Нравственное воспитание старших дошкольников в игровой деятельности. |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Муратова Разия Тимерказыковна | |||
27.11.2021 08:32 | |||
Нравственное воспитание старших дошкольников в игровой деятельности. Р.Т. Муратова г. Стерлитамак, Россия Овладение нормами нравственного поведения осуществляется ребенком с первых дней его жизни с помощью взрослых – родителей и педагогов. Однако ребенок не представляет собой пассивный объект воспитательных влияний взрослых, механически запоминающий внушаемые ему правила поведения. Как субъект воспитания он активно, избирательно, в меру своих возможностей, способностей, знаний и опыта относится к внешним воздействиям. Поэтому при относительно одинаковых условиях воспитания дети одного и того же возраста отличаются друг от друга по темпам нравственного развития, по уровню воспитанности, осознанности нравственных проявлений. Только опираясь на собственную активность ребенка, воспитатели смогут добиться эффекта в своих педагогических воздействиях. Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста происходит в различных видах деятельности: игровой, трудовой, учебной, общении, которые постоянно соприкасаются и взаимодополняют друг друга.
Ведущей линией развития и воспитания в дошкольном возрасте является игра. Игровая деятельность оказывает огромное влияние на развитие и становление личной деятельности. Играя, дети учатся общаться, сотрудничать, жить в коллективе. Дети старшего дошкольного возраста имеют представления о некоторых сторонах общественной жизни, о том, что хорошо и что плохо, о правдивости, честности, доброте, справедливости, но знания их разрозненны, не объединены в доступную им систему связей. Принимая на себя ту или иную роль, ребенок проявляет смысл нравственных взаимоотношений между людьми, обогащает свой опыт совместными действиями и переживаниями, формирует определенное отношение к ним. На формирование нравственных качеств большое влияние оказывают содержание и правила игры. Содержание ролей отражает нормы поведения, существующие в обществе. Играя, ребенок как бы переходит в развитый мир моральных норм человеческого поведения. Нормы, заключенные в игровой роли, становятся в процессе игры источником развития морального поведения самого ребенка. Подчиняясь правилам игры, ребенок получает удовольствие. Организуя сюжетные игры в детском коллективе, педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе детей через их игровые взаимоотношения, путем продуманного распределения между детьми игровых ролей. В целях предотвращения появления и развития отрицательных нравственных качеств у детей дошкольного возраста, важно сформировать у них не только формы и способы поведения, но и внутренние побуждения вести себя соответствующим образом, т.е. нравственные мотивы поведения. Основные задачи педагога по отношению ко всем детям заключаются в следующем: развивать и направлять игровую деятельность, активность, целеустремленность ребенка, влиять на содержание его игр, на выбор роли, помочь каждому дошкольнику войти в коллектив, установит хорошие отношения со сверстниками, следить за поведением и чувствами детей в игре, вызывать положительные эмоции и переживания. При таком руководстве происходит развитие содержания игровой деятельности, средств ее осуществления. В игре применяются и получают развитие моральные нормы, привычки поведения, воспитанные в жизни. И она является наиболее действенным средством формирования таких нравственных качеств, как смелость, организованность, аккуратность, честность и другие. В процессе нравственного воспитания у детей исключительно важная роль принадлежит эмпатии- доверительной, искренной, доброжелательной атмосфере, задача создания которой должна стать первоочередной для воспитателя. Игровая деятельность в детском саду является отличной возможностью для создания повышающих эмоциональный интерес личности ситуаций, которые должны соответствовать следующим характеристикам:
Таким образом, педагогически верно организованное общение в ходе игры создает те воспитательные ситуации, те взаимодействия и отношения, в которых происходит формирование и проявление основных нравственных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста.
|