«Формирование нравственности у детей дошкольного возраста с помощью использования карт В.Я. Проппа» |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Капорская Евгения Леонидовна | |||
08.12.2020 02:57 | |||
«Формирование нравственности у детей дошкольного возраста с помощью использования карт В.Я. Проппа» Мастер-класс Капорской Е.Л. воспитателя 1 квалификационной категории Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Малыш» Тема: «Формирование нравственности у детей дошкольного возраста с помощью использования карт В.Я. Проппа» Цель мастер класса: Повышение профессиональных компетенций педагогов по формированию гуманных чувств детей дошкольного возраста посредством использования «карт Проппа» при моделировании собственных сказочных историй. Задачи:
Свой мастер-класс хотела бы начать с притчи.
«Однажды один профессор физико-математического факультета с намерением преподать студентам запоминающийся урок, написал на доске большую цифру 1 и, посмотрев на студентов, объяснил: «Это ваша человечность. Самое необходимое качество в жизни человека». Затем, рядом с цифрой 1 написал 0, и сказал: «А это ваши достижения, которые с человечностью увеличит вас в 10 раз. Ещё один 0 – опыт, с которым человек стал 100». И так, добавлял 0 за 0 – осторожность, любовь, успех … «Каждый добавленный 0 в 10 раз облагораживает человека» -, сказал профессор. Вдруг он стёр цифру 1, стоящую в начале ряда цифр. На доске остались никчёмные, ничего не значащие нули. Профессор сказал: «Если у вас не будет человечности, остальное ничего не стоит». Поэтому на первом месте должно стоять воспитание, а потом образование. Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное воспитание, и взяла за основу в нравственном воспитании художественную литературу. Проблема сохранения интереса к книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания. Современные гаджеты ослабили интерес к книге. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков и, самое главное, искажение представлений о добре и зле. И поэтому проблема нравственного воспитания через художественную литературу никогда не представлялась такой острой, актуальной и значимой на сегодня. А для дошкольников именно сказка является первым художественным произведением в их жизни. Сказки по словам В.А. Жуковского нравственно чисты и не оставляют после себя дурного впечатления. Благодаря сказкам у ребёнка вырабатывается способность сопереживать, сострадать, без которой человек — не человек. Ибо цель сказочников – «воспитывать в ребёнке человечность, эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу, как свою» (К. И. Чуковский). Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В них пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Понятия о доброте предстаёт в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых героев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Правильное прочтение и понимание сказки являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться духовно, интеллектуально, и нравственные понятия закрепятся в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми. В настоящее время, в условиях ФГОС дошкольного образования, особенно актуальны творческие методы взаимодействия педагога с детьми. Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, ребёнок в то же время упражняется в решении целого рода сложных задач, учится обосновывать свои действия, выстраивать взаимоотношения. Слушая, а затем сочиняя свои сказочные истории, дети глубоко сочувствуют персонажам. Несмотря на простоту образов и сюжетную незатейливость, преобразованные детьми сказки рассказывают о самом главном: они затрагивают вопрос о смысле жизни, о борьбе добра со злом, их воспитательное значение огромно. Для сочинения собственных сказок можно использовать метод моделирования с картами В.Я. Проппа, который поможет детям в развитии связной речи, творческого воображения, фантазии. Итак, что такое карты Проппа и как с ними работать. Известный фольклорист В.Я. Пропп, занимался изучением сказок. Автор отмечает, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называл «функциями». Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28. Одна карта – это определённое событие сказки. Принято считать, что карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. А из событий, как из кирпичиков складывается здание сказки. Их различное соединение и различная последовательность расположения даёт возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй. Карты Проппа стимулируют развитие психических процессов, позволяет удержать в памяти большое количество информации, активизирует связную речь. Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребёнок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных картах. Все это натолкнуло меня на мысль, что с помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объёму русские народные сказки, а также сочинять свои сказочные истории. При этом дети могут наделять отрицательных героев новым обликом, положительными качествами, придумывать волшебные средства, особые обстоятельства и задания для героев. Важно помнить: в сказке совсем не обязательно будут присутствовать все функции. Сейчас на примере потешки про огуречик попробуем сделать с вами простейший анализ и выявить 4 функции, подобрав соответствующую карту Проппа. На фото представлено 20 функций, выберите 4 функции, которые подходят под структуру потешки. Итак, что у нас получилось:
И можно даже сформулировать мораль: не послушался остался без хвоста. Прежде, чем приступить непосредственно к сочинению сказок по картам, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции. Например, «Хороший — плохой» — в этой игре мы проводим анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Или отличная игра «Примени символ к сказке». На игровом поле расположены основные карты Проппа, бросая кубик, ребенок «ходит» по игровому полю, и остановившись возле какого-либо символического изображения, называет его. Например, «Победа», он вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет и объясняет, почему эта карта подходит к этой сказке. Итак, для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа работа была разделена на несколько этапов: Методика обучения сочинению сказок:
Сейчас я прочитаю знакомую вам сказку. Ваша задача внимательно её прослушать (Кот, лиса и петух). Теперь с помощью карт В.Я. Проппа вам необходимо выстроить сюжет этой сказки. Далее необходимо используя дополнительные карты трансформировать услышанную сказку. Озвучьте пожалуйста, что у вас получилось. Сложно ли вам было работать с картами? Будет ли такая работа интересна детям? Подвести итог мастер-класса, предлагаю вам составить синквейн с существительным «мастер-класс». Опыт работы с картами Проппа показал, что дети очень быстро и легко запоминают названия функций по картам, работают активно и эти занятия им нравятся, что так же не может не отражаться и на внутреннем психологическом состоянии ребёнка. В результате работы дети старшей группы научились запоминать, пересказывать, сочинять собственные сказки, а также изменили первоначальное искажённое представление о добре и зле, научились сострадать и сопереживать героям произведений и друг другу.
|