«Применение ИКТ в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста» |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Кравченко Елена Саввельевна | |||
11.02.2021 22:18 | |||
«Применение ИКТ в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Актуальность. Проблема формирования духовных и нравственных качеств личности дошкольников стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей и те и другие считают доброту и отзывчивость. Первые уроки нравственности ребенок получает в семье. В дошкольном учреждении ведущая роль в данном процессе принадлежит педагогу. Его педагогическая деятельность становится еще более эффективней при активном взаимодействии с родителями воспитанников и применением разнообразных форм, методов и приемов в образовательно-воспитательном процессе. Это ставит психологов и педагогов перед необходимостью совершенствовать дошкольное образование ребенка, систему комплексных воздействий на ребенка, которые, дополняя друг друга, могут оказать максимальное влияние на развитие его как личности.
Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Через сказку ребенок получает знание о мире, взаимоотношениях людей, о проблемах и преградах, которые возникают у человека в жизни, учится верить в силу добра, любви, справедливости. В сказке заложена вся педагогическая мудрость наших предков. Разнообразить и сделать беседу по сказке интересной и увлекательной, можно с помощью подбора детских мультфильмов. Групповые просмотры мультфильмов делают беседу не только интересной, но и надолго запоминающейся. Применение ИКТ позволяет в доступной форме ярко, образно преподнести детям информационный материал о вечных человеческих ценностях. Подбор добрых и познавательных мультфильмов не только интересен детям и вызывает положительные эмоции, но и поможет внести разнообразие в воспитательно-образовательный процесс. Психологи убеждены, что роль мультфильмов в воспитании ребенка огромна. Мультфильмы помогают расширить словарный запас ребенка, его кругозор, развить память, фантазию и воображение. С помощью мультфильмов детям легче увидеть и осознать нравственные ценности: что такое «добро», и «зло»; какими качествами характера обладает настоящий друг; кого можно называть сильным и смелым; почему надо всегда прислушиваться к советам старших; почему даже в сказках не любят лентяев, непослушных и злых. Конечно, речь идет не обо всех мультфильмах. В старые, добрые советские времена выпускали много позитивных мультфильмов. В советских мультфильмах создавался волшебный мир, наполненный правильным мировоззрением, где плохие действия героев осуждались, а доброта вознаграждалась. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления: о доброте, милосердии, справедливости. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через просмотры добрых мультфильмов оказывать позитивное влияние на детей. Главная задача — показать ребенку нравственную суть каждого поступка человека, и поэтому нужно подобрать детям только позитивные и добрые мультфильмы, где дети могут высмеять зло, лень, сочувствовать одиноким, восхищаться смелости, ценить дружбу. Планируя работу по нравственному воспитанию детей, педагоги опираются на методологические исследования отечественных психологов Ирины Яковлевны Медведевой и Веры Васильевны Абраменковой. Просмотр мультфильмов во всех возрастных группах проводится во вторую половину дня, длительность просмотра не более 10 минут 2 раза в месяц. В младшей группе длительность просмотра 6-7 минут 2 раза в месяц. Ожидаемый результат заключается в стремлении ребенка к добру и неприятию зла, любви к родному краю, усвоении ребенком духовно — нравственных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия. Мультфильмы:
После просмотра мультфильма, проводится беседа с детьми. Дети встают со стульчиков и рассаживаются в круг на ковре. Анализ просмотренного мультфильма организуется так, чтобы он представлял собой интересный и полезный диалог взрослого и ребенка, путем постановки вопросов. Вопросы формулируются так, чтобы помочь детям вычленить главное: действия основных героев, их взаимоотношения, переживания и поступки. Дети учатся думать, размышлять, приходить к правильным выводам, понимать смысл сюжета, ставить себя на место героя в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия. Как писал советский психолог Б.М. Теплов, чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место. Также учитывается психологическая комфортность, которая предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов, раскрепощение, стимулирующее развитие духовного потенциала и речевой активности, развитие реальных мотивов (общение проходят не по принуждению, а радостно, так как просмотр мультфильмов пользуются у детей неизменной любовью), преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; включение во внутренние мотивы, мотивации быть полезным и добрым как герои мультфильмов. ИКТ при разумном применении является эффективным средством в воспитании духовно нравственных качеств личности дошкольника. Беседа с детьми по просмотренным мультфильмам оказывает положительное влияние на социально – коммуникативную деятельность, так как именно слово, живая речь позволяют детям вступить в сферу познания социальных взаимосвязей окружающего мира. Диалогическое общение способно структурировать эмоциональный мир, содействовать его развитию, навыкам самопонимания, самовыражения, так как возникающее в эмоциональном контакте чувство близости и доверия позволяет ребенку полнее открываться и глубже осмысливать себя, ведь только в диалогическом контакте с другим человеком формируется важнейший механизм человеческого развития – рефлексия. Без доверительного эмоционального контакта невозможна истинная передача нравственных ценностей. Прежде всего, речь дает возможность совершенствовать процесс воспитания, что позволяет дошкольникам усваивать систему норм поведения и нравственного отношения к окружающим людям. Кравченко Елена Саввельевна Воспитатель, МБОУ «ССОШ» (дошкольное отделение) Чижова Ольга Васильевна Педагог-психолог, МБОУ «ССОШ» (дошкольное отделение) Иркутская обл., Ангарский район село Савватеевка
|