НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Леднева Наталья Андреевна | |||
20.01.2022 21:22 | |||
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается понятие нравственное воспитание и его осуществление через игровую деятельность дошкольников. Приводятся конкретные игры, их тематическая направленность. Раскрываются формы, методы и средства игровой деятельности через призму нравственного воспитания дошкольников. Анализируются различные ситуации. Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, игра и игровая деятельность, роль воспитателя, нравственные качества. «Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский
Из-за сложившейся ситуации в современном мире всю большую актуальность приобретает проблема нравственного развития детей дошкольного возраста. Недостаток знаний о ценностях и нравственная опустошенность определены обособленностью человека от культуры, которая позволяет сохранять и передавать важные знания и ценности будущим поколениям, также они ведут к изменению понятий «добро» и «зло» у нового, еще только подрастающего поколения. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста сегодня является одной из самых сложных задач для современного образовательного учреждения. Нравственное воспитание – самая важная цель для каждой учебной программы дошкольного образования. Выбор и рациональное применение различных методов в воспитании нравственных качеств детей в наше время – это, бесспорно, основная задача педагогов дошкольных образовательных учреждений. Конечно, нормы морали воспитываются в ребенке в социальной среде – это семья, детский сад, дошкольные кружки, но, бесспорно, одну из самых важных ролей в становлении личности маленького человека занимает педагог, воспитатель, ведь именно его вклад способствует рождению специальной микросреды, воздействие которой наиболее благоприятно влияет на детей, на их психологическое развитие, и управляет появляющимися взаимоотношениями. Мы считаем, что решение проблем нравственного воспитания современных дошкольников посредством игры позволит более глубоко осмыслить пути, средства, возможности и специфику педагогической работы с детьми в детском саду, в процессе которой дети смогут активно переосмыслить накопленный нравственный опыт. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому, именно в игре ребенок обучается и воспитывается более успешно, чем на специальных занятиях. На первый план в играх выдвинуты межличностные отношения и смысл труда этих людей. Примеряя на себя разные роли, ребенок учится вести себя в соответствии с общепринятыми в мире людей нравственными нормами. Очень часто взрослые недооценивают роль игры в жизни детей и относятся к ней не серьёзно, относя её к обычной детской забаве. Не признавать и не понимать игру – значит не понимать и недооценивать дошкольного детства, не удовлетворять духовных потребностей ребенка. Если родители серьезно интересуются играми своего ребенка, то ребенок не испытывает в их присутствии неловкости, доверчиво делится с ними своими замыслами о том, во что ему хочется поиграть, прислушивается к советам старших, следовательно, развитие ребёнка будет направлено в нужное русло. Игры детей старшего возраста требуют целенаправленной, продуманной организации со стороны взрослых. Иначе возможен разрыв между жизненным и игровым опытом ребенка. Самыми популярными и востребованными играми среди детей являются «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Дочки-матери», в которых ребята отлично впитывают модели поведения окружающих. Выбирая роль (продавца, учителя, матери и т.д.), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность. Сюжетно-ролевые игры «Школа», «Парикмахерская», «Стройка», «Больница» и т. д. при правильной их организации помогают воспитывать уважение к взрослым, интерес к этим профессиям. Во многих ролевых играх детей необходимым атрибутом является кукла. Игры с куклой всегда способствуют тому, что дети становятся в роли старшего «мамы» или «папы». В играх они учатся уступать друг другу, в речи появляются ласковые, уменьшительно – ласкательные и теплые слова, меняется интонация, в отношениях они доброжелательны. Игры с куклами становятся продолжительными и богатыми по содержанию: нужно куклу умыть, одеть, накормить, собрать на прогулку, погулять с ней и научить чему-нибудь, например, как вести себя с взрослыми, быть вежливыми, доброжелательными. Воспитание личности в играх с куклой при этом «будет осуществляться планомерно и организованно, не в виде внушения детям требований быть правдивым, делиться с другими и т. д., а в самой форме организации их игровой деятельности. Например, в играх с куклой типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым способствуют игры «Как будто у нас маленький ребёнок», «Как будто дома нет мамы», «Кукла болеет». Таким образом, рождается участливое отношение к больному, готовность ему помочь. Большое значение для воспитания патриотических чувств имеют игры в военных. Эти игры воспитывают взаимопомощь, взаимовыручку, дисциплинированность, умение подчинять свои интересы общим интересам, уважение к родной армии. Чувство патриотизма – это уважение и любовь к своей родине и своему народу, своей стране. Трудно переоценить значение ролевых игр – путешествий, в которых главную роль на себя берёт воспитатель, так как такие игры требуют большего объёма знаний, чем, как правило, имеют дети. Игра уместна и в решении задачи формирования у детей правильного, положительно-эмоционального отношения к труду, воспитания трудолюбия. Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому труду, особенно к хозяйственно-бытовому и по самообслуживанию, надо чаще использовать игровые формы. Включаясь в любое серьёзное дело, ребёнок обыгрывает его, подражая взрослым. Дети любят работать в «мастерской» по ремонту книг, коробок для настольных игр. Но важно ставить перед ребёнком не игрушечные цели – книгу нужно подклеить по-настоящему, аккуратно, чтобы её могли почитать и другие дети. В социально – нравственном воспитании игры формируют первые моральные суждения и оценки действиям. Ребенок начинает понимать нравственные нормы, но не всегда соблюдает их в своих реальных поступках. Социальная среда, такая как семья, имеет большое значение в в социально – нравственном развитии ребенка. В детском саду созданы благоприятные условия для нравственного развития детей, где ведущим видом деятельности является сюжетно – ролевая игра. В ней ребенок познает способы поведения, действия и взаимоотношения взрослых. Выполняя определенную роль, ребенок учится взаимодействовать в соответствии с нравственными нормами, которые приняты в обществе. В игре ребенок самостоятельно проживает своей жизнью, а не учится жить. В игре он поступает так, как будет поступать в реальной жизни через некоторое время. Придуманная ситуация в игре освобождает его от ситуативной связи. В игре он учится действовать по ситуации, которая требует от него познания, а не только переживается. В придуманной ситуации ребенок учится управлять восприятием предмета и реальных обстоятельств, а также значением и смыслом ситуации. Наступает новое отношение человека к миру: он видит окружающую действительность, которая имеет не только разнообразную окраску, но и множество форм, значений и смысл качества. В играх ребенок видит сферу широких моральных отношений: ответственность, заботу, взаимопомощь. Играя в ролевые игры, ребенок усваивает моральные правила, правила ролевого поведения, в роли взрослого или сверстника. Дети осваивают деятельность взрослых, их отношение к своему труду, формируется положительное отношение к нормам и правилам поведения в обществе, к поступкам. Сюжетно – ролевая игра – средство формирования культуры общения. В игре развиваются особенности личности ребенка:
Правила в игре, которые ребенок выполняет, добровольно формируют волевые черты характера и воспитывают сдержанность. Воспитатель должен управлять формированием отношений в реальности, организовывать детей с учетом их интересов. Если ребенок играет один, можно привлечь к игре взрослого или ребенка, предложить ему новую ситуацию, необходимо учитывать гендерный подход к организации взаимодействия детей в игре. Например:
Организация такого рода ситуаций педагогического воздействия на игры детей может быть как частью игрового занятия-тренинга, так и ситуативным психолого-педагогическим сопровождением самостоятельной детской игры. При этом особое внимание нужно обращать на поддержку интереса к действиям сверстника и установление правил поведения по отношению к нему. В совместных играх необходимого внимания требует регулирование взаимоотношений детей, их общения. У дошкольников можно сформировать четкое представление о социальной субординации, чтобы дети пользовались этим в игре посредством обучения моделированию отношений, которые возникают между людьми. Формирование сюжетно – ролевых игр воспитатель проводит на каждом возрастном этапе, образуя единый комплекс педагогических мероприятий. Игра способна выступать как механизм социально-личностного развития ребенка и формирования социально-нравственных отношений в группе при следующих подходах:
С помощью игр, дети дошкольного возраста незаметно для себя учатся действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности и выполняет главную роль в воспитании нравственных качеств старших дошкольников. В игре происходит усвоение моральных норм, правил. В игровых ситуациях дети учатся уступать, проявляют сочувствие, находят альтернативные выходы. Знания об этических нормах также необходимы каждому ребенку для того, чтобы он с легкостью мог разбираться в общественных явлениях, понимать собственное поведение, предугадывать моральные последствия своих действий и поступков. Нравственные представления и понятия являются наиболее важной и существенной предпосылкой поведения детей дошкольного возраста, хотя и не определяют его полностью. На уровень нравственных норм, несомненно, очень сильно влияют возникающие в результате различной деятельности нравственные взаимоотношения. Без какой-либо деятельности моральные качества возникнуть не могут. Следовательно, можно сделать вывод о том, что очень важным является наличие достаточного объема полезного для общества и самостоятельного труда и другого вида работ, с помощью которых дети могли бы реализовать свои знания о правилах морали и её нормах. Существенное влияние на нравственное формирование личности детей оказывают ситуации, в которых нужно сделать выбор, чаще всего их называют «ситуации выбора», а именно это моменты, когда ребенок выбирает как ему поступить, руководствуясь знакомой и понятной ему нормой морали. Такая ситуация для ребенка должна быть сложной и требовать от него анализа своего опыта, а также держать в напряжении его мысли. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция. Задача воспитателя, помочь ребенку самому научиться добывать знания, радоваться каждому успеху, даже малейшей попытке проявить себя. Пусть ребенок видит и осознает, что учиться и познавать – это интересно и необходимо каждому. Только тогда он непременно станет выдающимся. Список литературы
|