Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ
Нравственное воспитание
Автор: Анучина Алина Мурмановна   
27.04.2021 22:58

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

Анучина А.М. Институт непрерывного педагогического образования Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF MORAL QUALITIES IN ELDER PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF FAIRY TREATMENT Anuchina A.M.

Institute of continuing pedagogical education of Yaroslav-the-Wise Novgorod State University

Аннотация: в статье рассматриваются педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии, а именно формы, методы и содержание работы педагога со сказкой.

Ключевые слова: сказка, сказкотерапия, педагогические условия, старший дошкольный возраст, нравственные качества.

 

Аnnotation: The article examines the pedagogical conditions for the formation of moral qualities in older preschool children by means of fairy tale therapy, namely the forms, methods and content of the teacher"s work with a fairy tale.

Key words: fairy tale, fairy tale therapy, pedagogical conditions, senior preschool age, moral qualities.

Нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к размытию духовных ориентиров. Формирование взглядов и убеждений нынешних детей является актуальной проблемой, ведь общество нуждается в людях, обладающих нравственной культурой.

Сензитивным периодом для формирования духовно – нравственных качеств личности дошкольника является временной промежуток от 5 до 7 лет.

Перед современным педагогом дошкольного воспитания стоит проблема выбора средств формирования нравственных качеств у детей. Одним их наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольников является сказка, которая значится первым художественным произведением, с которым знакомится ребёнок.

Несомненно, любая сказка ориентирована на социально – педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче её художественно – образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально – педагогических средств формирования личности [7].

С социально – педагогической точки зрения важна социализирующая функция сказок, т.е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту. Расширяются границы индивидуального жизненного опыта, подключается опыт человечества [8].

Вариативная природа сказки побуждает личность слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик, действующих лиц, их оценки, т.е. превращает слушателя из объекта воздействия в субъекта взаимодействия, в соавтора сказки [10].

Именно поэтому, социализирующая функция сказки требует от педагога уникальных способностей отхождения от стандартных подходов. В старшем дошкольном возрасте важно уметь не просто рассказывать сказку, а стимулировать индивидуальное восприятие, побуждая детей к осмыслению сюжета, собственному творчеству [1].

Педагогические условия нравственного развития дошкольника средствами сказкотерапии должны быть направлены на расширение когнитивного, эмоционально – ценностного и поведенческого компонентов нравственной сферы ребёнка старшего дошкольного возраста [1].

Поддерживать нравственное развитие ребёнка возможно с помощью специальной системы педагогический действий [5]:

  1. активное включение ребёнка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, познание, общение) с использованием разнообразных жанров сказки, драматических игр, способствующую принятию ребёнком нравственных ценностей;
  2. формирование представлений об общечеловеческих нравственных ценностей средствами сказкотерапии, что также влияет на развитие нравственной сферы дошкольника;
  3. моделирование ситуаций, требующих от дошкольника нравственного выбора;
  4. обсуждение, осмысления действия после его завершения (рефлексия);
  5. выстраивание партнёрских отношений с родителями в деле нравственного развития ребёнка.

Активное включение ребёнка старшего дошкольного возраста в деятельность, является самым подходящим приёмом для этого возраста в плане формирования нравственных чувств.

Например, обращение к драматизации сказок позволяет воспитателю реализовать основные цели [6]:

  1. Образовательная. Дети учатся анализировать характер героев и их поступки, соотносить действия персонажей с реальными людьми.
  2. Развивающая. Драматизация помогает развивать эмоциональную сферу и коммуникативную деятельность.
  3. Воспитательная. Дети учатся слушать друг друга, помогать и взаимодействовать. Проявлять эмоции с помощью мимики и жестов, сочувствовать и сопереживать героям.

Важно, чтобы на первом этапе подготовки к игре – драматизации были проведены мероприятия, направленные на усвоение содержания сказки.

По мнению Л.Стрелковой, роль положительного героя следует предоставить дошкольнику с низким уровнем социальных эмоций, а роль отрицательного героя предложить ребёнку, который отличается нравственным поведением.

