Практическое применение сказок в развитии нравственного сознания детей |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Колесникова Светлана Леонидовна | |||
28.10.2022 22:19 | |||
Практическое применение сказок в развитии нравственного сознания детей 2. 1. Описание организации исследования Выявление уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида». Необходимо отметить, что эксперимент проводился в группе детей старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек. Цель эксперимента: поиск эффективных педагогических условий организации работы со сказкой, содействующих формированию нравственных представлений старших дошкольников. Суть эксперимента состояла в организации работы со сказкой детей старшего дошкольного возраста. Для того, чтобы подтвердить гипотезу о том, что процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста станет эффективным, при использовании сказки, как средства формирования нравственных представлений, экспериментальная работа строилась в определённой последовательности и включала 3 этапа: I этап-констатирующий эксперимент; II этап-формирующий эксперимент; III этап-контрольный эксперимент. На первом этапе исследования мы провели диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста, с целью выявления у них сформированности нравственных представлений. Для выявления уровня сформированности нравственных представлений мы провели диагностику по методике, предложенной Г.А. Урунтаевой в книге «Диагностическое обследование детей». Всем детям одновременно была прочитаны 2 сказки: сказка "Кошкин дом" С.Я. Маршака (Приложение 1) и русская народная сказка "Заяц-хваста" (Приложение2). Затем, чтобы избежать повторных ответов, индивидуально с каждым ребенком проводилась беседа по следующим вопросам:
По результатам ответов составлены критерии сформированности нравственных представлений. 1. Устойчивость нравственных представлений:
-Какие нравственные качества в сказке выделяет 2. Сочетание нравственных образов и поведения:
-Выражает ли в речи нормы поведения, называет ли нравственные качества. 3. Нравственная оценка: -Каким литературным героям он стремится подражать, какие нравственные качества он выделяет. Далее, для более детального изучения результатов опроса критерии выражены в трех уровнях сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста: Высокий уровень: Ребёнок хорошо понимает смысл сказки, отвечает на поставленные вопросы, может выделить нравственные качества в сказке, эмоционально реагирует на события в сказке, правильно мотивирует предполагаемый поступок, отражает в речи нравственные качества, развернуто последовательно объясняет ситуацию, даёт полную нравственную характеристику героям. Средний уровень: Ребёнок понимает смысл сказки, но не может выделить нравственные качества в сказке, не всегда эмоционален, не всегда мотивирует предполагаемый поступок, характерен повтор за лидером, часто соглашается с его мнением. Во время беседы по содержанию сказки, молчалив, имеет трудности в поддержании диалога. Низкий уровень: Ребёнок не всегда понимает смысл сказки, не выделяет в ней нравственные качества, чтение сказки не вызывает у него никакого эмоционального состояния, вообще не может мотивировать предполагаемый поступок, ситуацию описывает непоследовательно, очень кратко, но ребенок с удовольствием вступает во взаимоотношения со взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого. 2. 2. Анализ результатов начальной диагностики Анализ результатов, полученных во время беседы показал, что все дети этой группы знакомы со сказками «Заяц — хваста» и «Кошкин дом». Результаты опроса по критериям сформированности нравственных представлений детей представлены в таблица №1 (приложение) По результатам заполнения таблицы делаем выводы о состоянии уровня сформированности нравственных представлений детей. Обработку результатов исследования проводим путем оценки результатов сформированности нравственных представлений дошкольников по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые занесены в таблицу №1.
|