Проект «Волонтёрское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников» |
Нравственное воспитание | |||||||||||||||
Автор: Копылова Татьяна Михайловна | |||||||||||||||
12.02.2021 12:51 | |||||||||||||||
Проект «Волонтёрское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников» Копылова Татьяна Михайловна Старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 126 г. Борзи» Аннотация проекта: Проект направлен на организацию волонтёрского движения в детском саду – перспективное направление в деятельности детей, которое дает огромные возможности для развития духовно-нравственной личности дошкольников. Основная проблема: Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно -ценностные ориентиры, идеалы. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье, и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. У детей дошкольного возраста отсутствует опыт социально — нравственной позиции, связанный с различными сторонами общественной жизни человека в их целостности и многообразии.
Волонтёрское движение способно организовать активную деятельность дошкольников, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в детском саду и ближайшем социальном окружении, выявлению результатов, на основе которых у детей сформируется отзывчивость, внимательность, коммуникабельность, милосердие. Актуальность темы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: - Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: — игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании. - Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. - Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам. - Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности. Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться — это значит применять инновационные технологии. Одной из таких технологий является «волонтёрское движение», которое оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Волонтёр — это синоним слова «доброволец». Волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим! Настоящий волонтёр – это пример нравственности и здорового образа жизни, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Об этом говорит Всемирная декларация добровольцев. Волонтерское движение в детском саду – это желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям. В основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать» Объединяя родителей, педагогов и детей волонтёрской деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:
- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе, взаимодействие с окружающим социумом. Основные ориентиры проекта: Срок реализации проекта: 1 год (с 01. 09. 2020 по 31. 05. 2021) с дальнейшим пролонгированием. Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители, социальные партнёры. Адресация проекта: проект предназначен для педагогов ДОУ, педагогов дополнительного образования. Типовые особенности проекта:
Каковы возможные особенности проекта: на уровне образовательного учреждения. Практическая значимость: Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением, приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, коммуникабельность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга детского сада. Всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум». Дошкольники могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности, почувствовать себя взрослыми и нужными. Цель проекта: Внедрение волонтерского движения в деятельность детского сада, направленного на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников активной жизненной позиции, умения ориентироваться в социуме и высокого патриотического сознания. Задачи проекта:
Новизна проекта Данный проект представляет собой новый взгляд на организацию работы современного педагога в дошкольном образовательном учреждении. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОСДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей. Такая форма работы, как волонтёрская деятельность становится мощным средством нравственного воспитания, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Ресурсное обеспечение проекта: Кадровое: Заведующая ДОУ, старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ, специалисты ДОУ, социальные партнёры, родители. Информационное: методическая и справочная литература, периодическая печать, Интернет ресурсы, сайт ДОУ. Материально-техническое: наглядные и дидактические пособия, компьютерное и мультимедийное оборудование, цифровые ресурсы (фотоаппарат, диктофон, микрофон, видеокамера), материалы для продуктивной деятельности. Этапы реализации проекта: (2020-2021 учебный год) Данный проект предполагается реализовать в три этапа: 1 этап — подготовительный, планово-прогностический (сентябрь 2020г.) 2 этап — практический, основной (октябрь 2020– май 2021г.) 3 этап – итоговый (май 2021г.) План реализации проекта
Ожидаемые результаты реализации проекта: 4. Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников: готовность прийти на помощь, милосердие, внимательность, волевые качества, инициатива. 5. Развитие умения детей ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. 6. Расширение связи с родителями и социальными партнёрами города в совместной деятельности в рамках проекта. Риски, негативные последствия реализации проекта и механизмы их устранения.
Предполагаемые продукты: 1. Разработан комплекс мер по созданию условий в ДОУ по реализации проекта: а) создан стенд волонтёрского движения в детском саду «Рука к руке» 2. Разработаны методы, приемы, формы организации работы по внедрению в педагогический процесс волонтёрского движения: а) создан банк презентаций, художественной литературы по формированию у детей милосердия, добра, заботы о людях, о природе; б) разработаны сценарии квест-игр, мероприятий в рамках проекта; г) разработаны и изготовлены дидактические игры, творческие задания, психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации. Перспективы распространения Проекта: В дальнейшем, проект может быть представлен на региональном уровне, выход на федеральный уровень (педагогические сайты, конкурсы, форумы) – в качестве руководства по организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на волонтёрском движении в детском саду – перспективном направлении в деятельности детей, которое дает огромные возможности для нравственного воспитания. Распространение и трансляция опыта работы в рамках проекта через публикации и статьи в СМИ, через участие в образовательных инициативах различного уровня, через электронные отчёты на сайте Возможности дальнейшего развития проекта: Продолжить работу волонтёрского движения в условиях детского сада. Привлекать новых социальных партнёров. Список литературы: 1.Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладныхисследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81 2.Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5. 3.Микляева В.Н. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г. 4.Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.
|