Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности
Нравственное воспитание
Автор: Борисова Марина Петровна Гаранина Ольга Евгеньевна Волынова Марина Юрьевна   
21.01.2022 09:44

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотностиФормирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности

«Самый лучший воспитатель для ребёнка, тот кто духовно общаясь с ним, забывает, что он воспитатель и видит в своём воспитаннике друга, единомышленника Такой воспитатель видит самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на маленькую, формирующуюся личность.»

В.Сухомлинский

Какими мы хотим видеть наших воспитанников в будущем? Умными? Да! Развитыми? Безусловно! И конечно же нравственно воспитанными, в том числе и в финансовых вопросах.

 

Казалось бы, при чем здесь нематериальные ценности, воспитание и деньги, а связь есть, и она прямая. Хотя не каждый педагог ее видит. Поэтому возникают вопросы: нужно ли детям дошкольного возраста знать, что такое деньги, зачем они, как их заработать и правильно потратить.

Опираясь на наш опыт (и жизненный, и профессиональный), убеждены в том, что чем раньше дети получат нравственно правильное экономическое образование, тем более милосердными, ответственными за себя и окружающих они вырастут. Но ведь так думают не все.

В русской истории и в современном мире есть яркие примеры сочетания материальной обеспеченности и истинной духовности: от Павла Третьякова и Саввы Морозова до Константина Хабенского и Владимира Спивакова.

Есть люди, которые не богаты, но готовы оказать посильную помощь нуждающимся. Всем нам хотелось бы, чтобы такие примеры не были исключением,. поэтому важно воспитать в детях правильное отношение к деньгам – не только как к средству улучшения своей жизни, но и возможности помогать тем, кому плохо или сохранению предметов искусства.

Часто ли мы говорим с детьми о благотворительности, или милостыни? Думаем, что нет, а ведь всё это тоже вопросы и нравственной, и финансовой грамотности. От их грамотного и своевременного решения зависит, протянет ли выросший сегодняшний ребенок руку помощи бабушке, переводя ее через дорогу, или попросит деньги вперед за предполагаемую услугу.

Целесообразность обучения детей финансовой грамотности широко обсуждается в нашем обществе. Многие считают, что такие уроки приведут к культу богатства и обесцениванию духовного мира подрастающего поколения. Да, такие риски действительно существуют и, чтобы их избежать, нужно подойти к вопросу преподавания финансовой грамотности очень осторожно. Необходимо построить работу с детьми так, чтобы ценностные основы нравственности и духовности не только не уходили на второй план, но, напротив превалировали на фоне экономических понятий.

Идея взаимосвязи экономического, нравственного и трудового воспитания детей впервые прозвучала в книге «Материнская школа» родоначальника научной педагогики Я.А. Коменского. С тех пор прошло более 400-х лет, изменилось многое, но нравственные ценности остались прежними: на деньги можно купить икону, но не веру, кровать, но не сон, часы, но не время. Эти ценности приняты в нашем обществе, но все ли им следуют? Не пора ли в погоне за красивой жизнью остановиться, отдышаться и задать себе вопрос — все ли в нашем мире измеряется деньгами?

И еще один важный вопрос, может ли материальное обогащение любой ценой оказывать негативное влияние на воспитание детей? Да, может. Наблюдения показали, что детей волнует всё, что волнует нас, взрослых: рост цен, дороговизна продуктов, неспособность купить желаемое ребенку. С одной стороны дети видят переживания родителей, когда они не могут удовлетворить его просьбу, с другой — у них не получается справится со своими эмоциями, и они упрекают взрослых: «У тебя всегда нет денег, зачем ты меня родила! Я тебя не люблю».

Безусловно, семья в решении задач экономического воспитания — ведущий социальный институт, но, среди многих родителей бытует мнение, что финансы – это взрослая тема и ребёнку до определенного времени не стоит знать цену очередной игрушки из магазина. Но пока это время идёт, растут не только «детские аппетиты», но и закладывается неверное понимание того, как устроена жизнь в обществе.

Мы уверены в том, что у родителей не должно стоять вопроса: с какого возраста начинать финансовое воспитание. Чем раньше, тем лучше. При этом важно не только говорить и рассказывать, но и своим примером демонстрировать правильное финансовое поведение, которое не будет идти в разрез с нравственностью.

И если в семье преобладают правильные приоритеты и ценности: взаимопонимание, традиции, здоровый образ жизни, помощь нуждающимся, то несомненно трата денежных средств пойдет на пользу и принесет истинное удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностей. Финансовой грамотности дети будут учиться всю жизнь, но чем раньше они получат первые уроки, тем более правильные навыки и установки сформируются у них в будущем.

Помочь в этом способны программы по финансовой грамотности: парциальные, созданные Банком России и методические разработки практических педагогов на эту тему. Однако, все они носят рекомендательный характер, а значит не каждый ребенок дошкольного возраста получит финансовое образование. Педагоги и родители нашего дошкольного учреждения сказали «Да» правильному экономическому просвещению и нашли средства повышения своей компетенции в этом вопросе: педагоги прошли курсы по финансовой грамотности, для родителей организуются консультации и семинары-практикумы.

На уровне предметного содержания, реализуемой нами программы созданы условия для воспитания важных духовно-нравственных категорий:

  • патриотизма — через активное познание истории, первичного освоения понятия «меценатство» и понимания значимости достижений экономического развития своего и других народов;
  • трудолюбия, осознанного отношения к учению, труду, жизни;
  • ценностного отношения к природе и окружающей среде;
  • не потребительского, а нравственного поведения в жизни и в экономике.

Хочется верить, что воспитанники нашего детского сада понимают главное – есть в мире то, что за деньги не купишь. Но деньги – это и не зло. Бессребреников из них мы тоже не растим. Мы объясняем им причинно-следственные связи экономических взаимоотношений в обществе, акцентируя внимание на духовно-нравственной стороне вопроса. И всё это происходит в формате увлекательных сюжетно-ролевых игр, творческих заданий, разбора поступков сказочных героев, на примере всего того, что ребенок способен оценить и усвоить. А ведется ли подобная работа в других дошкольных образовательных организациях? Чтобы такой вопрос не возникал, считаем, что полезнее для всех было бы закрепить финансовое воспитание дошкольников в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

И как бы пафосно это не звучало, но наши дети — это будущее России, и каким оно будет, зависит от нас. А значит, у педагогов очень благородная миссия: построить мостик от своей души к душе каждого маленького человека, чтобы он чувствовал главное: в основе любых взаимоотношений лежит любовь, доверие и уважение. И об этом нельзя забывать даже на занятиях по финансовой грамотности. Тем более на этих занятиях.

  • Гаранина Ольга Евгеньевна
  • Волынова Марина Юрьевна

Воспитатели, МБДОУ Детский сад №2 «Ягодка», г. Скопин

  • Борисова Марина Петровна

Старший воспитатель, МБДОУ Детский сад №2 «Ягодка», г. Скопин

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год