«Формирование нравственного здоровья дошкольников». |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Рау Светлана Викторовна Мушникова Ольга Михайовна | |||
29.05.2022 10:46 | |||
«Формирование нравственного здоровья дошкольников». С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человекам, если рядом не будет другого человека. Развитие личности происходит по двум направлениям: социализации (присвоении общественного опыта) и индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности). Именно на гармонизацию этих двух линий развития ребёнка и направлено образование, реализующее личностно-ориентированный подход. Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.
Существует ряд методик и игр, использование которых позволит:
Хотим предложить вашему вниманию ряд методических приёмов, занятий, игр, направленных на формирование нравственного здоровья дошкольников. 1 РАЗДЕЛ: Ритуалы в жизни и на занятиях. Минутки вхождения в день способствуют психическому и личностному росту ребёнка, помогают детям адаптироваться условиям детского сада, лучше чувствовать себя в детском коллективе, развивают навыки социального поведения, способствуют повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности. Выбор темы для начала дня определяется разными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей и т.д. Утреннее приветствие, проводится ежедневно в группе в начале дня. Может включать в себя:
Введение режимных ритуалов сплачивает детей, способствует формированию внимательного отношения детей друг к другу. Коврик — неделька (для младшего возраста). Используются для закрепления знаний о названии частей суток, умения детей свободно ориентироваться в режимных моментах детского сада, для закрепления названия основных и дополнительных цветов, навыков планирования своей деятельности. Кубики — неделька (для старшего возраста). Используется для закрепления знаний детей о режимных моментах группы, о последовательности дней недели, для развития речи и памяти детей, с целью научить детей структурировать время. Использование сонных игрушек способствует снижению тревоги, агрессии и общей невротичности в период адаптации ребёнку к детскому саду, созданию положительной мотивации на режимный момент сна, улучшению эмоционального фона и развитию чувства уверенности. С «сонными игрушками» дети спокойнее готовятся ко сну, быстрее засыпают. Лучше всего использовать мягкие игрушку различных размеров. Самомассаж и взаимомассаж помогает не только укрепить физическое здоровье детей, но и снизить раздражительность и агрессию. Можно использовать:
2 РАЗДЕЛ: Счастье — это когда тебя понимают. Приведённые в данном разделе методики направлены на развитие, осознание своих желаний, эмоций; повышение интереса и уважения к себе, к своей семье; развитие понимания неоднородности социального мира (у каждого свои желания, настроения, поступки), принятие себя и окружающих детей и взрослых; повышение самооценки, формирование адекватных притязаний.
Содержание альбома: Это Я. Мой рост и вес. Моя семья. Чего я боюсь. Дом, в котором я живу. Чему я радуюсь. Мои друзья. Моя мечта. Моя неделя. Мои достижения День рождения Праздники. Когда я был маленьким. Время года. Домашний любимец Выходные дни 4. Коробочка добрых дел. Цель: научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитать чувство уважения к людям: доброжелательность, желание совершать добрые поступки. 3 РАЗДЕЛ: Хорошо — когда рядом друг. Этот раздел посвящен:
Ребёнок — ребенок. Предлагаем провести нравственные занятия с детьми на темы:
Объединяющие игры с воспитателем. «Клубочек». «Ловушка». «Угадай-ка». «Виноградная гроздь». «Весёлые шарики». «Художники» «Пугало». «Спасатели» и др. Совместные детско-родительские занятия. Психологическая гостиная включает в себя работу с родителями: беседы, обучающие семинары, консультации, анкетирование. Для достижения положительных результатов очень важно использовать предложенные методики во взаимосвязи, как единое целое.
|