Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Борисова Марина Петровна Гаранина Ольга Евгеньевна Волынова Марина Юрьевна | |||
21.01.2022 09:44 | |||
Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности «Самый лучший воспитатель для ребёнка, тот кто духовно общаясь с ним, забывает, что он воспитатель и видит в своём воспитаннике друга, единомышленника Такой воспитатель видит самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на маленькую, формирующуюся личность.» В.Сухомлинский Какими мы хотим видеть наших воспитанников в будущем? Умными? Да! Развитыми? Безусловно! И конечно же нравственно воспитанными, в том числе и в финансовых вопросах.
Казалось бы, при чем здесь нематериальные ценности, воспитание и деньги, а связь есть, и она прямая. Хотя не каждый педагог ее видит. Поэтому возникают вопросы: нужно ли детям дошкольного возраста знать, что такое деньги, зачем они, как их заработать и правильно потратить. Опираясь на наш опыт (и жизненный, и профессиональный), убеждены в том, что чем раньше дети получат нравственно правильное экономическое образование, тем более милосердными, ответственными за себя и окружающих они вырастут. Но ведь так думают не все. В русской истории и в современном мире есть яркие примеры сочетания материальной обеспеченности и истинной духовности: от Павла Третьякова и Саввы Морозова до Константина Хабенского и Владимира Спивакова. Есть люди, которые не богаты, но готовы оказать посильную помощь нуждающимся. Всем нам хотелось бы, чтобы такие примеры не были исключением,. поэтому важно воспитать в детях правильное отношение к деньгам – не только как к средству улучшения своей жизни, но и возможности помогать тем, кому плохо или сохранению предметов искусства. Часто ли мы говорим с детьми о благотворительности, или милостыни? Думаем, что нет, а ведь всё это тоже вопросы и нравственной, и финансовой грамотности. От их грамотного и своевременного решения зависит, протянет ли выросший сегодняшний ребенок руку помощи бабушке, переводя ее через дорогу, или попросит деньги вперед за предполагаемую услугу. Целесообразность обучения детей финансовой грамотности широко обсуждается в нашем обществе. Многие считают, что такие уроки приведут к культу богатства и обесцениванию духовного мира подрастающего поколения. Да, такие риски действительно существуют и, чтобы их избежать, нужно подойти к вопросу преподавания финансовой грамотности очень осторожно. Необходимо построить работу с детьми так, чтобы ценностные основы нравственности и духовности не только не уходили на второй план, но, напротив превалировали на фоне экономических понятий. Идея взаимосвязи экономического, нравственного и трудового воспитания детей впервые прозвучала в книге «Материнская школа» родоначальника научной педагогики Я.А. Коменского. С тех пор прошло более 400-х лет, изменилось многое, но нравственные ценности остались прежними: на деньги можно купить икону, но не веру, кровать, но не сон, часы, но не время. Эти ценности приняты в нашем обществе, но все ли им следуют? Не пора ли в погоне за красивой жизнью остановиться, отдышаться и задать себе вопрос — все ли в нашем мире измеряется деньгами? И еще один важный вопрос, может ли материальное обогащение любой ценой оказывать негативное влияние на воспитание детей? Да, может. Наблюдения показали, что детей волнует всё, что волнует нас, взрослых: рост цен, дороговизна продуктов, неспособность купить желаемое ребенку. С одной стороны дети видят переживания родителей, когда они не могут удовлетворить его просьбу, с другой — у них не получается справится со своими эмоциями, и они упрекают взрослых: «У тебя всегда нет денег, зачем ты меня родила! Я тебя не люблю». Безусловно, семья в решении задач экономического воспитания — ведущий социальный институт, но, среди многих родителей бытует мнение, что финансы – это взрослая тема и ребёнку до определенного времени не стоит знать цену очередной игрушки из магазина. Но пока это время идёт, растут не только «детские аппетиты», но и закладывается неверное понимание того, как устроена жизнь в обществе. Мы уверены в том, что у родителей не должно стоять вопроса: с какого возраста начинать финансовое воспитание. Чем раньше, тем лучше. При этом важно не только говорить и рассказывать, но и своим примером демонстрировать правильное финансовое поведение, которое не будет идти в разрез с нравственностью. И если в семье преобладают правильные приоритеты и ценности: взаимопонимание, традиции, здоровый образ жизни, помощь нуждающимся, то несомненно трата денежных средств пойдет на пользу и принесет истинное удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностей. Финансовой грамотности дети будут учиться всю жизнь, но чем раньше они получат первые уроки, тем более правильные навыки и установки сформируются у них в будущем. Помочь в этом способны программы по финансовой грамотности: парциальные, созданные Банком России и методические разработки практических педагогов на эту тему. Однако, все они носят рекомендательный характер, а значит не каждый ребенок дошкольного возраста получит финансовое образование. Педагоги и родители нашего дошкольного учреждения сказали «Да» правильному экономическому просвещению и нашли средства повышения своей компетенции в этом вопросе: педагоги прошли курсы по финансовой грамотности, для родителей организуются консультации и семинары-практикумы. На уровне предметного содержания, реализуемой нами программы созданы условия для воспитания важных духовно-нравственных категорий:
Хочется верить, что воспитанники нашего детского сада понимают главное – есть в мире то, что за деньги не купишь. Но деньги – это и не зло. Бессребреников из них мы тоже не растим. Мы объясняем им причинно-следственные связи экономических взаимоотношений в обществе, акцентируя внимание на духовно-нравственной стороне вопроса. И всё это происходит в формате увлекательных сюжетно-ролевых игр, творческих заданий, разбора поступков сказочных героев, на примере всего того, что ребенок способен оценить и усвоить. А ведется ли подобная работа в других дошкольных образовательных организациях? Чтобы такой вопрос не возникал, считаем, что полезнее для всех было бы закрепить финансовое воспитание дошкольников в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. И как бы пафосно это не звучало, но наши дети — это будущее России, и каким оно будет, зависит от нас. А значит, у педагогов очень благородная миссия: построить мостик от своей души к душе каждого маленького человека, чтобы он чувствовал главное: в основе любых взаимоотношений лежит любовь, доверие и уважение. И об этом нельзя забывать даже на занятиях по финансовой грамотности. Тем более на этих занятиях.
Воспитатели, МБДОУ Детский сад №2 «Ягодка», г. Скопин
Старший воспитатель, МБДОУ Детский сад №2 «Ягодка», г. Скопин
|