В случае, если ребёнок с слишком эмоционально выполняет отрицательные роли, следует (в соответствие с индивидуальными особенностями ребёнка) объяснить жёсткость поступков этого героя.

На нынешнем этапе развития сказкотерапии также возможно использовать следующие виды постановок сказок [3]

  1. спектакли, поставленные при помощи пальчиковых кукол;
  2. спектакли теневого театра.

Показать идеи добра, мира, братства, воспитать сочувствие, отзывчивость, гуманность, сформировать такие нравственные категории как добро и зло, хорошо и плохо возможно во время размышления над сказками и их обсуждения [11].

Так, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева в работе «Практикум по сказкотерапии» выделила принципы работы со сказкой, а именно схему размышления над сказками и их обсуждение, что подойдёт в работе с детьми старшего дошкольного возраста [3].

Во-первых, делается акцент на основной теме. Через основную тему передаются общие нравственные ценности, показываются стили поведения и взаимодействия с окружающими, даются ответы на важные вопросы. Используются следующие вопросы, например, о чем русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»? Чему она нас учит?

Далее важно выделить мотив поступков героев. Обсудить и поразмышлять отдельно для каждого героя или во взаимосвязи друг с другом. Почему курочка так хотела помочь Петушку? А хотели ли другие герои сказки помочь ему? Для чего они нужны были?

После этого выделяется линия героев сказки. Каким способом герои преодолевают трудности. Как курочка решает проблему? Что она сделала, чтобы помочь Петушку? С помощью вопросов подвести к тому, что в жизни так же важно не отчаиваться, ради цели – помощь близкому, преодолевать препятствия.

А также стоит сделать акцент на актуализированных чувствах. Здесь можно поговорить как о чувствах героя, например, курочки, которая испугалась за своего мужа и хотела помочь ему. Здесь важно обратить внимание на то, почему герой реагирует именно так. Помимо этого, можно узнать, какие чувства вызывает эта сказка у детей. Например, радостные чувства после спасения Петушка, или жалость, когда он подавился зернышком.

Для мягкого влияния на поведение ребёнка или объяснение смысла происходящего используются психокоррекционные сказки [3].

Также в работе с детьми старшего дошкольного возраста используются психокоррекционные сказки.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева разработала алгоритм психокоррекционной сказки [3]:

  1. В первую очередь подбирается герой, который близок ребёнку по полу, возрасту, характеру.
  2. Далее описывается жизнедеятельность героя так, чтобы была схожесть с реальной жизнью ребёнка.
  3. Далее, герой сталкивается с проблемой, похожей на реальную ситуацию ребёнка, и ему приписываются все переживания.
  4. Герой ищет выход из создавшегося положения. Также герой может встречать существ, которые оказались в такой же ситуации, и анализировать, какое решение они принимают. Важно, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.
  5. В завершении, герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Так, в работе «Практикум по сказкотерапии» приводится в пример «Сказка для хвастунов». Можно прочитать её ребёнку, не обсуждая, таким образом, давая ему возможность побыть наедине с собой и подумать. Если же поведение ребёнка не меняется, можно позже попросить его рассказать, о чем эта сказка, и совместно выделить главную идею. Также можно сформулировать «сказочный урок», проиграть её с помощью кукол, песочницы и миниатюрных фигурок. Действенным способом для размышления является рисунок. Например, изобразить хорошие поступки, которые были в сказке – какие образы они принимают?

В процессе сказкотерапевтической работы важно соблюдать правила проведения, к чему относится создание психологической атмосферы занятий и условий пространства и времени [10].

Психологическая атмосфера занятий. Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Мотивация детей влияет на ход проведения занятия, поэтому важно найти подход для включения детей. Это может быть как использование образных текстов, частушек, небылиц, так и отгадывание загадок о сказочных героях, рассматривание иллюстраций. Внимательное отношение к каждому ребёнку будет способствовать более быстрому включению детей в работу [4].

