Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы по нравственно-правовому воспитанию детей дошкольного возраста
Нравственное воспитание
Автор: Бедняжкина Е.А. Максимова Р.М.   
01.04.2023 08:07

Опыт работы по нравственно-правовому воспитанию детей дошкольного возрастаОпыт работы по нравственно-правовому воспитанию детей дошкольного возраста

  • Бедняжкина Е.А., воспитатель
  • Максимова Р.М., воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №396» Приволжского района города Казани

Подрастающее поколение в России вызывает большую тревогу, увеличилось количество больных детей, наркоманов, сирот, бездомных детей. Нарушается одно из основных прав «Конвенции о правах ребёнка» – право на полноценное детство. И это происходит чаще всего из–за незнания закона о правах, как взрослыми, так и самими детьми.

Работая по данному направлению с родителями и детьми, поставили перед собой задачи по организации работы в группе в соответствии с международными нормами прав ребенка, правовому просвещению родителей, выявлению группы семей риска, в которых возможно происходит нарушение прав ребенка и содействие в защите прав и достоинства детей.

Проблему защиты прав ребенка невозможно решать только на уровне ДОУ, поэтому необходимо вовлекать в нее родителей. Для работы с родителями намечены цели, которые заключаются в следующем:

  1. Вызвать у родителей интерес и желание осмыслить собственные права и в доступной форме знакомить с ними своего ребенка.
  2. Познакомить родителей с документами, защищающими права ребенка.
  3. Познакомить родителей с содержанием статей «Конвенции о правах ребенка».
  4. Помочь родителям в общении друг с другом, развитии у них уверенности в своих воспитательных возможностях.

Для этого в группе для родителей сделаны информационные папки: «Конвенция о правах ребёнка», «Декларация прав ребёнка». Работа осуществляется в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом детского сада. Это помогает осмысливать результаты, принимать оптимальные решения в каждой ситуации. Для выявления различных аспектов проблемы с родителями, разработали и предложили анкеты: «Права ребенка; — можно ли воспитывать без наказания», «Проблемы современной семьи». В работе с родителями решаем следующие задачи, умение понимать собственного ребенка не ущемляя его право на гуманное обращение, уважение достоинства его личности, увидеть истинные причины заболевания детей, развивая у родителей ответственность за сохранение здоровья своего ребенка.

Работа с детьми проводится в рамках ФГОС. Знакомим детей с «Конвенцией о правах ребенка», способствуем усвоению общественных норм и правил поведения, чувство собственного достоинства, уважение и терпимость к людям другой национальности, развиваем чувство ответственности, сознание своих прав, иметь собственное мнение в выборе друзей.

Ребенок должен знать свои обязанности и права. Для этого, начиная с младшего возраста, в увлекательной игровой форме знакомим детей, на материале сказок с правами и обязанностями. Содержание статей «Конвенции» довольно сложно для понимания детей и поэтому в заключение мероприятия используем метод прослушивания стихотворений, пословиц отражающего смысл содержания данной статьи. Так, например, для объяснения статей о правах ребенка, удобно брать в качестве основы сказки, а также отрывки из художественных произведений.

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и умений. В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность — вот основа правового воспитания дошкольников. Закрепляем полученные детьми знания в вечернее время, на прогулках, в индивидуальных беседах с использованием игр, создании проблемных ситуаций. Используем разнообразные приемы и методы: чтение художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок; разучивание подвижных игр с правилами.

С детьми нужно не только читать и разбирать проблемные ситуации, но и стараться их инсценировать. Участвуя в инсценировке, дети знакомятся с окружающим миром через образы. В процессе работы незаметно формируется и активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

В беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач. Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Для чего?

Таким образом, это позволяет решать многие педагогические задачи. В ходе образовательной деятельности у детей, прежде всего, развиваются такие качества, как доброта, любовь, дружелюбие и милосердие. Формируется осознание собственной ответственности за все, что происходит вокруг, стремление помочь тому, кто рядом, готовность сделать свою жизнь и жизнь окружающих нравственной, происходит сознательный отказ от агрессивности. В результате исчезает агрессия, беспокойство и на первый план выходит радость, дружелюбие и прощение.

Следовательно, для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и обязанностях, о свободе, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию. Подводя итоги своей работы, становится очевидным, что при создании благоприятных условий к концу дошкольного детства ребёнок начинает проявлять свои знания и умения в разных сферах деятельности. Он уже способен чувствовать ответственность за живое существо, начатое дело, данное слово. Это чувство постепенно перерастает в сознательное отношение к жизни. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий. Способы воспитания должны исключить пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию. Нравственно-правовому воспитанию дошкольников необходимо уделять большое внимание, так как дошкольное детство — наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Поэтому, актуальность нравственного воспитания детей определяется самой жизнью, заслуживает самого пристального внимания, т.к речь идет не просто о ценностных нашего общества, творческом развитии и гражданском становлении подрастающего поколения, а по сути — о нашем будущем.

Список использованной литературы

  1. Алямовская В.Г. Беседа о поведении ребёнка за столом. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Бурганова Р.А. Правовое воспитание дошкольников. — Казань: РИЦ «Школа», 2002г.
  3. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1995г.
  4. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г., Князева О.Л., СоловьёваЕ. В. «Защита прав и достоинства маленького ребёнка.» — Москва: «Просвещение», 2006г.
  5. Давыдова О.И., ВялковаС. М. Беседы об ответственности и правах ребёнка. — М.: ТЦ Сфера 2008.
  6. Жукова Р.А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3 – 5 лет. – Волгоград: ИТД Корифей, 2006.
  7. Князева О.Л. Стеркина Р.Б. «Я, ты, мы»: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет.: Учеб. — метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учрежд. – М.: Просвещение, 2005.
  8. Микляева Н.В., МикляеваЮ. В. Правовые основы управления ДОУ. -М.: Айрис-пресс2008.
  9. ШорыгинаТ. А. «Беседы о правах ребёнка» -М.: ТЦ: Сфера, 2008г.
  10. Программа развития и воспитания детей в детском саду. «Детство». – СПб.: Детство-Пресс, 2002г.
  11. Научно-практический журнал «Управление ДОУ» — М.: ТЦ Сфера, 2005г. № 1, 5.
  12. Дошкольное воспитание. –М.: Просвещение, 2004г., №;4. 2008г. № 3,7, 8, 12, 2009г., № 1
  13. Конвенция о правах ребёнка. – М.: РИОР, 2009.
  14. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. /Под ред. Кузнецовой Л.В., Панфиловой М.А. -М. ТЦ Сфера, 2002.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год