НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЬИ. |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Рылина Ирина Владимировна | |||
09.07.2023 23:23 | |||
НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЬИ. Цель: Дать детям сведения об отношениях в семье, об отношении к старым людям, больным и сиротам, к малым детям. Воспитывать в детях заботу, милосердие. Познакомить детей с отношением семьи к грамотности, к знаниям. Издавна на Руси заботились о воспитании нравственных черт характера у детей. В своде правил «Домострой» записано: «Следует оберегать душевную чистоту и телесное бесстрастие, имея походку кроткую, голос тихий; при старших — молчание, перед мудрейшими — послушание, знатным — повиновение, к равным себе и к младшим — искреннюю любовь; не дерзить словами, не засиживаться в беседах. Следует не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, на чужое не посягать, не осуждать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним — дружелюбным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым. С соседями и со знакомыми будь в дружбе и в хлебе и в соли, и в доброй сделке. В гости куда поедешь — подарки не дороги, вези за дружбу. А маломощным милостыню подавай».
В старину в семьях почитали, очень уважали старших, во всём слушались их, не смели им перечить, не перебивали их и не капризничали. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением, уважительно, ласково. Отца величали батюшкой, мать – матушкой. На Южном Урале у русского народа был обычай заботиться об одиноких стариках и старушках. Каждую субботу и в праздники крестьяне через детей посылали им разные продукты со своего стола. Дети наблюдали, как родители заботятся о стариках, подают нищим, принимают странников, помогают обездоленным, погорельцам, ухаживают за больными, опекают калек, инвалидов. Тем самым они сами учились быть воспитанными, добрыми, порядочными, милосердными людьми. Кого же можно назвать заботливым, милосердным? Это человек, думающий о других людях, творящий добро. А знаете, ребята, как можно сказать о человеке, который проявил сочувствие к другому, пожалел его, помог? О таком человеке говорят «он проявил милосердие». Слово милосердие – очень древнее слово. Наши далёкие предки называли человека милосердным, если он проявлял заботу о других людях, сочувствовал им, утешал их, если с ними приключалась беда. Считалось очень плохим поступком не оказать помощь нуждающемуся, не заметить горе другого, не проявить сочувствие, сострадание. Такого человека называли бессердечным. Детей в крестьянских семьях воспитывали в строгости. Не балуя, приучая их к самостоятельности и умению отвечать за свои поступки, поощряли их добрые дела. Добрые дела могут быть большими и маленькими, повседневными. Даже самая «маленькая доброта» приятна и нужна всем. Как, например, вы можете проявить свою заботу о старших членах семьи? Тихо затворить дверь (не хлопать дверью), не шуметь в спальне, когда все уже легли. Чем вы можете помочь маме? Чем вы радуете свою маму? Чем ваша мама радует свою маму? Что чаще всего огорчает вашу маму? Как вы думаете, настроение вашей мамы зависит от вашего поведения? Я недавно слышала, как один ребёнок сказал «мамка», а другой – «маманя». Приятно ли это маме? Почему? Как вы выражаете свою любовь к папе? Какой ваш поступок будет особенно приятен папе? Кто из вас может рассказать, как и когда помогла вам бабушка? А может быть, кому-то помог дедушка? Кто пил у бабушки или дедушки чай из трав? Кого бабушка или дедушка научили прикладывать листочек подорожника к ранке? А ещё чему? О чём вы любите расспрашивать бабушек и дедушек? О чём они сами вам рассказывают? Можно ли сказать, если очень любишь бабушку или дедушку, что вы гордитесь тем, что они добрые и умные. А как вы помогаете своим бабушкам и дедушкам? Как заботитесь о них? Расскажите. Если вы будете радовать других, то, как вы думаете, будут ли они отвечать вам тем же? Вам бывает приятно от сделанных вами добрых дел? Что вы чувствуете? Что вы чувствуете, когда плачет ваш младший брат (сестра)? Значит, вы сочувствуете этому человеку. Сочувствовать, значит чувствовать, как другому человеку больно, грустно, плохо, радостно. Сочувствовать – чувствовать настроение другого. Скажите, вы умеете сочувствовать тому, кто плачет, то есть жалеть другого? В дружной семье все друг друга любят, уважают, помогают друг другу. Если человек заботится только о себе, сможет ли он стать по-настоящему счастливым? Что произойдёт, если родители будут заботиться только о себе? Подумайте и скажите, как вы будете заботиться о своих родителях, когда придёте домой? (улыбнуться папе, помочь раздеться. Помочь маме накрыть на стол…) Семьи в старину были дружными, родственники всегда помогали друг другу. Люди были отзывчивыми и гостеприимными, как говорили раньше – хлебосольными. Гостей встречали хлебом-солью. Любите ли вы приглашать в свой дом гостей, и как вы их встречаете? Перечислите качества гостеприимного человека. Подумайте и расскажите, какие из этих качеств есть у членов вашей семьи? У всех народов на Руси особо ценились грамотные, образованные люди. В семьях бережно относились к книгам, о чём говорят народные пословицы: «Кто не учён, тот глуп», «Наука хлеба не просит, а хлеб даёт», «Хорошая книга – лучший друг», «не стыдно не знать, стыдно не учиться». И сегодня умелые и умные люди пользуются уважением. Поэтому и вы должны учиться, чтобы быть грамотными, воспитанными и нужными людьми. Недаром говорится в русской пословице: «Дерево ценят по плодам, а человека по делам». Перечислите основные качества, которые необходимы членам семьи, чтобы в ней всегда был мир и согласие. Дом можно сравнить с гнездом, в котором подрастают, набираются сил и ума малыши. Когда дети вырастут и разлетятся из-под родного крова, то и свои собственные семьи они начнут создавать по образцу и подобию родительских. Родители передают детям свои опыт и знания. Игровые упражнении:
|