Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование нравственности у детей дошкольного возраста посредством сказки
Нравственное воспитание
Автор: Одегова Светлана Юрьевна   
25.11.2021 19:57

Формирование нравственности у детей дошкольного возраста посредством сказкиФормирование нравственности у детей дошкольного возраста посредством сказки

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №12 комбинированного вида»

Выполнил воспитатель 1 категории Одегова Светлана Юрьевна Санкт-Петербург 2021 год

Введение:

Что такое нравственность? Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. В переводе от латыни «нравы» /moralis/ — означают мораль. «Нравы» — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках [4]. Нравы не вечные, и не неизменные. Они формируются при воздействии окружающих людей – общества. Они не указываются в правовых положениях. Их нужно воспитывать в людях с детства.

Нравственность — это система правил поведения индивида, основанных на значимых для личности ценностях.

 

В русском языке это слово появилось в 1789 году. Оно было зафиксировано в «Словаре Российской Академии».

Во многих философских системах нравственность и мораль отличные друг от друга понятия. Так в узком смысле нравственность есть внутренние правила личности действовать в согласии своим убеждениями и правилами, в то время как мораль является требованием к поведению человека извне помимо закона.

Так или иначе, понятие нравственности используется в качестве синонима морали. То есть нравственность и мораль есть ценности, принципы и нормы, которые определяют поведение человека. Этика – это принципы, на которые опирается личность, а также это наука об этих принципах, то есть этика это наука о нравственности (морали).

Особенности формирования нравственности дошкольника посредством сказки

Перед современным воспитателем остро стоит проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и ее острота не ослабевала никогда, так как нравственность в сознании людей составляет стержень, основу нашего общества.

В настоящее время люди все реже руководствуются нравственностью в своем поведении. Это выражается в неумении ввести себя в обществе, эгоистической отношении друг к другу и неуважении к окружающим. Таких людей принято называть – невоспитанными.

Воспитание в ребенке нравственных качеств нужно начинать с самых малых лет. Ведь важнейшим этапом развития ребенка является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок приобщается к миру общественных ценностей и входит в этот прекрасный, огромный, и в том числе, загадочный, для малыша, мир. Он еще не понимает что значит «хорошо» или что значит «плохо». Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку понять этот удивительный и сложный мир. Дети — это будущее нашей страны. Воспитывая наших детей, мы выстраиваем будущее нашего общества и страны в целом.

В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги заменили — экраны телевизоров, компьютеров. Взрослому человеку, у которого полно других, «более важных» дел, легче посадить ребенка перед экраном и включить мультфильм. Но персонажи современных сказок, герои мультфильмов не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью, что приводит к искажению представлений детей о нравственности.

Реализация принципов воспитания изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предусматривает учет этнокультурной ситуации развития детей. Огромную роль в воспитании нравственных качеств у ребенка, конечно же, играет знакомство с родным языком.

Образцы родного языка очень ярко отображены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества – в сказках, пословицах, песенках, потешках и т.д. [2].

«Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания», — писал наш отечественный педагог К.Д. Ушинский [3]. Так же, отечественный ученый А. В. Запорожец, в своих работах, отметил: «Первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие» [1].

Одним из жанров, оказывающие значительное влияние на духовно-нравственное развитие ребенка, являются народные сказки. В сказках достаточно ярко выражены положительные и отрицательные качества героев. В них всегда положительный герой становится победителем, а злодей либо становится хорошим, признав свою вину, либо, чаще всего, бывает наказан. Как пишется в сказке Анатолия Васильевича Луначарского, «правда слышится». Это правда отраженных сказками чаяний и ожиданий простого народа. Ни одна людская обида в сказках, не остается неотомщенной. И дети это очень хорошо понимают и запоминают. Если наблюдать, когда взрослый читает ребенку сказку, можно увидеть, что ребенок сидит весь в эмоциях. Он слушает сказку внимательно, не отвлекаясь, где-то радуется, а где то переживает за героя, удивляется и т.д. Одним словом, ребенок проживает эту сказку, проживает роль каждого позитивного персонажа, ассоциируя себя с ним.

