Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством гуманного отношения к животному миру через анималистический жанр изобразительного искусства.
Нравственное воспитание
Автор: Бирюкова Ольга Ивановна   
25.11.2021 21:05

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством гуманного отношения к животному миру через анималистический жанр изобразительного искусства.Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством гуманного отношения к животному миру через анималистический жанр изобразительного искусства.

Бирюкова О.И., ПДО, руководитель ИЗО высшей категории МБДОУ дс №14 «Золотой ключик», г. Белгород Белгородская область.

«Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

Чарушин Е.И.

Природа Белгородской области, расположенной в лесостепной зоне, очень разнообразна. У нас еще сохранилось немалое разнообразие флоры и фауны, и это богатство необходимо знать, любить и беречь. Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младшего дошкольного возраста является воспитание целостного отношения к природе, окружающей среде, нравственное отношение к животным. Любовь к животным помогает ребенку стать добрее, общаясь с ними, он учится сопереживать. Для повышения эффективности художественно-творческого развития детей среднего дошкольного возраста необходимо их ознакомление с произведениями анималистического жанра.

 

Скачать конспект

Анималистический жанр — это жанр изобразительного искусства, где главные герои — животные. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.

Особое значение придается взаимосвязи занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой, так как игровая деятельность является ведущей в младшем дошкольном возрасте. Игра «оживляет» образ, а это, в свою очередь, определяет образное, эмоциональное восприятие, представление о предметах и явлениях окружающего мира, является непременным условием развития воображения, без чего невозможно художественное творчество.

Изучать природу родного края помогает разработанная мной дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности для детей 4-5 лет, в основу которой легла программа дошкольного образования по изобразительному искусству «Природа и художник» Т. А. Копцева, где представлены задачи художественно-экологического образования детей в изобразительной деятельности. Она построена по принципу «диалог культур» (экологическая культура и социальная), что позволяет сохранить в человеке человечность. Дополнительная программа содержит интегрированную систему занятий по лепке, аппликации и рисованию. В блоке «Мир животных», дети знакомятся с произведениями художников, работающих в анималистическом жанре. С первым из художников-анималистов, дети знакомятся с писателем-натуралистом Чарушиным Е.И., которому 11 ноября исполняется 120 лет со дня рождения. Созданные им книги научили нас любить загадочный мир зверей и птиц. Также дети знакомятся с художниками-анималистами города Белгорода: с Гусевым Ю.В., Федоровой В.О.

Наш детский сад №14 «Золотой ключик» города Белгорода Белгородской области находится в удивительном, живописном месте МКР-не «Новый-2», где рядом расположенный лес помогает вести наблюдения за окружающей природой. На первом этаже нашего детского сада располагается «Центр познавательного и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста», представлен сюжетами сказки А. Толстого «Золотой ключик» — настенные рисунки: «Лес Чудес», «Тайна Черепахи Тортиллы», «Кукольный театр», «Загадки кота Базилио», «Путешествие Лисы Алисы», который помогает детям в игровой форме познать окружающий мир Белогорья. Так, например, очутившись в чудесном лесу, дети узнают не только, что такое лес, но и, отгадав загадки кота Базилио, обитателей леса. Модуль «Кукольный театр» позволяет ребенку побыть актером, используя свою фантазию «очеловечить все сущее», прочувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким видам растений и животных.

Важную роль в экологическом воспитании детей играет взаимодействие с родителями:

  • экскурсии
  • выставки
  • знакомство с художниками

-изготовление книжек-малышек.

Так, например, Абросимова Таисия, совершая экскурсии со своими родителями в лес, восхищалась и делилась своими впечатлениями со мной ловкостью белочек, прыгающих с ветки на ветку. Степанова Василиса рассказывала интересные истории о своей непростой кошечке тайской породы. Шепелева София и Моисеев Кирилл были неравнодушны к насекомым. Кирилл на моих занятиях по лепке с удовольствием создавал маленькие скульптуры насекомых. София, надев крылья бабочки, порхала над красивыми цветочками нашего детского сада, имитируя бабочку.

Вовлечение младшего дошкольника в судьбу животного происходит через активную работу взрослого: совместно с родителями, зародилась идея создания книжек-малышек для детей о природе, где дети выступают не только художниками – иллюстраторами, но и помогают соавторам, а именно, мамам, писать стихи и рассказы об удивительном мире Фауны.

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей, содействует развитию воображения и фантазии, раскрытию творческого потенциала. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, у детей возникает желание создавать своими силами. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования стимулирует природную любознательность и познавательную активность ребенка. Творческие экспериментирования на занятиях по рисованию в средней группе позволяют расширить границы фантазии.

Для самостоятельного изучения природы детей была создана развивающая среда « «Удивительный мир Фауны», которая включает в себя:

  • изготовление трафаретов животных
  • карточки «Животный мир Белогорья» (пошаговое рисование животных)
  • репродукции картин знаменитых художников — анималистов

-создание книжек-малышек.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Приобщение ребенка к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Изобразительное искусство и изобразительная деятельность помогает сформировать ценностное отношение к окружающему миру и природе родного края. Охраняя природу, мы любим свою Родину.

Кошка Беллатриса.

У нас дома живет кошка, ее зовут Беллатриса. Ей 1 годик. Порода называется Тайская, все тело у нее светлое, а живот, лапки, мордочка и ушки темные, как будто кто — то взял кисточку, краски и разукрасил ее. Беллатриса полноценный член нашей семьи и очень всех нас любит, но не доверяет никому другому. Да, да! Если вы не из нашей семьи, то «кусь» вам обеспечен.

(Из книжки-малышки Е.В. Степановой и В. Степановой «Мои четвероногие друзья»)

Степанова Василиса, 6 лет

Список литературы:

  1. Естествознание и основы экологии. Педагогическое образование. Р. А. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов, Е. К. Страут. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 304 с. ISBN -5-7695-0102-2.
  2. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству. Копцева Т.А. -М.: ТЦ Сфера, 2008 — 208с. (Программа развития).
  3. Петрова Т.И., Петров С.С. Формирование экологической культуры у детей // Наука, образование и инновации: Сб. статей Междунар. науч. -практ. конф. / Отв. ред.: Сукиасян А.А. – 2015. – С. 168-170.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год