Педагогический проект в старшей группе «Что такое толерантность?»
Вид проекта:
- По доминирующей деятельности: познавательный;
- По количеству участников: групповой;
- По продолжительности: долгосрочный (ноябрь 2019 года – май 2020 года)
- Участники проекта: воспитатели, специалисты детского сада, дети старшей группы, родители.
Актуальность проекта.
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
- этика и стратегия ненасилия;
- идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
- необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны. В России, где проживают люди разных национальностей и религиозных убеждений, особое место занимают проблемы взаимоотношений, решить которые можно только с помощью воспитания толерантного сознания. Сегодня всё большее распространение в детской и подростковой среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых.
В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.
Проведённая диагностика родителей воспитанников группы показала невысокий уровень осознания проблемы толерантности. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения. Поэтому одной из главных задач детского сада является формирование у детей самосознания, толерантного отношения к окружающему миру.
Педагогические идеи воспитания толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. По-разному трактуют понятие «толерантность» философы, педагоги, учёные; исходя из этого, определяются принципы воспитания.
Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста, несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и учёными, имеет ряд проблем и противоречий. Социальный заказ современного общества ориентирован на свободную самостоятельную личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и методик по воспитанию толерантности в дошкольном возрасте немного. Возможности дошкольного детства хорошо изучены в плане развития познавательных и творческих способностей ребёнка, но вместе с тем недостаточно используется потенциал совместной культурно-досуговой деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию толерантной личности. Не удовлетворена потребность семьи в доступных технологиях и методиках воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и национальные традиции.
Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Что такое толерантность?».
Цель проекта: воспитывать у дошкольников потребность и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, религиозной, социальной принадлежности, а также особенностей мировоззрения, интересов и поведения.
Задачи проекта:
- в работе с детьми: сформировать у детей представления о толерантности, негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме. Воспитывать доброжелательность, активность, взаимопомощь и взаимовыручку.
- в работе с воспитателями: повысить профессиональную компетентность в вопросах нравственного воспитания дошкольников.
- в работе с родителями: повысить компетентность родителей в области нравственного воспитания детей и формирования у детей толерантного поведения. Создать благоприятный психологический микроклимат в семье.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализация проекта: 9 месяцев, сентябрь-май учебного года.
Критерии эффективности: будет считаться, проект успешно реализован, если
- педагоги усовершенствуют на свое профессиональное мастерство в вопросах нравственного воспитания дошкольников
- у детей будет сформировано толерантное отношение к убеждениям и взглядам других людей, к различным социальным группам; способности к сотрудничеству внутри коллектива, отрицательное отношение к проявлению агрессии и насилия в любой форме, стремление придти на помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; в группе ДОУ создан благоприятный психологический микроклимат.
- у родителей повысится компетентность в вопросах нравственного воспитания ребенка, гармонизация детско-родительских отношений.
Этапы реализации проекта:
I этап: изучение литературы по данной теме, анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, совместное составление плана работы по проекту.
II этап: реализация проекта в образовательную практику.
III этап: анализ результатов по реализации педагогического проекта. диагностическое обследование толерантности детей, анализ проведенных мероприятий, выступление на Совете педагогов, определение дальнейших перспектив данного проекта.
Сроки реализации
|
Содержание работы
|
Цель
|
Первый этап
|
Сентябрь
|
-Изучение литературы по данной теме, анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, отбор содержания занятий, разработка мероприятий педагогического проекта.
-Пополнение методической литературы.
-Выявление проблем и возможные перспективы их устранения.
-Система мероприятий проекта по взаимодействию с детьми, с семьями.
|
|
Второй этап
|
«Что такое толерантность?»
|
Октябрь- Ноябрь
|
-Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в страну Толерантность».
- Беседы: «Я, другие люди и наши способности», «Все мы разные и это прекрасно!», «Разговор о добре и милосердии», «Встречают по одёжке – провожают по уму».
- Анализ сказок толерантного поведения героев; русские народные сказки «Два козлика», «Рукавичка», «Зимовье зверей», сказки Г. Х. Андерсона «Гадкий утенок», «Ганс Чурбан», «Дюймовочка», Г. Х. Андерсона «Истинная правда, «Прыгуны», «Ребячья болтовня», «Свинопас», «Чайник», «Злой князь», «Дикие лебеди».
- Анализ пословиц и поговорок о толерантности.
-Этические беседы.
-просмотр мультфильмов о толерантности.
-Прослушивание и анализ песен о доброте и дружбе.
-Консультация для воспитателей «Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования»
-Итоговое мероприятие: Акция «Твори добро» - показ детьми сказки «Репка» для детей младших групп.
|
-Расширять представления детей о толерантном поведении.
-Способствовать созданию в семье и группе ДОУ доброжелательной психологической атмосферы.
-Воспитывать у детей толерантное отношение к окружающим людям.
|
«Человек: его права и обязанности»
|
Декабрь- Январь
|
-Беседы «Почему нельзя обижать маленьких и слабых», «Что такое дружба?».
-этические беседы
-просмотр мультфильмов о толерантности.
-Игры на сплочение детского коллектива («Гусеница», «Плот», «Слепой и поводырь»).
-Анализ сказок Ш. Перро «Замарашка», «Золушка», «Хохлик», бр. Гримм «Домовые», «Заяц и ёж», «Юный великан», В. Гауф. «Маленький Мук».
-Анализ пословиц и поговорок о толерантности.
-Консультация для родителей
«Права ребенка – соблюдение их в семье»
-Папка-передвижка «Воспитание без наказания».
-Привлечение родителей к организации и проведению благотворительной акции «Твори добро».
