Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нравственное воспитание
Автор: Леднева Наталья Андреевна   
20.01.2022 21:22

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИНРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Прокудин Юрий Петрович кандидат педагогических наук, доцент почетный работник высшего профессионального образования РФ ORCID 0000-0003-0558-2786
  • Леднева Наталья Андреевна магистрант Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина ORCID 0000-0001-6353-2408

Аннотация. В статье рассматривается понятие нравственное воспитание и его осуществление через игровую деятельность дошкольников. Приводятся конкретные игры, их тематическая направленность. Раскрываются формы, методы и средства игровой деятельности через призму нравственного воспитания дошкольников. Анализируются различные ситуации.

Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, игра и игровая деятельность, роль воспитателя, нравственные качества.

«Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

 

Из-за сложившейся ситуации в современном мире всю большую актуальность приобретает проблема нравственного развития детей дошкольного возраста. Недостаток знаний о ценностях и нравственная опустошенность определены обособленностью человека от культуры, которая позволяет сохранять и передавать важные знания и ценности будущим поколениям, также они ведут к изменению понятий «добро» и «зло» у нового, еще только подрастающего поколения.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста сегодня является одной из самых сложных задач для современного образовательного учреждения. Нравственное воспитание – самая важная цель для каждой учебной программы дошкольного образования.

Выбор и рациональное применение различных методов в воспитании нравственных качеств детей в наше время – это, бесспорно, основная задача педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Конечно, нормы морали воспитываются в ребенке в социальной среде – это семья, детский сад, дошкольные кружки, но, бесспорно, одну из самых важных ролей в становлении личности маленького человека занимает педагог, воспитатель, ведь именно его вклад способствует рождению специальной микросреды, воздействие которой наиболее благоприятно влияет на детей, на их психологическое развитие, и управляет появляющимися взаимоотношениями. Мы считаем, что решение проблем нравственного воспитания современных дошкольников посредством игры позволит более глубоко осмыслить пути, средства, возможности и специфику педагогической работы с детьми в детском саду, в процессе которой дети смогут активно переосмыслить накопленный нравственный опыт.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому, именно в игре ребенок обучается и воспитывается более успешно, чем на специальных занятиях. На первый план в играх выдвинуты межличностные отношения и смысл труда этих людей. Примеряя на себя разные роли, ребенок учится вести себя в соответствии с общепринятыми в мире людей нравственными нормами.

Очень часто взрослые недооценивают роль игры в жизни детей и относятся к ней не серьёзно, относя её к обычной детской забаве. Не признавать и не понимать игру – значит не понимать и недооценивать дошкольного детства, не удовлетворять духовных потребностей ребенка.

Если родители серьезно интересуются играми своего ребенка, то ребенок не испытывает в их присутствии неловкости, доверчиво делится с ними своими замыслами о том, во что ему хочется поиграть, прислушивается к советам старших, следовательно, развитие ребёнка будет направлено в нужное русло.

Игры детей старшего возраста требуют целенаправленной, продуманной организации со стороны взрослых. Иначе возможен разрыв между жизненным и игровым опытом ребенка.

Самыми популярными и востребованными играми среди детей являются «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Дочки-матери», в которых ребята отлично впитывают модели поведения окружающих. Выбирая роль (продавца, учителя, матери и т.д.), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Сюжетно-ролевые игры «Школа», «Парикмахерская», «Стройка», «Больница» и т. д. при правильной их организации помогают воспитывать уважение к взрослым, интерес к этим профессиям.

Во многих ролевых играх детей необходимым атрибутом является кукла. Игры с куклой всегда способствуют тому, что дети становятся в роли старшего «мамы» или «папы». В играх они учатся уступать друг другу, в речи появляются ласковые, уменьшительно – ласкательные и теплые слова, меняется интонация, в отношениях они доброжелательны. Игры с куклами становятся продолжительными и богатыми по содержанию: нужно куклу умыть, одеть, накормить, собрать на прогулку, погулять с ней и научить чему-нибудь, например, как вести себя с взрослыми, быть вежливыми, доброжелательными. Воспитание личности в играх с куклой при этом «будет осуществляться планомерно и организованно, не в виде внушения детям требований быть правдивым, делиться с другими и т. д., а в самой форме организации их игровой деятельности.

