Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Старшим будем помогать» |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Картынник Ольга Васильевна | |||
21.03.2023 09:16 | |||
Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Старшим будем помогать» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7 «Чебурашка» города Мирного Архангельской области Авторы:
2022 г. Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Василий Александрович Сухомлинский Уважение к старшим формируется в ребенке годами, поэтому в детском саду очень важно, воспитывать у детей любовь и уважения к старшему поколению. В младшем дошкольном возрасте закладывается начало всему прекрасному, в том числе, любовь и уважение к старшему поколению. С детства человек впитывает от бабушек и дедушек народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи. Мы никогда не забудем того, что сделано руками людей старшего поколения.
Проводя мероприятия, посвященные нашим бабушкам и дедушкам, поможет привить нашим воспитанникам такие важные личностные качества как вежливость, уважение к старшему поколению, любовь к своей семье, и, конечно же, поддержание творческой активности детей. Внимание и забота необходимы старшему поколению. Очень важно с малого возраста научить детей уважать дедушек и бабушек, гордиться ими. Паспорт проекта «Старшим будем помогать» Содержание проекта Название: «Старшим будем помогать». Тип проекта: практико-ориентированный. Вид проекта: групповой. Срок реализации: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: дети 2 младшей группы, педагоги, родители. Проблема: В последнее время мы сталкиваемся с частыми проявлениями неуважительного отношения к старшим. Актуальность: Дети зачастую небрежно, вольно относятся к своим бабушкам и дедушкам. Часто и сами бабушки и дедушки опекают и балуют своих внуков, лишают их любой возможности проявить свою самостоятельность и инициативу. Часто мы наблюдаем нелицеприятную картину в момент, когда бабушки или дедушки приходят в детский сад за своими внуками. Внуки позволяют себе капризы и даже истерики, что за ними пришли не родители. Принуждают старших одевать и обувать их. Как изменить эту ситуацию? Необходимо с малых лет воспитывать уважение к взрослым, старшему поколению. Воспитывать любовь, желание помочь, сделать приятное. Цель проекта: Развивать заботливое отношение к пожилым людям, способствовать развитию социально — активной деятельности детей. Задачи проекта: -Воспитывать чувство уважения к пожилым людям, сочувствия, сопереживания к персонажу сказки, желание помогать им. -Формировать умение договариваться, действовать сообща. -Развивать интерес к трудовым действиям, развивать элементарные умения хозяйственно-бытового труда. -Формировать умение рационально планировать свою деятельность, достигать результата. Ожидаемые результаты:
Краткое содержание проекта:
План реализации проекта:
а). Сюжетно-дидактические игры «Приготовим обед», «Завтрак для кукол», «Постираем белье», «Посуда любит чистоту» «Разбери белье по цвету» б). Игры с макетом «Развесь белье сушиться». в). Цикл занятий на темы: «Личная гигиена», «Продукты питания»; 6. Ручной труд «Соберем посылку для бабушки Федоры» Введение в проект. Чтение книги К. И. Чуковского «Федорино горе». Задачи:
Ход занятия: Педагог: - Ребята, вы любите сказки? - У нас в группе давным-давно живет замечательная книга К. И Чуковского. Называется она «Федорино горе». Хотите ее прочитать? - Садитесь поудобнее. - Итак, я начинаю... (Педагог читает книгу, показывает иллюстрации) Педагог: - Ребята, о чем рассказывается в книге? - Кто главный герой? Какая Федора, опишите? Какая она по возрасту: молодая или пожилая? Что означает «пожилая»? - Какие краски использовал художник в начале и в конце книги? (на иллюстрациях) Почему? (Педагог предлагает подумать, почему произошла такая история с бабушкой. Воспитатель выслушивает версии детей (Ей было лень. Ей было скучно. Она не умела убираться и мыть посуду. Ей было некому помочь) (Педагог предлагает детям представить, что бы они сделали, если бы попали в сказку к бабушке. (Помогли бы ей навести порядок). Педагог: Ребята, а в детском саду чисто? А кто для вас готовит и стирает в д/с? Я предлагаю вам на следующем занятии поговорить, где живет чистота. Беседа с детьми на тему: «Где живет чистота?» Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Вопросы к детям: - Ребята, посмотрите на картинки? (помещения прачечной и пищеблока) - Что здесь изображено? - Для чего это помещение? Что здесь делают? - Кто здесь работает? - Что используют для своей работы? - Какие используют инструменты? Технику? Каких она размеров? Почему? - Как вы думаете, легко ли здесь работать? Почему? - Каким нужно быть человеком, чтобы здесь работать? (Чистым, аккуратным, опрятным) - Живет ли здесь чистота? - Что нужно делать, чтобы везде царили чистота и порядок? Конспект организованной трудовой деятельности «Поможем бабушке Федоре» Задачи: Образовательные:
-помочь увидеть направленность труда на достижение результата Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
