Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Об интегрированном подходе в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста группы компенсирующей направленности».
Нравственное воспитание
Автор: Бондарева Елена Васильевна Михликова Лариса Сергеевна Масленникова Алла Владимировна Фомина Наталья Дмитриевна   
19.03.2021 14:25

«Об интегрированном подходе в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста группы компенсирующей направленности».«Об интегрированном подходе в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста группы компенсирующей направленности».

  • Бондарева Елена Васильевна воспитатель,
  • Масленникова Алла Владимировна тьютор,
  • Михликова Лариса Сергеевна воспитатель,
  • Фомина Наталья Дмитриевна учитель-логопед,

МБДОУ Д/С №22 «Улыбка» Старооскольского городского округа.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»

Д.С. Лихачёв

Находясь в современном мире, мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества. Поэтому хотелось бы уповать на то, что сбудутся слова великого русского философа П. Флоренского о том, что нигилизм, исчерпав себя, докажет своё ничтожество, вызовет ненависть к себе и тогда сердца и умы с новой силой обратятся к русской идее, к идее России, к святой Руси.

 

Сегодня перед дошкольным образованием стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет национальных ценностей и традиций, которые восполняют недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.

Этнокультурное образование – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Этнокультурное образование определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Этнокультурное образование невозможно без создания соответствующей развивающей предметно-пространственной среды: создание музея, игр, театрализованной деятельности.

В национальном уголке дети знакомятся с символикой Российского государства. Куклы в национальных костюмах помогают в изучении народных костюмов, музей национального быта и культуры успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции.

В нашу группу дети с ОНР попадают с 4 лет, в основном это дети с ОНР 1 и 2 уровня.

Этнокультурную составляющую мы учитываем при проектировании различных видов деятельности и начинаем это со средней группы. Задачи приобщения к культуре, традициям, фольклору, включены во все образовательные области развития ребенка. При реализации этих задач мы используем интеграцию. Это позволяет сделать процесс более осмысленным, интересным и эффективным для детей.

Этнокультурную составляющую используем, как в совместной образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

В коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи мы широко применяем различные виды устного народного творчества: потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички, сказки.

Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляем в рамках изучаемых лексических тем.

Если мы проходим лексическую тему «Дикие животные», значит, подбираем материал по этой теме. Загадываем загадки о диких животных, используем потешки – «Сидит белка на тележке», «Заинька – серенький» и другие, для развития мелкой моторики рук. Для развития фонематического слуха, автоматизации звуков, проговариваем с детьми скороговорки, по

заданной теме. Всё это знакомит детей с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.

В свободной деятельности читаем, рассказываем, инсценируем сказки. Слушая их, дети узнают традиции и обычаи народов, знакомятся с бытом и укладом их жизни. Так, на примере известной и всеми любимой сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа (колоб), но и расширить их представления о быте русского народа, пояснить понятия «амбар», «сусек». Знакомим детей с устным народным творчеством не только русского, но и других народов. Дети узнают, что хорошо знакомая им сказка «Рукавичка» — украинская, «Легкий хлеб» — белорусская, а веселая песенка «Где ночует солнце?» создана в Армении. Знания, приобретенные дошкольниками путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор.

Очень интересно проходят драматизации потешек, сказок. Именно здесь ребёнок проникается гармонией русского слова. Он связывает слово с действием, с образом.

В старшей группе знакомим дошкольников с пословицами и поговорками. Рассказываем, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Например, дети собираются на прогулку. Напоминаем медленно одевающемуся ребёнку: «Семеро одного не ждут». Или кто – то из детей поспешил, оделся неаккуратно, говорю: «Поспешишь — людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события. «Март — с водой, апрель с травой».