Например, в играх с куклой типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым способствуют игры «Как будто у нас маленький ребёнок», «Как будто дома нет мамы», «Кукла болеет». Таким образом, рождается участливое отношение к больному, готовность ему помочь.

Большое значение для воспитания патриотических чувств имеют игры в военных. Эти игры воспитывают взаимопомощь, взаимовыручку, дисциплинированность, умение подчинять свои интересы общим интересам, уважение к родной армии.

Чувство патриотизма – это уважение и любовь к своей родине и своему народу, своей стране. Трудно переоценить значение ролевых игр – путешествий, в которых главную роль на себя берёт воспитатель, так как такие игры требуют большего объёма знаний, чем, как правило, имеют дети.

Игра уместна и в решении задачи формирования у детей правильного, положительно-эмоционального отношения к труду, воспитания трудолюбия. Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому труду, особенно к хозяйственно-бытовому и по самообслуживанию, надо чаще использовать игровые формы. Включаясь в любое серьёзное дело, ребёнок обыгрывает его, подражая взрослым.

Дети любят работать в «мастерской» по ремонту книг, коробок для настольных игр. Но важно ставить перед ребёнком не игрушечные цели – книгу нужно подклеить по-настоящему, аккуратно, чтобы её могли почитать и другие дети.

В социально – нравственном воспитании игры формируют первые моральные суждения и оценки действиям. Ребенок начинает понимать нравственные нормы, но не всегда соблюдает их в своих реальных поступках. Социальная среда, такая как семья, имеет большое значение в в социально – нравственном развитии ребенка.

В детском саду созданы благоприятные условия для нравственного развития детей, где ведущим видом деятельности является сюжетно – ролевая игра. В ней ребенок познает способы поведения, действия и взаимоотношения взрослых.

Выполняя определенную роль, ребенок учится взаимодействовать в соответствии с нравственными нормами, которые приняты в обществе. В игре ребенок самостоятельно проживает своей жизнью, а не учится жить. В игре он поступает так, как будет поступать в реальной жизни через некоторое время.

Придуманная ситуация в игре освобождает его от ситуативной связи. В игре он учится действовать по ситуации, которая требует от него познания, а не только переживается. В придуманной ситуации ребенок учится управлять восприятием предмета и реальных обстоятельств, а также значением и смыслом ситуации. Наступает новое отношение человека к миру: он видит окружающую действительность, которая имеет не только разнообразную окраску, но и множество форм, значений и смысл качества. В играх ребенок видит сферу широких моральных отношений: ответственность, заботу, взаимопомощь. Играя в ролевые игры, ребенок усваивает моральные правила, правила ролевого поведения, в роли взрослого или сверстника. Дети осваивают деятельность взрослых, их отношение к своему труду, формируется положительное отношение к нормам и правилам поведения в обществе, к поступкам.

Сюжетно – ролевая игра – средство формирования культуры общения. В игре развиваются особенности личности ребенка:

  • формируется подчинение ситуативных мотивов наиболее общим и высоким;
  • формируются общественно – значимые мотивы, когда ребенок принимает на себя малоинтересную роль, чтобы игра состоялась;
  • возникает новая психологическая форма обобщенных и осознанных мотивов.

Правила в игре, которые ребенок выполняет, добровольно формируют волевые черты характера и воспитывают сдержанность.

Воспитатель должен управлять формированием отношений в реальности, организовывать детей с учетом их интересов. Если ребенок играет один, можно привлечь к игре взрослого или ребенка, предложить ему новую ситуацию, необходимо учитывать гендерный подход к организации взаимодействия детей в игре. Например:

  • можно обратиться к мальчику, катающему машинку: «Ты починил свою машинку? А ты дашь Коле ее покатать? Он будет рад с тобой поиграть!».
  • девочке, которая надевает куклу на прогулку: «Ты со своей дочкой идешь на прогулку? Ты позовешь на прогулку Лизу? Она обрадуется, когда узнает, что ты позвала Лизу на прогулку!».
  • девочке накрывающей на стол: «Ты сегодня празднуешь День рождения своей дочки? А вы пригласите гостей? Они обрадуются вашему приглашению!».

Организация такого рода ситуаций педагогического воздействия на игры детей может быть как частью игрового занятия-тренинга, так и ситуативным психолого-педагогическим сопровождением самостоятельной детской игры. При этом особое внимание нужно обращать на поддержку интереса к действиям сверстника и установление правил поведения по отношению к нему.