-воспитывать чувство взаимопомощи, отзывчивость. Предварительная работа: -чтение книги К. Чуковского «Федорино горе», обсуждение. -обучающие сюжетно-ролевые игры «Приготовим обед», «Завтрак для кукол», «Постираем белье», «Посуда любит чистоту» -цикл занятий на темы: «Личная гигиена», «Продукты питания» Оборудование:
-видеописьмо от бабушки Федоры. Для труда:
-ведро. Ход организованной трудовой деятельности «Поможем бабушке Федоре» Педагог: — Ребята, я вчера узнала одну историю и очень расстроилась. Хотите узнать почему? (Ответы детей). Тогда я включу ноутбук и покажу вам. (Показывает видео историю): - «Здравствуйте, я бабушка Федора. Вы узнали меня? Читали про меня книжку? Так вот: я исправилась, изменилась. Дома у меня чистота и порядок. Только беда со мной приключилась, простудилась я, заболела, в больницу меня кладут. Посуду не успела я помыть и полотенчики постирать. Кто же без меня это сделает? Вдруг опять она убежит от меня? И помочь мне некому. Ума не приложу, что же делать!». Педагог: — Ну что, ребята, узнали бабушку? Жалко вам ее? Что же делать? (Выслушивает предложения детей). Вот и я подумала, что вы обязательно захотите помочь Федоре, ведь вы такие добрые. Я привезла от Федоры вот это. (Берет коробку с бельем и посудой). Педагог: Ну что мы с этим будем делать? (Предложения детей, сортировка белья и посуды). Педагог: — Как же нам все сразу сделать: и посуду помыть, и белье постирать? (Выслушивает предложения детей). - Как нужно распределить работу? Кто будет мыть посуду? Кто будет стирать? (Помогает распределить работу). Педагог: Что нужно сделать перед тем, как начать работу? (Надеть фартуки, расстелить клеенки, приготовить инвентарь). Педагог: — Что еще нам нужно для стирки белья и мытья посуды? - Отгадайте загадки: «Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна (Вода). «Чистая вода для микробов (Беда). Какая вода нам нужна? (Теплая). Как нам сделать теплую воду? (Смешать горячую и холодную воду). Педагог: — Теперь нам нужно подобрать подходящие схемы. (Дети подбирают необходимые схемы для мытья посуды и стирки белья, обговаривают алгоритм действий, распределяют между собой трудовые операции). Воспитатель помогает детям. Педагог: Давайте проверим, хорошо ли выстирано и развешено белье, помыта посуда? (Дети проверяют друг у друга, при необходимости помогают, исправляют). Педагог: Ну, теперь работа сделана, пора убирать все со столов. (Дети выливают воду из тазиков в ведро, убирают инвентарь, складывают клеенки, протирают пол и столы, моют руки). Педагог: Вам нравится ваша работа? Как вы думаете, бабушка Федора будет довольна? Я тоже так думаю. Какие мы сегодня с вами молодцы! Сколько дел полезных сделали! Конспект организованной детской деятельности «Соберем посылку для бабушки Федоры» Оборудование:
- материалы для изготовления аппликации «бутерброд». Ход: Педагог: — Ребята, сегодня я пришла в детский сад и увидела письмо. Интересно, от кого оно может быть? (ответы детей). Педагог читает надпись на конверте: письмо от бабушки Федоры: «— Здравствуйте мои дорогие ребята группы «Шустрики»! Пишет вам бабушка Федора. Мне очень понравилось, что вы помогли мне, белье постирали и посуду помыли. Все очень хорошо и аккуратно сделали. Я себя чувствую получше, скоро меня должны выписать. Спасибо. До свидания, ребята! Бабушка Федора». Педагог: - Как вы считаете, ребята, мы доставили радость бабушке? (Ответы детей) - Правильно, и она быстрее пошла на поправку. Но она пока находится в больнице. А почему она заболела? Когда человек заболевает? (Ответы детей) Педагог: — А иногда человек тогда быстро заболевает, когда в организме не хватает витаминов. Может нам помочь Федоре выздороветь? А как? (Ответы детей) - Правильно, ей нужны витамины. А давайте сделаем бабушке витаминные бутерброды. Ей будет и приятно, и полезно. - Только где же нам взять продукты для бутербродов (в магазине) Правильно, надо сходить в магазин и купить продукты. Что нам понадобится для изготовления бутербродов? (Хлеб) - А где мы возьмем витамины, в чем они содержатся? (В овощах) - Да, ребята, мы купим хлеб, огурцы, помидоры, а в нашем огороде на подоконнике растет зеленый лук. Тогда отправляемся в магазин! Дети с педагогом отправляются в игрушечный магазин, приобретают необходимые продукты и изготавливают аппликацию. Педагог: — Славно мы потрудились. Бабушка Федора благодарит каждого из вас за помощь и говорит «Спасибо». Завершение занятия, уборка рабочего места. Вывод по реализации проекта. Анализируя результаты проекта, мы сделали вывод, что все поставленные цели и задачи достигнуты, пришли к ожидаемому результату. Но наша работа на этом не заканчивается, мы и дальше будем развивать, и совершенствовать свой проект на основе игр, бесед, чтения книг и организованной трудовой деятельности. Продолжим прививать нашим воспитанникам такие важные личностные качества как вежливость, уважение к старшему поколению, любовь к своей семье, и, конечно же, поддержание творческой активности детей.
|