В исследованиях отечественного ученого, А. В. Запорожца, посвященных изучению восприятия дошкольниками сказки, рассматривалась важность художественной литературы в воспитании нравственных качеств ребенка. Они позволили нам выделить следующие особенности. Детей не устраивают неопределенные ситуации, когда непонятно, кто хороший, а кто плохой. Ребенок сразу старается выделить положительных героев и безусловно принимает их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению его замыслов, становится в резко отрицательное отношение. Поведение героев произведения, для ребенка, — это образцы поведения. Со временем эти образцы поведения становятся для него движущей силой. В дальнейшей жизни ребенок начинает поступать хорошо, не потому что ему так посоветовали взрослые, и не потому что его за это будут хвалить, а потому, что он по другому не умеет. Именно поэтому взрослый должен уметь выбирать произведения для чтения ребенку. На каждое произведение мы должны смотреть как на окно, через которую мы будем показывать детям ту или иную сторону жизни. Душа ребенка, как белый лист, как мы ему расскажем о нашем мире, так он его запомнит на всю свою жизнь.

Ведущую роль в духовно-нравственном воспитании ребенка играют сказки. Первые полноценные художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это всё-таки сказки. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить, в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Можно смело утверждать, что сказка неразделима от прекрасного. Она благоприятствует развитию эстетических качеств, без которых немыслимо благородства души, сердечного сострадания к несчастью человека, а также горю. Ребенок открывает мир не только умом, а также сердцем. И происходит это — благодаря всё той же народной сказке. Сказка приходится благодатным, а также ценным источником в воспитании любви к Родине.

Сказка наставляет детей на творческое мышление, любовь и уважение к будущему всего человечества. Трудно представить детство ребёнка без сказок и детских книг. Сказки вступают в жизнь ребенка с самого детства и сопровождают всю его жизнь. Определённо, сказки нельзя назвать развлечением, а также средством от скуки. Ведь сказки — это способ совершенствование для ребенка. Ребёнок неоднократно может просить почитать родителей или воспитателей его любимую книжку, чтобы ещё и ещё раз услышать историю про так полюбившихся ему героев сказки. Зачастую ребенок подражает главным персонажам, стараясь быть на них похожим. Ведь каждому ребенку очень хочется быть бесстрашным, крепким и сеющим добро. В сказке всё возможно. Стоит только захотеть. Без сказки у ребенка нет мечтания о той самой волшебной стране, где сбываются все желания. Сказка преподносит шанс ребенку пофантазировать.

Если в младшей возрастной группе дети еще не могут делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного без помощи воспитателя, то в старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно анализируют поступки героев, соотнося свое поведение с нравственными эталонами [7].

Можно выделить ряд психолого-педагогических условий развития нравственной сферы личности дошкольника посредством сказки.

Первая группа условий связана с нравственным потенциалом окружающей социальной микросреды и воспитательного микросоциума сказки, который имеет следующие проявления: нравственная культура педагогов и родителей дошкольников; наличие в ней нравственных образцов отношений; социальная ситуация развития (та система отношений, в которую ребенок вступает в общество); наличие в ней моделей нравственных отношений (семья, группа детского сада); разработанность и представленность детям нравственных норм, правил и требований.

Вторая группа условий развития нравственной сферы личности дошкольника, связанная с активностью и самостоятельностью ребенка в освоении нравственного опыта на основе сказок, имеет такие проявления: активное освоение нравственных знаний на основе базисных этических понятий; активная имитация нравственных эталонов в поведении; активное подражание нравственным образцам в отношениях; активная идентификация с носителями нравственных ценностей в ближайшем окружении; моральный выбор ребёнка на основе принятия нравственных ценностей, норм, правил и требований; моральные переживания ребёнка в процессе решения моральных дилемм.

Третья группа условий определяется психолого-педагогическим сопровождением развития нравственной сферы личности дошкольника и включает различные аспекты сопровождения (чтение сказок): выявление психологических механизмов становления и развития нравственной сферы личности дошкольника; разработка модели процесса развития нравственной сферы личности дошкольника на основе базисных этических понятий, технологий развития когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов нравственной сферы, критериев их развития; подготовка воспитателей ДОУ к работе по развитию нравственной сферы личности дошкольника; повышение нравственной культуры педагогов и родителей дошкольников.

Каждый возрастной этап характеризуется исключительными особенностями, поэтому для достижения более эффективных результатов при воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников, необходимо учитывать и возрастные особенности детей. Так же очень важным условием при работе в данном контексте является индивидуальный подход. Именно учет возрастных особенностей ребенка и индивидуальный подход к нему позволит нам дать ребенку полноценное представление о нашем мире. Еще одним важным условием является семейное чтение.

