Развитие у старших дошкольников ответственности и самостоятельности через технологию «Дети – волонтёры». |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Пещерова Татьяна Петровна | |||
30.10.2022 18:49 | |||
Развитие у старших дошкольников ответственности и самостоятельности через технологию «Дети – волонтёры». Воспитатель: Пещеровой Татьяны Петровны МБДОУ «ДС «Калинка» с. Калинино Дошкольное детство — особенное время развития. Суть в том, что в этот период у ребенка возникает внутренняя психологическая жизнь, внутренняя регуляция поведения: он начинает сам определять собственную деятельность, осознавать свои возможности и индивидуальные особенности, общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, принимать решения в ситуации выбора и нести за них ответственность. И если он ответствен, то должен стремиться выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других, и испытывать при этом чувство удовлетворения. Моя позиция состоит в следующем: активность ребенка в деятельности дает ему возможность чувствовать себя автором своих действий и проявлять так или иначе ответственное поведение. В различных видах деятельности старший дошкольник сначала при помощи взрослого, а потом самостоятельно — устанавливает и осознает связь между реальным результатом и своим вкладом в его достижение. Он накапливает личный опыт ответственности за последствия собственного поведения. Совместный со взрослым анализ деятельности, а затем и самоанализ будут способствовать постепенному осознанию того, что получение желаемого результата зависит и от него самого. Это и составляет основу ответственности сначала за результат собственной деятельности, а впоследствии и за собственную жизнь и жизнь окружающих.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому моя основная задача как педагога дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. Познакомившись с воспитанниками в своей группе я поняла, что у детей поведение не служит нормам и правилам. Дело в том, что дети в старшем дошкольном возрасте отличаются ситуативностью поведения, жесткой зависимостью от ситуации. Ребёнок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Изучив технологию формирования ответственности и практические рекомендации. Пришла к выводу, что ответственность у детей можно реализовать через технологию эффективной социализации «Дети волонтёры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Для организации и реализации данной технологии работа шла в следующем направление: 1. Я помогала старшим дошкольникам понять что такое волонтёрство, дав определение что волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Волонтерство — это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения. 2. Через беседы и прочтение художественной литературы рассказа Драгунского «Друг детства», Носова «Огурцы», Толстого «Косточка», Барто «Помошница» и т.п. 3. Помогала детям своей группы как научить малышей играть в сюжетно – ролевые игры совместно, лепить, рисовать, одеваться приводить в порядок после сна и пришла к выводу что, необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. 4. Проводилась драматизация сказки в младших группах. 5. Изготавливали коллажи для малышей на тему «Доброта» из картинок добрые дела и поступки. 6. Приобщение родителей в покупке цветочных семян и грунта для выращивания детьми рассады цветов для оформления клумб. Детям нравиться выступать в роли помощников. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. Ребята по настоящему ощутили себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей возникало желание, стремление к общению, к деятельности. Ребята осознавали свою ответственность, получая внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повысилась самооценка, уверенность в себе. При проведении данной работы мне помогло понимание и поддержка коллег. Приходя в группы ни один из воспитателей не отнёсься к этому негативно, напротив все доброжелательно принимали к себе в гости. А так же не маловажную активность проявили старший воспитатель и руководитель нашего детского сада курируя и направляя. Единственное, что было тяжело – это не было понимания и поддержки со стороны напарницы. Вместе вдвоём сообща можно было бы сделать и реализовать больше. А новичку – одиночке всегда сложно. Я считаю, что внутреннее удовольствие детей это главная задача при создании волонтёрского движения. И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующих об этом всех педагогов. Поэтому в дальнейшем планирую организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам: «Научим малышей играть», «Научим разрешать конфликты», «Научим одеваться», «Знаем, как помочь в проведении занятий». В этом мне поможет составление месячного планирования. Цель технологии «Дети волонтёры» это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Задачи педагогической технологии «Дети волонтёры» следующие: Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе Создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности Можно сделать вывод:
При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников. Инновационные технологии помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.
|