Из опыта работы по программе «Социокультурные истоки» с первой младшей до подготовительной группы в ДОУ. |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Лодыгина Маргарита Ивановна и Савельева Людмила Олеговна | |||
09.04.2021 19:52 | |||
Из опыта работы по программе «Социокультурные истоки» с первой младшей до подготовительной группы в ДОУ. Авторы: Лодыгина Маргарита Ивановна и Савельева Людмила Олеговна, воспитатели МАДОУ «ЦРР-Детский сад №112» г.Сыктывкара «Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, — являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность. Д. Медведев Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
В соответствии с ФГОС ДО на государственном уровне перед педагогами дошкольного образования ставится стратегическая задача: «Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Работа по реализации программы И.А. Кузьмина «Социокультурные истоки» рассчитана на воспитание дошкольников со второй младшей группы. Исходя из запросов наших родителей, воспитание детей, на основе реализации данной программы мы начали с первой младшей группы, так как многие темы показались нам очень актуальными для нашего возраста. В педагогическом процессе и повседневной жизни мы часто используем загадки, пословицы и поговорки; ежедневно утром и вечером приветствуем каждого ребенка в ресурсном кругу. Используем в работе с детьми чтение авторских и народных сказок, былин, рассказов, загадок, потешек, пословиц и поговорок. В группе, с согласия родителей, был создан уголок по духовно-нравственному воспитанию, в который входили книги духовно-нравственного воспитания, репродукции картин русских художников; дидактические игры «Ангелочки», «Пасхальные яички», «Подбери Ангела», «Доброе дело», «Птица счастья» и другие; иконы Божией Матери, Николая Чудотвореца, Покров Святого Сергия Радонежского, Покров Пресвятой Богородицы и другие, иллюстрированный православный календарь. Создавались мини-музеи в группе по темам: «Игрушки наших мам, пап, бабушек и дедушек»; «Хлеб – всему голова»; «Старинная ёлочная игрушка»; «Коми изба»; «Богатство и промысел Республики Коми» и другие. Изготовлены лэпбуки по темам: «Доброе слово», «Ласковое имя», «Добрые дела», «Ласковая песня», «Любимый образ», «Добрый мир», «Добрая книга», «Любимая книга», «Дружная семья», «Домашнее тепло», «Дороги добра», «Сказочный лес», «Добрая забота», «Праведный труд», Любимая сказка», «Благодарное слово», «Светлый праздник», «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Доброе согласие», «Добрые друзья», «Добрые дела», «Мудрое слово», «Напутственное слово», «Чудотворный образ», «Мастера и рукодельницы», «Старание и терпение», «Семейные традиции», «Книга – праздник души». Составлены картотеки: «Колыбельные песни», «Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию»; «Хороводные игры», «Подвижные игры», «Пальчиковые игры», «Речевые игры», «Коми народные игры». Ежегодно наши воспитанники совместно с родителями принимали активное участие во Всероссийских конкурсах: «Краски Осени»; в муниципальных конкурсах «Мастерская Деда Мороза», «Эхо войны», «Душа по капле собирает свет», «Светлая Пасха», «Рождество»; конкурсах МАДОУ «Осенние фантазии», «Рождественские фантазии», «Руками мамы», «Светлая Пасха»; участвовали в акциях «Подарок ко дню пожилого работника», «Подарок к Пасхе», «Белый цветок»; участвовали в ежегодных концертах: в ГБУРК «Республиканском Тентюковском доме-интернате для престарелых и инвалидов», в «Гимназии искусств при Главе Республики Коми», в «Администрации МОГО «Сыктывкар», в МАОУ "СОШ №43", в МАКДУ «Эжвинском Дворце культуры бумажников», в доме Владыки Питирима и т.д. Работа по программе «Социокультурные Истоки» строилась на принципе интеграции всех образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Построение работы по программе «Социокультурные истоки» предусматривала активное вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Наши родители были активными помощниками и участниками всех мероприятий. В течении всех лет проводилась большая кропотливая работа с семьей: консультации по теме: «Дорога Добра», «Положи твоё сердце у чтения», «Духовно-нравственное воспитание в детском саду и дома», «Русская мудрость в воспитании», «Семья и семейные ценности», «Напутственное слово»; реализованы проекты «Поём колыбельные песни», «Неделя народных игр», «Светлая Пасха»; родители принимали активное участие в фестивалях: «Мир игры и игрушки», «Душа по капле собирает свет». Воспитатели группы с детьми принимали ежегодное участие в городском православном фестивале «Светлая Пасха». В