Огромная роль, в духовно-нравственном воспитании детей принадлежит не только воспитателю и детскому саду, который посещает ребенок, но и семье. Семья дает ребенку первый жизненный опыт, там он получает первые впечатления. Поэтому, эта работа не будет эффективна без участия семьи.

Семья является значительным элементом в системе образования, где системообразующими основами являются обычаи и традиции. Поэтому, семейное чтение является самым доступным и коротким путем приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности. Через голос матери, у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Для того чтобы передать ребенку духовные ценности, необходимо чтобы родители сами придерживались их. Потому-что дети, как правило, подражают взрослым. У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Наше безразличие может привести к тому, что, такие понятия как доброта, отзывчивость, великодушие могут оказаться незнакомыми нашим детям.

Таким образом, в бесконечном потоке нравственных выборов между хорошим и плохим, добром и злом, правдой и ложью, любовью и ненавистью, между желанием и долгом, мы стремимся воспитывать у подрастающего поколения нравственные качества. Те качества, которые помогут детям прожить красивую и достойную жизнь.

Таким образом, нравственное развитие личности дошкольника под воздействием сказок предполагает: осознание ребенком самого себя, развитие личностных механизмов поведения, формирование первичных эстетических инстанций и на их основе моральной оценки, возникновение новых мотивов и действий.

Формы, методы и приёмы формирования нравственности у дошкольников посредством сказки

Процесс осуществления нравственного воспитания личности ребенка происходит через развитие эмоций, познавательных процессов. Эмоционально настроенный ребенок более положительно относится к окружающим, его нравственный опыт обогащается за счет доброго общения с людьми.

В ребенке формируются образцы нравственного поведения благодаря целенаправленной работе по формированию нравственных ценностей в детском саду. Когда воспитатель беседует с детьми, им задаются нравственные вопросы, которые заставляют ребенка глубоко задумываться. Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процесс накопления опыта в нравственные привычки [6].

В ходе подобных бесед и вопросов дети учатся различать хорошее и плохое, добро и зло, сравнивают негативные и позитивные поступки, делают выбор — а как бы я поступил, или поступила в аналогичной ситуации?

Особенностями нравственного развития ребенка в раннем детстве являются:

  • нравственное развитие ребёнка происходит на фоне положительного отношения к взрослому;
  • выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов с взрослым;
  • выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создаёт основу для нравственного развития ребёнка;
  • требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша – ситуативности и импульсивности;
  • нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;
  • у ребёнка складываются оценочные суждения ( «хороший», «плохой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим;
  • нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается ребёнком, как таковое;
  • формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности;
  • создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен [5].

В детском саду можно наблюдать картину, когда один из детей поранился или ударился, и возле него скапливаются сверстники и с грустью жалеют его.

Нравственные чувства приобретают свою сознательность ближе к среднему возрасту, они способны оценить труд других людей, способны проявлять чувства любви к родному дому и краю.

К шести годам у детей начинается формирование чувства собственного достоинства, чувство долга, они распознают справедливость поступков, проявляются чувства уважения по отношению к другим людям. Дети этого возраста начинают с полной ответственностью подходить к заданиям и поручениям.

Задачей воспитателей детского сада не упустить время, когда у детей проявляются способности к воспитанию нравственных чувств, привить к детям любовь к родному краю и стране, в которой дети родились и живут, также научить их уважать людей других национальностей и их культуру.

Одной из детских особенностей является подражание, но дети не распознают и не понимают нравственности совершаемых ими действий, и это может зафиксироваться в сознании отрицательным жизненным опытом.

В связи с этим появляется задача перед родителями и воспитателями оградить дошкольников от объектов и ситуаций подражания, несущих безнравственность чувств и поведения и от такого жизненного опыта.

Очень важно научить ребёнка простым вещам, таким как: доброжелательность — уважать взрослых, поддерживать хорошие отношения со сверстниками, бережливости, вежливости, приветливости, культурному поведению.

При полученных первоначальных навыках, ребёнок ближе к старшему дошкольному возрасту, научится осмысливать свои поступки и поведение, нравственное поведение станет нормой жизни дошкольника и станет его спутником в дальнейшем развитии.

