Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Практическое применение сказок в развитии нравственного сознания детей
Нравственное воспитание
Автор: Колесникова Светлана Леонидовна   
28.10.2022 22:19

Практическое применение сказок в развитии нравственного сознания детейПрактическое применение сказок в развитии нравственного сознания детей

2. 1. Описание организации исследования

Выявление уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида». Необходимо отметить, что эксперимент проводился в группе детей старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.

Цель эксперимента: поиск эффективных педагогических условий организации работы со сказкой, содействующих формированию нравственных представлений старших дошкольников. Суть эксперимента состояла в организации работы со сказкой детей старшего дошкольного возраста.

 Скачать конспект

Для того, чтобы подтвердить гипотезу о том, что процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста станет эффективным, при использовании сказки, как средства формирования нравственных представлений, экспериментальная работа строилась в определённой последовательности и включала 3 этапа:

I этап-констатирующий эксперимент;

II этап-формирующий эксперимент;

III этап-контрольный эксперимент.

На первом этапе исследования мы провели диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста, с целью выявления у них сформированности нравственных представлений. Для выявления уровня сформированности нравственных представлений мы провели диагностику по методике, предложенной Г.А. Урунтаевой в книге «Диагностическое обследование детей».

Всем детям одновременно была прочитаны 2 сказки: сказка "Кошкин дом" С.Я. Маршака (Приложение 1) и русская народная сказка "Заяц-хваста" (Приложение2). Затем, чтобы избежать повторных ответов, индивидуально с каждым ребенком проводилась беседа по следующим вопросам:

  • О чем эта сказка?
  • Кто главные герои в сказке?
  • Какие они по характеру?
  • Одобряешь ли ты их поведение? Почему?
  • А ты бы как себя повел (а) на их месте?
  • Хорошо это или плохо? Почему?
  • Чему учит эта сказка, каким качествам?

По результатам ответов составлены критерии сформированности нравственных представлений.

1. Устойчивость нравственных представлений:

  • Понимает ли смысл сказки

-Какие нравственные качества в сказке выделяет

2. Сочетание нравственных образов и поведения:

  • Мотивирует ли ребенок и как предполагаемый поступок

-Выражает ли в речи нормы поведения, называет ли нравственные

качества.

3. Нравственная оценка:

-Каким литературным героям он стремится подражать, какие

нравственные качества он выделяет.

Далее, для более детального изучения результатов опроса критерии выражены в трех уровнях сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста:

Высокий уровень:

Ребёнок хорошо понимает смысл сказки, отвечает на поставленные вопросы, может выделить нравственные качества в сказке, эмоционально реагирует на события в сказке, правильно мотивирует предполагаемый поступок, отражает в речи нравственные качества, развернуто последовательно объясняет ситуацию, даёт полную нравственную характеристику героям.

Средний уровень:

Ребёнок понимает смысл сказки, но не может выделить нравственные качества в сказке, не всегда эмоционален, не всегда мотивирует предполагаемый поступок, характерен повтор за лидером, часто соглашается с его мнением. Во время беседы по содержанию сказки, молчалив, имеет трудности в поддержании диалога.

Низкий уровень:

Ребёнок не всегда понимает смысл сказки, не выделяет в ней нравственные качества, чтение сказки не вызывает у него никакого эмоционального состояния, вообще не может мотивировать предполагаемый поступок, ситуацию описывает непоследовательно, очень кратко, но ребенок с удовольствием вступает во взаимоотношения со взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого.

2. 2. Анализ результатов начальной диагностики

Анализ результатов, полученных во время беседы показал, что все дети этой группы знакомы со сказками «Заяц — хваста» и «Кошкин дом».

Результаты опроса по критериям сформированности нравственных представлений детей представлены в таблица №1 (приложение)

По результатам заполнения таблицы делаем выводы о состоянии уровня сформированности нравственных представлений детей. Обработку результатов исследования проводим путем оценки результатов сформированности нравственных представлений дошкольников по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые занесены в таблицу №1.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год