Духовно – нравственное воспитание дошкольников |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Червоняк Ирина Павловна Листарева Ольга Алексеевна | |||
01.04.2023 21:59 | |||
Духовно – нравственное воспитание дошкольников Россия в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. И большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это не смена политической системы и развал экономики, а разрушение личности человека. Много говорится сейчас о необходимости новых подходов к воспитанию личности. Разрабатываются системы и концепции, проводятся круглые столы и конференции. Время не стоит на месте и диктует нам свои условия. Но на протяжении всей истории русской педагогики воспитатели хотели видеть в своих воспитанниках практически одни и те же качества: честность, верность своему слову, сочувствие к чужой беде, прийти на помощь в трудную минуту. Духовные качества, которые педагог стремится воспитать в ребенке, относятся к категории вечных ценностей. И до тех пор, пока существует на земле человек, будут существовать и эти ценности. Можно менять формы воспитательной работы и создавать системы, но в основу этих систем необходимо закладывать те понятия и образы, которые являются основополагающими для Человека. Воспитывать Человека невозможно без развития его внутреннего мира, без воспитания его души. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, уважительным, ответственным.
Нравственность и христианство при общем сходстве у каждого народа имеют свои особые отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти духовно-нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. Русские — семейное, общественное и государственное – устройства сложились под влиянием православной культуры. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошёл против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Педагогические коллективы дошкольных учреждений постоянно ищут новые, более эффективные формы, методы и приемы воспитания детей, которые могли бы лечь в основу дальнейшей работы с детьми в школе и помогли бы им вырасти настоящими патриотами своей Родины. В своей работе с детьми мы используем программу по духовно-нравственному воспитанию «Добрый мир» автора Л.Л. Шевченко. На доступном уровне мы знакомим детей с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, с основами православной культуры, традициями, бытом. Данные занятия способствуют развитию познавательных интересов, формированию высокой нравственности, воспитывают любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. Мы считаем, что воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно- нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
|