«Нравственно-патриотического воспитания дошкольников средства художественной литературы» |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Гайдукова Алена Александровна, Громова Ольга Сергеевна | |||
08.06.2022 20:07 | |||
«Нравственно-патриотического воспитания дошкольников средства художественной литературы» Гайдукова Алена Александровна, Громова Ольга Сергеевна воспитатели МДОУ «Детский сад № 5» г.о. Саранск «Как у маленького деревца, еле поднявшего-ся над землей, заботливый садовник укреп-ляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у детей чувства бесконечной любви к Родине». В.А. Сухомлинский Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. К большому сожале-нию, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Высокие патриотические чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные по-ступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и лю-бовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчиз-ны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Цель патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны. Задачи патриотического воспитания:
Эти задачи патриотического воспитания мы в своей работе стараемся решать разнообразными педагогическими средствами, но одним из важнейших средств явля-ется книга. Художественное слово входит в мир ребёнка с младенчества, обогащая его мир, делая его интересным и полным необычных открытий. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характе-ра, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, пословицами, сказ-ками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным цен-ностям. В своей работе с детьми мы используем: Потешки – развлекают малыша, создают у него веселое настроение, наставляют, дают простейшие знания о мире людей, природном мире, мире животных, описыва-ются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому. Так, процесс умывания мы сопровождали такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Чистая водичка умоет Максиму личико, Насте ладошки, паль-чики Антошке». И сразу же воспитывали аккуратность, опрятность, приучали к чис-тоте. При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд…» Во время кормления: «Умница Женечка, ешь кашу сладенькую, вкусную, пуши-стую, мягкую, душистую». Читая потешку «Пошёл котик на торжок» воспитывали у детей желание де-литься друг с другом. Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они ока-зывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заклю-ченные в них, легко воспринимаются и запоминаются. В них глубоко раскрывается характер народа, его природный ум, уверенность в своей правоте и силе. С древнейших времен народ воспитывал в ребенке любовь к Родине, готовность к борьбе, желание защищать свой народ от беды, непримиримое отношение к преда-тельству. Важнейшие события исторической жизни закреплялись в народной памя-ти посредством пословиц. Пословицы мы использовали во всех процессах воспитательной работы. Считалки — это истории придуманный для детей, это способ осуществления объ-ективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжа-ется распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразитель-ным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском характере развивают считалки. Чаще всего считалки используется при проведении подвижных игр на свежем воздухе. Мирилки- Именно их дети легко запоминают, позволяют сказать слова прими-рения после ссоры. Умение прощать, мириться- важный навык, которому порой и нам взрослым надо бы поучиться. Заклички – небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное об-ращение к явлениям природы. Это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам, к улитке, это — передразнивание птиц, слова при скакании на одной ноге: когда в ухо попадала вода и надо было, чтобы она вылилась. Просьбы и пожелания детей звучат как приказы. Дождю велят: «Поливай ковшом», солнцу: «Выгляни в окошечко!», раду-ге: «Не давай дождя, давай солнышка!». Самым ярким и любимым жанром детей остается русская народная сказка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценно-стях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Разви-вают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правди-вость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Они воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность. (Сказка «Гуси- лебеди» Сказка привлекает занимательным сюжетом, даёт при-мер помощи в беде, пример торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хо-чешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других. «Колобок» распознавать подхалимство; жить своей головой; не доверять посто-ронним, коварным, расчетливым людям; не уходить из дома самовольно. Сказка «Маша и медведь» Предостерегает, что в лес одним нельзя ходить — мож-но попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Воспитать патриота своей Родины — ответственная и сложная задача. Решение которой, в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского са-да и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положи-тельные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическо-му воспитанию.
|