течении пяти лет прошли родительские собрания на темы: «Знакомство с программой «Социокультурные Истоки», «Духовно — нравственное воспитание ребенка через семейные традиции и досуг в семье»; «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня»; «Воспитываем добротой»; проведение совместных народных и православных праздников «Рождество», «Здравствуй, Масленица», «Пасха», «День Матери», посиделки-чаепития с родителями и детьми на праздник «День Матери», «Масленица». На начальном этапе по работе с родителями мы столкнулись с проблемой – малое участие родителей в рамках данной программы. Для решения этой проблемы мы стали привлекать родителей выполняя творческие задания совместно с детьми, а именно: заполнение страниц альбомов; изготовление «книжек-малышек»; создание собственных сказок; участие в конкурсах, праздниках, городских акциях «Эхо войны», «Подарки к Светлой Пасхе для ветеранов», создание мини-музеев и другие; изготовление дидактических игр и пособий по темам программы «Социокультурные Истоки»; совместная организация тематических вечеров с активным участием родителей таких как: «Колядки», «Масленица», «Рождество Христово»», «9 Мая – День Победы», «День Матери», «День Отца», «Светлая Пасха», «Троица», «Покров Пресвятой Богородицы» и т.д.. Так же стали проводить занятия с родителями на родительских собраниях. За активное участие семей мы поощряли их сладкими призами, благодарностями и размещали информацию на групповом стенде «Наши добрые дела». Были проведены открытые показы совместной деятельности с детьми на республиканских семинарах «Подготовка педагога ДОО к практической реализации ФГОС ДО», «Международных Рождественских образовательных чтениях». На мероприятия приглашались родители, которые принимали активное участие, как в образовательной деятельности, так и в подготовке реквизитов. На данных мероприятиях родители могли наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяющий взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Благодаря этому мы смогли привлечь родителей к активному участию в рамках данной программы «Социокультурные истоки». Что помогло объединить усилия ДОУ и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей. В течении всех пяти лет планомерно организовывалась работа с детьми и родителями. Восприятие и освоение категорий и ценностей осуществлялась через различные виды детской деятельности: игру, чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, эколого-познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно-оздоровительную деятельность. Большинство занятий носило интегрированный характер. Все занятия по программе эффективно решали задачи духовно-нравственного воспитания и речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса, развитие монологической, диалогической и доказательной форм речи и т.д.). Были проведены все итоговые занятия, которые направлены на освоение духовно-нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, формирование коммуникативных и управленческих навыков у всех участников образовательного процесса. Таким образом, при работе с детьми и родителями по данной программе «Социокультурные истоки» начиная с первой младшей группы мы реализовали: первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей; развитие коммуникативных умений; развитие управленческих способностей; развитие речевого взаимодействия; развитие мотивации к общению у детей и взрослых; создание предпосылок для успешной адаптации ребенка к начальной школе. Программа «Социокультурные истоки» строится на культурологической основе, соответствует светскому характеру образования, содержание программы основано на российских культурных традициях. Реализация социокультурных педагогических технологий «Истоков» в образовании дает возможность не только более эффективно организовать образовательную деятельность, но и обеспечить в воспитательно-образовательном процессе развитие восприятия, речи, мышления, чувствования и других психических процессов ребенка. Это создает условия для организации личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка, детей между собой, педагога и родителя, родителя и ребенка. Здесь ребенок осваивает социокультурные ценности, накапливает социокультурный опыт, развивает навыки общения и коммуникативного взаимодействия. Благодаря данной программе мы смогли привлечь родителей к активному участию. Что помогло нам объединить усилия ДОУ и семьи с целью формирования взрослых и детей единой системы ценностей. Таким образом, устраняется разрыв между ДОУ и семьей в вопросах воспитания. Используемая литература:
|