«Использование технологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой «Дети-волонтеры» в рамках проекта «Большие и маленькие» |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Почкай Елена Александровна, Андреева Лидия Константиновна, Орлова Олеся Александровна, Васильева Ирина Валерьевна | |||
09.06.2022 05:45 | |||
«Использование технологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой «Дети-волонтеры» в рамках проекта «Большие и маленькие» Актуальность: Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. В связи с тем, что в нашем детском саду стоит такая задача, как формирование духовно-нравственного развития у детей, нами (Старшая группа «А» и Средняя группа «Б») было принято решение реализовать педагогическую технологию «Дети-волонтеры».
Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Волонтерство — это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения Цель технологии «Дети-волонтёры» — это развитие дошкольного волонтерского движения в детском саду, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Задачи педагогической технологии «Дети-волонтёры»:
В старшем дошкольном возрасте можно реализовать технологию эффективной социализации «Дети-волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Это помогает ребятам научить малышей играть в различные игры, показывать им сказки, одеваться, лепить, рисовать и т. д. Ребята стали впервые по-настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Для организации и реализации данной технологии необходимо в режимные моменты и не только предоставляли старшим детям возможность помочь или научить младших детей. А также мы составили план посещения старшими детьми младших. Выделили группу детей, желающих играть с малышами. Кроме того, организовали «Школу волонтёров», то есть специальное обучение старших детей по следующим инициативам:
Например, перед походом к детям младших групп с волонтёрской инициативой «Научим малышей одеваться», дети старшей группы повторяют алгоритм одевания после сна или алгоритм одевания на прогулку. Говоря о волонтерской инициативе «Подари улыбку малышу» (например, настольный или кукольный театр, подготовительный этап включал в себя: выбор сказки, подходящей по возрасту детей и чтение, и разучивание самой сказки. При выборе оптимальной частоты посещения детьми-волонтерами младших групп, нам необходимо было определить частоту мероприятий. Принимая во внимание длительность подготовительного периода и объемы изучаемого материала, оптимальный период был определен, как один-два раза в две недели. Взяв за основополагающую идею — технологию «Дети-волонтеры», нами за время деятельности в детском саду, частично были реализованы некоторые волонтерские инициативы. Например, дети группы «Дружная семейка» посещали детей средней группы «Радуга», где помогали детям одеваться после сна, играли в игры «Сыщики» и «Найди половинку». Помимо этого, помогали и учили детей ухаживать за растениями, и просто играли. Дети волонтерское движение приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа 5-6 человек, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Другие присматривались. Но после того, как волонтеры, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес и желание сначала попробовать, а потом тоже активно включались в работу. Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети получают внутреннее удовлетворение, чувствуют гордость за проделанную работу. Не ждут материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения. В ходе наблюдений за реакцией детей на технологию «Дети-волонтеры», можно сделать вывод:
Совместная образовательная деятельность «Конструирование» Цель: Развитие саморегуляции поведения при совместной деятельности детей разных возрастов, развитие уверенности у старших дошкольников в своих силах, формирование желания детей делиться опытом и работать в команде. В рамках технологии «Дети-волонтеры» был проведен совместный «Утренний круг», где дети средней группы сами определяли какая помощь им нужна, о чем они чаще всего просят взрослых. А дети старшей группы решали могут ли они помочь сами и чем. Выяснилось, что дети старшей группы могут помочь детям собраться на прогулку, оказать помощь в изобразительной деятельности (часто дети младших групп спрашивают у воспитателя: покажите как нарисовать дерево, машину, человека), во время игры и других режимных моментах. Совместное спортивное мероприятие «Веселый мяч» На всех совместных мероприятиях старшие дети закрепляют свои навыки, а младшие приобретают новые, чтобы в дальнейшем делиться с другими детьми. Посвящение в волонтеры группу «Дружная семейка» Цель: Создание благоприятного эмоционального настроя на участие в волонтёрском движении. Задачи:
|