Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование нравственных чувств и представлений дошкольников в процессе ознакомления с творчеством писателей Зауралья
Нравственное воспитание
Автор: Шишкина Регина Павловна   
11.09.2023 12:08

Формирование нравственных чувств и представлений дошкольников в процессе ознакомления с творчеством писателей ЗауральяФормирование нравственных чувств и представлений дошкольников в процессе ознакомления с творчеством писателей Зауралья

Шишкина Регина Павловна С. Канаши

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме воспитания духовности молодого поколения. В материале описываются теоретические аспекты нравственных чувств и представлений дошкольников. Приводятся результаты опытно-практической работы по формированию нравственных чувств и представлений дошкольников в процессе ознакомления с творчеством писателей Зауралья. Разработки методики формирования нравственных чувств и представлений дошкольников при ознакомлении с творчеством писателей Зауралья послужат детям для расширения и углубления знаний детей о нравственных чувствах и предпочтений, о творчестве писателей Зауралья, воспитателям ДОУ – для самообразования и планирования детской деятельности, облегчат подбор материала и организацию деятельности детей.

 

Скачать конспект

Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, дошкольники, формирование нравственных представлений, сказки, писатели Зауралья.

Shishkina Regina Pavlovna s. Kanashi

The formation of moral feelings and ideas of preschool children in the process of familiarization with the works of writers Trans-Ural

The article is devoted to the current theme of the upbringing of spirituality of the younger generation. The material describes the theoretical aspects of moral feelings and representations of preschool children. The results of experimental and practical work on the formation of moral feelings and representations of preschool children in the process of familiarizing with the works of writers Trans-Ural. The development of methods of forming moral feelings and ideas of preschool children when getting acquainted with the works of Trans-Ural writers will serve for the children to expand and deepen knowledge of children about the moral feelings and preferences, about the works of Trans-Ural writers, for preschool teachers — for self-education and planning children"s activities, facilitate the selection of material and organization of children"s activities.

Keywords: morality, moral education, preschool children, the formation of moral representations, fairy tales, the writers of the Trans-Ural.

Формирование личности ребенка, воспитание в нем правильного отношения к окружающему миру, определенной нравственной позиции, является сложным педагогическим процессом. Воспитывать — значит прививать человеку определенные душевные качества, так же как питать — значит вводить в организм физические и материальные вещества и его питательные соли. Основой воспитания является правильное и гармоничное развитие чувств.

Нравственное воспитание основывается, прежде всего, на общечеловеческих ценностях, которые сложились за многие сотни лет существования человеческого общества и являются едиными и общими для всех людей [1].

В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, которые важны для развития детских взаимоотношений. Детям дошкольного возраста присущи такие черты характера, как общительность или застенчивость, независимость или неуверенность, эгоизм или доброжелательность, заботливое отношение к сверстникам. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших адекватной подготовки [3, c. 89].

Нравственные чувства формируются у детей через их отношения со взрослыми и сверстниками. Сначала возникает чувство радости, затем –чувство печали.

Ребенок получает первое представление о человеческих отношениях, наблюдая за отношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также отношение к себе и своим поступкам становятся своего рода программой для ребенка. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал много положительных эмоций, следуя примеру, который подает взрослый [5].

«Необходимое звено в процессе нравственного воспитания — моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков» [2, с. 38].

Требования морали дошкольник усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений.

«Представления – это чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств» [7, с. 166].

В процессе познания представление является переходной ступенью от ощущений и восприятия к мышлению. С их помощью мысленно воссоздаётся действительность тогда, когда её непосредственное восприятие невозможно.

Знакомство ребенка с литературными произведениями – важное средство развития личности. Она помогает развивать нравственные и эстетические качества личности ребенка. Поэтому чтение литературных произведений должно использоваться в учебной работе ребенка [9].

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, обществе, малой родине и родном крае, социокультурные ценности [6].

У каждого российского города есть своя история, свои памятники, свои знаменитые люди, прославившие его. Народное искусство Южного Урала является источником патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Южный Урал – колыбель русских писателей П.П. Бажова, С.Т. Аксакова, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Н.В. Пикулевой и др. [8].

Все детские писатели и художники, создавая свои произведения, думали о том, что их творчество является ориентиром для позитивного и многофункционального развития личности ребенка. Они хотели, чтобы дети, читая их книги и рассматривая иллюстрации, узнавали и любили мир природы родного края.

С целью формирования нравственных чувств и представлений у детей среднего дошкольного возраста нами была реализована опытно-поисковая работа.

Опытно-поисковая работа осуществлялась в Курганской области Шадринский район село Канаши МКОУ «Канашская СОШ» структурное подразделение «детский сад». В исследовании приняли участие дети среднего дошкольного возраста в количестве 20 человек, из них: 10 дошкольников вошли в ЭГ и 10 дошкольников вошли в КГ.

Для диагностики уровня сформированности нравственных чувств и представлений у детей среднего дошкольного возраста были использованы 4 методики:

  • методика «Сюжетные картинки»;
  • методика «Уровень понимания детьми нравственных норм»;
  • методика «Размышляем о жизненном опыте»;
  • методика «Закончи предложение».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год