Технологическая карта НОД «Помогай другу везде — не оставляй его в беде».
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию
Воспитатель: Копцева Ольга Анатольевна
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Интеграция видов деятельности: чтение художественной литературы, речевые игры, экспериментирование
Вид занятия: занятие-сюрприз
Скачать конспект
Формы образовательной деятельности: непосредственная групповая совместная и самостоятельная
Лексическая тема: осень
Цель: развитие социально-коммуникативных умений дошкольников старшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления старших дошкольников о дружбе, дружеских отношениях, умении дружить.
- Формировать нравственные качества доброта, отзывчивость, желание помочь.
- Развитие познавательного интереса и любознательности к предметам и явлениям окружающего мира.
Воспитательные:
- Воспитывать отзывчивость и умение проявлять сочувствие, сопереживание к окружающим.
- Формировать эмоционально-положительные взаимоотношений в детском коллективе.
Развивающие:
- Стимулировать интерес к экспериментированию и словотворчеству
- Формировать потребность проявлять позитивное социальное поведение.
- Развивать умение проводить самоконтроль и самооценку своих действий, проводить анализ поступков в социально-коммуникативных ситуациях.
Планируемы результат:
Подготовительная работа: просмотр мультфильмов о дружбе, рассматривание картин и иллюстраций, чтение детской художественной литературы по теме «Осень», речевые игры и упражнения, риторические сказки.
Оборудование: аудио и видеооборудование для воспроизведения музыкальных произведений и показа сюжетных картин о хороших и плохих поступках.
Материалы: конверт, письмо со сказкой, мел, доска, разрезные картинки; широкие тарелочки и стаканчики с водой, камушки, шарики, зубочистки, трубочки, флакончики «мыльные пузыри» и угощение по количеству детей, таз с водой и предметы для показа опытов, цветные карандаши, смайлики.
Содержание НОД:
№
|
Этап
Занятия
Структурные компоненты деятельности
|
Ход занятия
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
Время
|
1.
|
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
|
Обращает внимание детей на то, что в группе сначала тихо, а затем чуть громче звучит песенка «Настоящий друг».
Жестами предлагает прослушать и вместе пропеть припев «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит. Вот, что значит настоящий, верный друг!»
Вопрос к детям: А у вас есть друзья?
Индивидуально: С кем ты дружишь в группе?
|
Дети заняты своими делами как вдруг прислушиваются и собираются вокруг педагога
Отвечают на вопросы, беседуют, приводят примеры из личного опыта
|
1 минута
1 минута
|
2.
|
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия
|
Вот и к нам пришли сегодня в гости «Лапоть, соломинка и пузырь», послушайте их историю (Читает сказку, достав листок из большого красивого конверта).
Оказались все они в беде и просят помочь ребят исправить ситуацию и найти им новых друзей.
Скажите, кто из них настоящий друг. (Соломинка, которая пожертвовала собой и утонула).
Как вы думаете, почему она переломилась? (Она была очень хрупкая, легкая, а Лапоть тяжелый).
От чего лопнул пузырь? (От смеха).
Как вы думаете, настоящий друг будет смеяться над бедой?
Как вы думаете, что нужно было ему сделать?
А пузырь утонул бы?
Кто мог бы им помочь перебраться через реку, сохранить дружбу и не утонуть?
Как мы можем это узнать?
|
Внимательно слушают сказку.
Отвечают на вопросы педагога.
Проживают игровую ситуацию. Находят решения разрешению проблемной ситуации.
|
2 минуты
2 минуты
|
3.
|
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий по задачам НОД
|
Предлагает проверить и провести опыты с водой, с соломинкой, и мыльными пузырями.
Дорога в лабораторию предстоит с препятствиями – речевые игры, дыхательные упражнения и загадки по теме осень – дует ветер, идет дождь, тучки сгущаются и выглядывает солнце.
Можно отметить свое настроение - на доске мелом дети рисуют смайлики, складывают разрезные картинки о дружбе, хорошие и плохие поступки на сюжетных картинках раскладывают в разные коробочки.
|
Включение в игровую ситуацию.
Выполнение дыхательной гимнастики и речевых упражнений по дороге к месту проведения опытов.
Принятие новой роли исследователей и выполнение практических действий.
|
4 минуты
|
4.
|
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий
|
Показывает опыты с водой и воздухом.
Дуют через коктейльную трубочку (соломинка) в стакан с водой. Помещают соломинку в воду.
Надувают мыльные пузыри и опускают их на воду.
|
Входят в роль исследователей, экспериментируют с водой, соломинкой, мыльными пузырями
|
4 минуты
|
5.
|
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)
|
Предлагает попробовать «утопить» в воде, камушки, зубочистки и крышечки от пластиковой бутылки.
Задает детям индивидуальные вопросы:
Что ты сейчас делаешь? Почему он утонул?
Как могли бы перебраться через речку наши герои, если бы дружили с ними?
|
Берут разные предметы и «обнаруживают», что не тонут зубочистка и крышечка от пластиковой бутылки.
Вступают и поддерживают контакт со сверстниками в процессе деятельности.
|
8 минут
|
6.
|
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог занятия. Систематизация знаний
|
Подведение к анализу деятельности с помощью вопросов: Что мы делали сегодня? Что узнали? Кому расскажем и покажем?
Поощрение и мотивация на продолжение экспериментирования «Что еще тонет в воде?» (домашнее задание: проверить пробку, кнопку, гвоздик и салфетку).
Завершение игровой ситуации «Возвращение в детский сад» из лаборатории под песенку «Настоящий друг».
|
Делают выводы, анализируют, радуются и зарисовывают результат опытов схематично.
(соломинка и камушек тонет, пузырь, крышечка от пластиковой бутылки и зубочистка не тонет).
|
5 минут
|
7.
|
Рефлексия
|
Закрепление полученных знаний в своих рисунках для героев сказки «Лапоть, соломинка и пузырь».
Формирует рефлексивные умения, способность анализировать свою деятельность. Развивать умение делать простые умозаключения. «Отправляют» рисунки в большом красивом конверте из которого высыпаются «случайно» угощение – сладкая соломка.
|
Обсуждение со сверстниками полученными впечатлениями от совместной деятельности.
|
3 минуты
|
|