Важно учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы понимать, кто может сразу включиться в сказкотерапию, а для кого будет целесообразнее дополнительная мотивация. От степени психологического комфорта участников зависят их заинтересованность, глубина эмоциональной включённости [2].

До проведения сказкотерапии дети обязательно знакомятся со сказкой для получения целостного впечатления от её сюжета. При повторном прочтении сказки или рассказывании, дети смогут уже продумать образы героев, либо выразительно отобразить в мимике эмоциональное состояние персонажа [4].

Инициативу детей в высказываниях относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживания нужно поощрять. Если ответной реакции от детей не было в процессе работы, по окончании нужно обсудить проделанную работу [3].

Также важно обращать внимания на поведенческие реакции, эмоциональные проявления дошкольников. В зависимости от индивидуальных особенностей детей подбираются герои. Так, роли героев с сильными чертами характера (сильный зайка, добрая Настенька) целесообразно распределять замкнутым детям. Отрицательные черты характера изображают дети, склонные к ябедничеству, упрямству, капризам, которые могут сочинять истории о таких персонажах, например, о непослушном Ване или зайце – хвастунишке.

Условия пространства и времени [9]:

Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии — отдельная комната, небольшая по размерам, хорошо освещённая. Если такой возможности нет, со сказками дети могут знакомиться в группе, например, на мягком паласе во время круга.

Снижение шумового фона, а также отсутствие возможности ситуативного отвлечения благоприятно сказывается на результативности сказкотерапии.

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В старшем дошкольном возрасте продолжительность может достигать 25-30 минут. В тех случаях, когда процесс захватывает детей, педагог должен организовать деятельность, в которой они могут принять участие, тем самым удовлетворив их стремление к активности. Если же у дошкольников возникла утомляемость, нужно прекратить сказкотерапию, переключив внимание на другой вид деятельности: сделать зарисовки к наиболее ярким моментам сюжета сказки, вылепить героев из пластилина.

Так, в своей работе также Т.Д. Зинкович-Евстигнеева определила правила организации сказкотерапии для дошкольников[3]:

Правила организации сказкотерапии для старших дошкольников:

  1. Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию;
  2. Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка;
  3. Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу;
  4. Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживания конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в умственной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке;
  5. Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с его героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

Таким образом, обобщая всё сказанное, можно сделать вывод, что при организации условий формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста важно поддерживать психологическую атмосферу занятий, условия пространства и времени. Работа со сказками требует особого внимания детей, ведь понять поучительный смысл сюжета сказки, познакомиться с характеристиками героев, возможно только при полном погружении в суть. Так, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева в работе «Практикум по сказкотерапии» выделила принципы работы со сказкой, а именно схему размышления над сказками и их обсуждение, что подойдёт в работе с детьми старшего дошкольного возраста, и также определила правила организации сказкотерапии для дошкольников.

Литература:

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось-89, 2001. — 158 с.
  2. Званцова, М. Е., Носова, Т. Д. Русь святая, православная, богатырская (Народное творчество в детском саду): Учебно-методическое пособие/ М. Е. Званцова, Т. Д. Носова – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. – 126 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. — С. 310
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособиеМ., 2004. -143с.
  5. Нечаева, В. Г., Маркова, Т. А., Жуковская Р. И. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М: Просвещение, 2002. — 256 с.
  6. Русские народные сказки. Т. 2 / сост. О.Б. Алексеева. М.: Современник, 1987. 336 с.
  7. Сидорова, Л. А. Народные сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста: учеб. пособие для вузов / Л. А. Сидорова, О. Г. Максимова; Чуваш. гос. пед. ун-т. – Чебоксары: Изд-во ЧГПУ, 2001. – 185 с.
  8. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Науч. рук. Ю. А. Лебедев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288с. – (Здоровьесберегающая педагогика)
  9. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
  10. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой / Л. Б. Фесюкова — Харьков, 2006. – 286 с.
  11. Эйсмонт-Швыдкая, Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников / Г.Н. Эйсмонт-Швыдская. – М.: Просвещение, 2003. – 243 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год