Как и все виды воспитания здесь применяется та же самая форма — от лёгких заданий, к более сложным. Кроме того воспитатель должен учитывать тот факт, что ребёнок не должен воспринимать его как диктатора или командира, к каждому из детей надо находить такой подход, чтобы у них в сознании само формировалось представление о нравственности, иначе у детей сформируется неправильное представление о нравственности, они научатся либо подчиняться, либо приспосабливаться.

Воспитатель должен более тесно налаживать связи с родителями детей своей группы для более эффективного протекания процесса воспитания. Деятельность воспитателя зависит не только от прямых контактов с детьми, но и от решения общей задачи, разработки рекомендаций родителям с общими принципами нравственного воспитания дошкольников.

В решении данных вопросов должна проводиться и политика индивидуального воспитания дошкольников, для этого надо знать индивидуальные способности и навыки каждого воспитанника, его психофизиологические особенности.

У каждого ребёнка индивидуально выражены достоинства и недостатки, по-разному выражена психоэмоциональная сфера. На примере можно увидеть, что один ребёнок проявляет жадность и неуступчивость, другой ведомый и скрывает собственное мнение, не умея его отстаивать, третий слишком дерзкий. Над всеми этими качествами требуется индивидуальная работа.

Хорошим помощником в некоторых проблемах с коллективизацией и социальной адаптации в обществе является трудовое обучение, решающее многие задачи нравственного поведения дошкольников. Выполнять роль воспитателя достоин только тот человек, который сам обладает высокими моральными принципами.

Таким образом, формирование нравственных представлений и умений детей в старшем дошкольном возрасте характеризуется тем, что:

  • складываются моральные суждения и оценки;
  • складывается первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
  • возрастает действенность нравственных представлений;
  • возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает определяться нравственной нормой.

Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:

  • знакомство с содержанием сказки;
  • вовлечение детей в деятельность;
  • инсценировка сказки.

Методы ознакомления со сказкой:

  • чтение воспитателя;
  • рассказывание;
  • дидактические игры;
  • литературные викторины;

Приемы формирования восприятия сказки:

  • выразительность чтения;
  • повторность чтения;
  • выборочность чтения;
  • драматизация и театрализация сказки;
  • просмотр иллюстраций.

Этапы работы со сказкой:

Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Таким образом, используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств педагог пытается добиться следующих результатов: формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира; готовность проявлять совместное сострадание и радость; развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками.

Педагогическая эффективность сказки очевидна, так как поучительный опыт героев повествования откладывается в сознании человека, а также через символы «ложится» в подсознание как своеобразный «банк данных». Есть сказки, которые целиком посвящены духовно-нравственным проблемам, а, следовательно, могут быть успешно использованы с педагогической целью. Сказки используют для передачи ребёнку основных жизненных принципов и закономерностей; передачи жизненного опыта предыдущих поколений и получения ощущений своей сопричастности с миром людей; духовно-нравственного становления личности и моральной компетентности (хочу — могу, хорошо — плохо и т.д.).

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

В дошкольном и возрасте закладывается фундамент нравственно- смысловой сферы личности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. Это сензитивный период для формирования нравственных чувств, представлений.

Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

Воспитательное значение сказки огромно, и поэтому особенно в дошкольном, сензитивном для формирования различных свойств и качеств в человеческой личности возрасте, важно использовать её как сильное, и в тоже время не навязчивое педагогическое средство.

Литература

  1. Аболин, Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности [Текст] / Л.М. Аболин, Х.Х. Валиахметов. — Казань: Изд-во «Карпол», 2012. -230 с.
  2. Абраменкова, В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. [Текст] / В.В. Абраменкова М.: ЭКО, 2009. – 261 с.
  3. Абульханова — Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 2010. — 19 с.
  4. Авхач, Г.Н. Психологические особенности правдивого и неправдивого поведения детей дошкольного возраста [Текст] / Г.Н. Авхач, — М.: Центр, 2011. -156 с.
  5. Гребенщикова, Л. Г. Методология исследования психологических категорий нравственно-этического аспекта личности дошкольника. [Текст] / Л. Г. Гребенщикова – СПб.: Речь, 2010. — 80 с.
  6. Зеньковский, В. В. Психология детства. [Текст] / В. В. Зеньковский — Екатеринбург: «Деловая книга», 2009. — 350 с.
  7. Иванников, В. А. Модель процесса и технология психолого-педагогического сопровождения формирования нравственной сферы личности дошкольника. [Текст] / В. А. Иванников — М., 2009. – 451 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год