-Итоговое мероприятие: благотворительная акция «Твори добро» - строим с детьми и родителями постройки изо льда и снега на участке малышей.
|
-Формировать у детей элементарные представления о правовом поведении личности в современном обществе.
-Создавать доброжелательную, толерантную атмосферу в группе ДОУ и семье.
-Воспитывать у детей толерантное отношение к окружающим людям.
|
«Многонациональность России- богатство нашей страны»
|
Февраль-Март
|
-Непосредственная образовательная деятельность «Мы - дети планеты Земля», «Такие разные люди»,
-Беседы «Обычаи и традиции народов России», «О вкусах не спорят».
-Этические беседы
- просмотр мультфильмов о толерантности.
-Игры народов мира: «Чехорда», «Аист и лягушка», «Акса-таук», «Гнездо черепахи», «Укради знамя», «Баг-Чал», «Прятки по-американски», «Балтени», «Беляк», «Калабаса», «Бег с платком», «Белая палочка», «Рыбки в неводе», «Бег по следу», «Турецкие шашки», «Голландские прятки», «Дракон». Знакомство с пословицами и поговорками народов мира, игра-путешествие «Волшебный поезд»
-Чтение художественной литературы знакомство со сказками народов мира «Метелица» (нем. нар. сказка), «разумная дочь» (бел.сказка), «Волк простофиля» (бурятская народная сказка), «Олень и волк» (эстонская народная сказка), «Три поросенка», «Волшебный камешек», с пословицами, поговорками.
-Выставка рисунков «Дети нашей страны»
-Папка-передвижка «Пословицы и поговорки о доброте и толерантности»
-Привлечение родителей к подбору материала по теме месяца, организации выставки поделок.
-Привлечение родителей к проведению итогового мероприятия.
-Итоговое мероприятие: выставка поделок «Национальные игрушки народов России»
|
- -Расширять знания детей о культурном богатстве и этническом разнообразии народов нашей Родины.
- -Формировать у детей толерантного отношения к окружающим людям.
- -Создавать доброжелательную, толерантную атмосферу в группе и семье.
|
«Великая Победа»
|
Апрель
|
- Непосредственная образовательная деятельность «Наша страна – Россия, «Подвиг наших прадедушек и прабабушек на войне», просмотр видеороликов о ВОВ.
-Беседы «Что такое война?», «О подвиге русских солдат на войне», «Почему войну называют великой бедой?».
- Этические беседы.
- Просмотр мультфильмов о толеранитности.
- Чтение рассказов и стихотворений о войне Л. Кассиль «Твои защитники», А. Митяев «Книга будущих командиров», З. Александрова «Дозор», анализ пословиц и поговорок.
-Сюжетно-ролевые игры«Солдаты», «Летчики», «Пограничники».
- прослушивание и разучивание песен о войне. Праздник «День победы».
-Продуктивная деятельность «Открытка ко Дню победы», «Салют победы».
-Конкурс «Лучшая открытка ко Дню Победы»
-Привлечение родителей к подбору материала по теме, организации фотовыставки.
-Поручение родителям сводить детей на парад, посвященный Дню Победы.
-Итоговое мероприятие выставка семейных фотографий «Наши прабабушки и прадедушки на войне»
-Презентация проекта: развлечение «Мы разные. Но мы вместе!»
|
- -Расширять представление детей об исторических событиях 1941-1945 года (причины, последствия).
- -Создавать доброжелательную, толерантную атмосферу в группе и семье.
- -Воспитывать у детей чувство сопереживание, гордость за свой народ, любовь к Родине.
|
Третий этап
|
Май
|
-Анкетирование родителей.
-Диагностическое обследование детей.
-Анализ проведенных мероприятий.
-Выступление на Совете педагогов.
-Определение дальнейших перспектив данного проекта.
|
|
Подведение итогов.
Мониторинг знаний воспитанников (индивидуальные и групповые беседы)
Разработка рекомендаций для родителей:
«Воспитываем толерантность в себе и в детях»
Выставка, созданная совместно с родителями воспитанников: «Быт, обычаи и традиции народов России»
Фестиваль: «
Результатом проведенной работы стало то, что наши воспитанники
знают, что:
- все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции);
- им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого;
- они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов.
Дети умеют:
- понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей;
- проявлять эмпатию и толерантность;
- сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам;
- выражать свои чувства и понимать чувства другого;
- находить конструктивное решение конфликта.
Педагоги, родители:
- Повысился уровень знаний родителей по вопросам формирования у детей толерантного поведения;
- Предметно-развивающая среда в группе пополнена совместными усилиями педагогов и родителей;
- Педагогами применены на практике различные формы работы, ориентированные на развитие толерантности;
- Налажено взаимодействие педагогов и родителей детей по воспитанию толерантности.
Научно-методическое сопровождение проекта:
- Абдулкаримов Г. Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности. М. «МГУ» 2002. — 249.
- Акавова С. С. Преодоление конфликтных ситуаций как одна из форм проявления толерантности в учебно-воспитательном процессе. М. «МГУ» — с. 250.
- Асмолов А.Г. Слово о толерантности. М. «МГУ» 2001. – 129 с.
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. «Психология» 2002. – 277 с.
- Ватаман В. П. Воспитание детей на тардициях народной культуры. Волгоград. 2008. – 304 с.
- Декларация прав ребенка. Основные международные документы. М., 1992 г.
- Микляева н. В. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. М. Айрис Пресс. 2009. – 356 с.
- Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности. М. «Аванта» 2007. – 224 с.
- Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». – М., 2001. – с. 1 — 8.
- Шустова Л.П. Воспитание толерантности. М. «Логос». 2006. – 277 с.
- Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей. М. Рипол Классик. 2006. – 208 с.
|