду с внешним окружающим его миром есть и другой, внутренний мир человека -мир желаний, переживаний и чувств. Все педагоги – дошкольники, формируют у маленьких подопечных полезную привычку поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (желание жить по совести).

Для дошкольников нравственное воспитание будетстановитьсяболее привлекательным, значимым и эффективным, если оно основано на диалоге, общении, сотрудничестве, и на выполнении педагогом следующих условий:

  • «Опора на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности».
  • Обеспечение эмоциональной насыщенность общей деятельности, организация совместных коллективных усилий и переживаний, объединяющие ее участников.
  • Создание атмосферы эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
  • Утверждение радостного, мажорного стиля жизни детского коллектива и каждой личности.
  • Рассматривание положительного воздействия общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.
  • Забота о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания».

Нравственное воспитание может эффективно реализовыватьсяблагодаря целостному процессу педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни дошкольников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В итоге результатом целостного процесса становитсясформированная нравственная личность, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Мы знаем, что нравственное воспитание дошкольников это очень сложный и многофункциональный процесс, который включает в себя педагогические и социальные принципы. В частностиход нравственного воспитания в общепризнанном масштабенезависим, в частности на его специфику, по мнениюА. С. Макаренко влияют основные задачи нравственного воспитания, которые заключаются в следующем:

  1. Формирование нравственного сознания;
  2. Воспитание и развитие нравственных чувств;
  3. Выработка умений и привычек нравственного поведения.

Занятия физической культурой в детском саду оберегают человека от действий, которые не подчиняются нравственности, выходящих за ее рамки.

В процессе физического воспитания решаются и общие и специальные задачи нравственного воспитания.

Специальные задачи — это воспитание нравственных понятий, законов, имеющих непосредственное отношение к физкультурной, спортивной деятельности, правильного понимания внешней и внутренней нравственности человека исходя из единства морального, этического и нравственного. Понимание физического совершенствования как процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности: понимание духовности спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций и т. д.

Результат нравственного чувства как основообразующего начала не означает игнорирования нравственным сознанием. Прогрессивное нравственное сознание подразумеваетпредставление о моральных принципах, нормах и единовременно, неизменноеосознание, и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства.

Существуют определенные компоненты, в свою очередь, имеющиепоследовательность нравственного поведения личности: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно — чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений — волевой стимул – поступок. В жизни материализуютсяв целостности все перечисленные компоненты.

Из всех существующих средств нравственного воспитания главным являетсяоперированиеорганизованных в культуре на разных историческихэтапах развития нравственных идеалов, т.е. моделей нравственного поведения, к которому тяготеет человек. Как принято, нравственные моделиорганизуютсяна фоне гуманистического мировоззрения как суммированной системы взглядов и убеждений, в которой человек показывает свое расположение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. Отношение человека включает не только оценку мира как объективной действительности, но и оценку своего места в окружающей жизни, связей с другими людьми.

Дисциплинированность обретает свое выражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:

  • «культуру речи (способность вести обсуждения, понимать юмор, применять выразительные языковые средства в разных условиях общения, обладать нормами устного и письменного литературного языка)
  • культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.)
  • культуру внешности (воспитание потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой)
  • бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.)

В первую очередь культура поведения дошкольников в существенной мере организуется под влиянием личного примера педагогов, родителей, а также традиций, сложившихся в ДОУ и семье.

На наш взгляд, нравственнымнеобходимо рассматривать такого индивида, для которого нормы, правила и требования обозначаются как его личные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Если быть конкретнее, то в действительности нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиямипринятые в обществе моральных норм и правил.

Для результативнойреализациипедагогическогопроцесса, прежде всего, нужныдостоверные и толковые понятия о содержании детской личности, ее важнейших — ведущих качествах и свойствах.

В реальных условиях работы каждогообразовательногоучреждения, с учетом увеличивающегося уровня воспитанности детей, набор и содержание требований чередуются. Существует девять основных требований, которые имеют распространенный характер и включают в себя многие нравственные нормы и обозначают свойства и качества личности. Перечислим их — что, как, кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться, беречь, помогать, творить.

Именно дошкольная жизнь, которая решает задачи воспитания, должна базироваться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Всему этому поможет нравственное воспитание, которое органически вплетено в и составляет ее неотъемлемую часть.

Программа «Нравственное воспитание дошкольников» может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки дошкольников, обеспечивая развитие нравственных качеств личности.

И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ветлугина, Н. А. Казакова, Т. Г. Пантелеев, Г.Н. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду-М.: Просвещение, 1987.
  2. Гаврилова, В.А. Занимательная физкультура для детей 4-7 лет. — Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Зацепина, М.Б. Народные праздники в детском саду -М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Зацепина, М.Б. Дни воинской славы -М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  5. Коротков, И.М. Подвижные игры для детей-М.: Советская Россия, 1987.
  6. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. — М.: Просвещение, 1975.
  7. Григорович, Л.А. Педагогика и психология/ Л.А. Григорович — М., 2001г.
  8. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности/ О.Г. Дробницкий — М.: Просвещение, 1977.
  9. Ильинича В.И. Физическая культура: Учебник. — М.: Гардарика, 2009. — 225 с.
  10. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. — М.: Просвещение, 1980. — 307 с.
  11. Коваленко В.А. Физическая культура: Учебник. — М.: «АСВ», 2008. — 227 с.
  12. Козленко М.П. Теория и методика физического воспитания. — К.: Радянська школа, 1984. — 296 с.
  13. Козлова, С. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. Козлова // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 9. — С. 98.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год