В совместных играх необходимого внимания требует регулирование взаимоотношений детей, их общения. У дошкольников можно сформировать четкое представление о социальной субординации, чтобы дети пользовались этим в игре посредством обучения моделированию отношений, которые возникают между людьми.

Формирование сюжетно – ролевых игр воспитатель проводит на каждом возрастном этапе, образуя единый комплекс педагогических мероприятий.

Игра способна выступать как механизм социально-личностного развития ребенка и формирования социально-нравственных отношений в группе при следующих подходах:

  1. Своевременное изменение предметно – игровой среды с учетом Обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. Среда должна содержать элементы проблематизации, т. е. провоцировать детей на формулирование и решение проблемных ситуаций.
  2. Воспитатель активно обогащает жизненный опыт детей в игре, учитывая, что основной источник игры ее содержание взято из реальной жизни. Поэтому нужно обращать внимание детей на те или иные компоненты социальной действительности, сферы человеческих взаимоотношений.
  3. Играя в обучающие игры с детьми, воспитатель передает опыт традиционной культуры игры. Во-первых, детей нужно научить «входить» в воображаемую ситуацию. Понимая ее условность, используя слова «а что, если?», и «как будто». Во-вторых, детей нужно научить осуществлять цепочку игровых действий и объединять их в один процесс, идентифицируя его как содержание игры.

С помощью игр, дети дошкольного возраста незаметно для себя учатся действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности и выполняет главную роль в воспитании нравственных качеств старших дошкольников. В игре происходит усвоение моральных норм, правил. В игровых ситуациях дети учатся уступать, проявляют сочувствие, находят альтернативные выходы.

Знания об этических нормах также необходимы каждому ребенку для того, чтобы он с легкостью мог разбираться в общественных явлениях, понимать собственное поведение, предугадывать моральные последствия своих действий и поступков. Нравственные представления и понятия являются наиболее важной и существенной предпосылкой поведения детей дошкольного возраста, хотя и не определяют его полностью. На уровень нравственных норм, несомненно, очень сильно влияют возникающие в результате различной деятельности нравственные взаимоотношения. Без какой-либо деятельности моральные качества возникнуть не могут. Следовательно, можно сделать вывод о том, что очень важным является наличие достаточного объема полезного для общества и самостоятельного труда и другого вида работ, с помощью которых дети могли бы реализовать свои знания о правилах морали и её нормах.

Существенное влияние на нравственное формирование личности детей оказывают ситуации, в которых нужно сделать выбор, чаще всего их называют «ситуации выбора», а именно это моменты, когда ребенок выбирает как ему поступить, руководствуясь знакомой и понятной ему нормой морали. Такая ситуация для ребенка должна быть сложной и требовать от него анализа своего опыта, а также держать в напряжении его мысли.

Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

Задача воспитателя, помочь ребенку самому научиться добывать знания, радоваться каждому успеху, даже малейшей попытке проявить себя. Пусть ребенок видит и осознает, что учиться и познавать – это интересно и необходимо каждому. Только тогда он непременно станет выдающимся.

Список литературы

  1. Авдулова, Т. П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе / Т. П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2015. — № 2. — С. 12-22.
  2. Азбука нравственного взросления: методический материал / В. И. Петрова [и др. ]. СПб.: Питер, 2007. 304с.
  3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2003. – 512 с.
  4. Дмитриева И. Г. Целостный подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольника // Начальная школа плюс До и После. – 2005 — № 7 – С. 50-54.
  5. Жукова, Г.Н. Нравственные беседы с детьми / Г.Н. Жукова. – М.: Гном и Д, 2006. – 205 с.
  6. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. – С. 14-19.
  7. Козлова С. А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. М.: Владос, 2008. 289с.
  8. Курочкина, И. Воспитание доброжелательно-уважительных отношений в свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования / И. Курочкина /Детский сад от А до Я. — 2015. — № 2. — С. 32-39.
  9. Ломбина Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников // Психолог в детском саду. — 2010 — № 2 — С. 68-88.
  10. Соловейчик С. Л. Нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С.14-16.
  11. Сушкова И. В. О процессе нравственного воспитания дошкольников // Вестник высшей школы. 2004. №6. С.21-25
  12. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год