Консультация для родителей «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста» |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Савельева Людмила Анатольевна | |||
29.06.2023 11:02 | |||
Консультация для родителей «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство, Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее. Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощены, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Прививать с раннего детства любовь к природе необходимо по двум причинам:
Поведение ребенка в природе порой противоречиво, положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают – «ласкают» котенка и пр.).
Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. В книге Б. Рябинина «О любви к животному» приведен пример: «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, — и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла». Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы: «Люблю с собакой играть», «Люблю ходить в лес с папой, грибы собирать», «Кошечку свою в одеяльце заворачиваю», и все же ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Приготовь корм попугаю», «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках» и т.п. Большое значение имеют просмотры телепередач о животных. Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком ее смотрят. Во время прогулок предпочтительно познакомить детей с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют, интересно показать растения, занесенные в Красную книгу. Дети легко запоминают такие названия, как ландыши, мать-и-мачеха, подорожник. После таких бесед они бережно относятся к растениям. Каждый ребенок должен хорошо знать правила общения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативном (не рвать, не ломать, не топтать), а в позитивной форме (заботиться, оберегать, помогать). Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пускай самостоятельно отыщет что-нибудь необычное, тихо посидит, послушает пение птиц. Эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе. Автор: Савельева Людмила Анатольевна ГБОУ Школа №2127
|