Игра – это ведущая деятельность ребёнка, поэтому мы большое внимание уделяем играм с этнокультурным содержанием, используем их на занятиях, в повседневной жизни, на прогулке, на праздниках и развлечениях. Они знакомят дошкольников с многообразием народов мира, их бытом, творчеством, костюмом. Дидактические игры представляют собой универсальное средство познания детьми окружающего мира, творческого развития. Не уменьшается интерес к использованию их в ознакомлении дошкольников с окружающей этнокультурной действительностью в наши дни. В этих играх легко интегрируется разнообразное содержание этнокультуры. Дидактическая игра «Найди названный предмет» — расширяет знания о предметах быта, «Угадай, откуда я приехал» — закрепляет знания о разных народах, «Музей народных игрушек» — воспитывает интерес к народным промыслам.

При организации двигательной деятельности детей проводим народные игры, которые влияют не только на физическое развитие детей, но

и отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Перед тем как играть в подвижную народную игру предварительно рассказываем о жизни того народа, в чью игру предстоит играть, показываем иллюстрации предметы быта. Дети с большим интересом и задором играют в такие русские народные игры как «Гуси – лебеди», «Горелки», «Жмурки», «Стадо», и игры других народов «Хлопотушки», «Спутанные кони», «Охота на оленей» и другие.

В игре плавно происходит социализация ребенка. Вместе проговаривая считалки, зачины, диалоги, выручая осаленных, дети учатся слаженным коллективным действиям, усваивают морально-этические нормы и ценности. Играя, ребенок не только познает огромный мир, но и преображает его и себя в нем.

Народные праздники всегда связаны с игрой, поэтому в содержание таких праздников, как «Рождественские забавы», «Проводы зимы», «Встреча весны», «Ярмарочные гулянья», включаем разнообразные народные подвижные игры, разучиваем с детьми прибаутки, считалки, скороговорки это делает процесс более интересным и содержательным.

Ни один фольклорный праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах, исполнения под их аккомпанемент песен, плясок Основным отличием народных драматических действ является хороводы. Хороводы издавна были любимым развлечением молодежи на Руси. В хороводе сплелись воедино танец, игра, пение. В хороводных песнях ярко раскрываются нравственные и эстетические идеалы наших предков.

С народными праздниками, народной музыкой, фольклором, обычаями и обрядами, тесно связано декоративно прикладное искусство. Оно является неотъемлемой частью в ознакомлении детей с народными традициями.

Мы не только даём детям определенный объем знаний о промыслах, но формируем умения видеть и понимать красоту, воспитываем уважение к труду народных мастеров, знакомим с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал. Дети составляют описательные рассказы по игрушкам (дымковским, филимоновским и богородским, матрешкам), придумывают разнообразные сказки, вспоминают и узнают поговорки и пословицы, связанные с трудом умельцев. Всё это положительно сказывается на обогащении и расширении словаря и словарного запаса детей.

Вся проводимая нами работа основана на интеграции различных видов деятельности: художественно – речевой, игровой, изобразительной,

театрализованной, в основе которой лежит ознакомление с народным творчеством.

С введением этнокультурного компонента воспитательно-образовательный процесс стал более эффективным и продуктивным; у детей наблюдаются высокие показатели по развитию речи, благоприятно происходит процесс социализации, воспитываются такие качества как гражданственность, патриотизм, толерантность, развитие художественного вкуса, дети приобщаются к красоте и самобытности народа, а это путь к общенародной культуре.

Список используемой литературы:

  1. Бабьшина, Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой/ Т.Ф. Бабьшина, Екатеринбург, 2001. — 201с.
  2. Галанина Н. А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста/ Н.А. Галанина. журнал «Дошкольная педагогика». №5. – 2008. – 28с.
  3. Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром: практико-ориентированная монография / О. В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.
  4. Захарова Л. М, Сайфутдинова И.Г, Гладилина Н.У Дидактические игры этнокультурного содержания/ Л. М. Захарова, И. Г. Сайфутдинова, Н. У. Гладилина – Ульяновск, 2008. – 50 с.
  5. Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов СССР / Т. И. Осокина – М.: Просвещение, 1988. – 7 с.
  6. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 25с
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год