Опыт работы по нравственно-правовому воспитанию детей дошкольного возраста |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Бедняжкина Е.А. Максимова Р.М. | |||
01.04.2023 08:07 | |||
Опыт работы по нравственно-правовому воспитанию детей дошкольного возраста
МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №396» Приволжского района города Казани Подрастающее поколение в России вызывает большую тревогу, увеличилось количество больных детей, наркоманов, сирот, бездомных детей. Нарушается одно из основных прав «Конвенции о правах ребёнка» – право на полноценное детство. И это происходит чаще всего из–за незнания закона о правах, как взрослыми, так и самими детьми. Работая по данному направлению с родителями и детьми, поставили перед собой задачи по организации работы в группе в соответствии с международными нормами прав ребенка, правовому просвещению родителей, выявлению группы семей риска, в которых возможно происходит нарушение прав ребенка и содействие в защите прав и достоинства детей. Проблему защиты прав ребенка невозможно решать только на уровне ДОУ, поэтому необходимо вовлекать в нее родителей. Для работы с родителями намечены цели, которые заключаются в следующем:
Для этого в группе для родителей сделаны информационные папки: «Конвенция о правах ребёнка», «Декларация прав ребёнка». Работа осуществляется в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом детского сада. Это помогает осмысливать результаты, принимать оптимальные решения в каждой ситуации. Для выявления различных аспектов проблемы с родителями, разработали и предложили анкеты: «Права ребенка; — можно ли воспитывать без наказания», «Проблемы современной семьи». В работе с родителями решаем следующие задачи, умение понимать собственного ребенка не ущемляя его право на гуманное обращение, уважение достоинства его личности, увидеть истинные причины заболевания детей, развивая у родителей ответственность за сохранение здоровья своего ребенка. Работа с детьми проводится в рамках ФГОС. Знакомим детей с «Конвенцией о правах ребенка», способствуем усвоению общественных норм и правил поведения, чувство собственного достоинства, уважение и терпимость к людям другой национальности, развиваем чувство ответственности, сознание своих прав, иметь собственное мнение в выборе друзей. Ребенок должен знать свои обязанности и права. Для этого, начиная с младшего возраста, в увлекательной игровой форме знакомим детей, на материале сказок с правами и обязанностями. Содержание статей «Конвенции» довольно сложно для понимания детей и поэтому в заключение мероприятия используем метод прослушивания стихотворений, пословиц отражающего смысл содержания данной статьи. Так, например, для объяснения статей о правах ребенка, удобно брать в качестве основы сказки, а также отрывки из художественных произведений. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и умений. В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность — вот основа правового воспитания дошкольников. Закрепляем полученные детьми знания в вечернее время, на прогулках, в индивидуальных беседах с использованием игр, создании проблемных ситуаций. Используем разнообразные приемы и методы: чтение художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок; разучивание подвижных игр с правилами. С детьми нужно не только читать и разбирать проблемные ситуации, но и стараться их инсценировать. Участвуя в инсценировке, дети знакомятся с окружающим миром через образы. В процессе работы незаметно формируется и активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. В беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач. Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Для чего? Таким образом, это позволяет решать многие педагогические задачи. В ходе образовательной деятельности у детей, прежде всего, развиваются такие качества, как доброта, любовь, дружелюбие и милосердие. Формируется осознание собственной ответственности за все, что происходит вокруг, стремление помочь тому, кто рядом, готовность сделать свою жизнь и жизнь окружающих нравственной, происходит сознательный отказ от агрессивности. В результате исчезает агрессия, беспокойство и на первый план выходит радость, дружелюбие и прощение. Следовательно, для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и обязанностях, о свободе, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию. Подводя итоги своей работы, становится очевидным, что при создании благоприятных условий к концу дошкольного детства ребёнок начинает проявлять свои знания и умения в разных сферах деятельности. Он уже способен чувствовать ответственность за живое существо, начатое дело, данное слово. Это чувство постепенно перерастает в сознательное отношение к жизни. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий. Способы воспитания должны исключить пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию. Нравственно-правовому воспитанию дошкольников необходимо уделять большое внимание, так как дошкольное детство — наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Поэтому, актуальность нравственного воспитания детей определяется самой жизнью, заслуживает самого пристального внимания, т.к речь идет не просто о ценностных нашего общества, творческом развитии и гражданском становлении подрастающего поколения, а по сути — о нашем будущем. Список использованной литературы
|