Воспитание вежливости у дошкольников |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Васягина Светлана Васильевна | |||
28.11.2020 23:24 | |||
Воспитание вежливости у дошкольников Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Воспитание и образование очень важны для каждого ребенка, но вежливость – это прежде всего проявление человеческих отношений ко всем людям, проявление искренней доброжелательности, по отношению ко всем окружающим, независимо от того, где ты находишься, дома, в детском саду, в общественном месте. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
Вежливость человек приобретает в результате правильного воспитания и чтобы это качество стало нормой поведения для наших детей, учиться ее основам нужно с дошкольного возраста. Находясь в обществе, контактируя друг с другом, общаясь между собой дети осваивают нормы поведения и этикет. Не имея навыков вежливого общения трудно произвести хорошее впечатление на окружающих, поэтому необходимо воспитывать в ребенке вежливость и приучать детей выполнять элементарные правила вежливости. Наблюдая за детьми, можно заметить такую проблему, что в общении друг с другом они почти не употребляют вежливых слов и выражений, редко благодарят, во время игры не делятся игрушками, могут не поздороваться. Воспитателю приходится часто напоминать о правилах вежливого общения со сверстниками и взрослыми. В связи с этим систематически стала проводиться работа по воспитанию вежливости у дошкольников и определены пути решения этой проблемы. Это – изучение методической литературы по теме, создание атмосферы общей культуры в группе, дополнение материально – технической базы развивающей среды (беседы, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, подборка художественной литературы, занятия, работа с родителями). Необходимым условием для воспитания вежливости является создание доброжелательной атмосферы в группе. Воспитание культуры поведения со сверстниками на занятиях, в играх, режимных моментах, беседах, происходит естественно и целенаправленно. Одним из средств воспитания вежливости является общение детей друг с другом. Воспитатель должен поощрять тех детей, которые овладели формами вежливости. Работа по эффективности воспитания вежливости у дошкольников включает в себя:
В своей работе использовала такие методы и приемы воспитания вежливости как: разъяснения, напоминание, показ, контроль за выполнением правил, оценка действий и поступков, упражнения, поручения, беседы, решение проблемных ситуаций, игры, чтение художественной литературы. Систематически учу воспитанников применять правила вежливости:
С целью формирования вежливости провожу беседы с детьми: Беседа: «Правила вежливого поведения» Цель: выяснить у детей какие правила поведения они называют хорошими (здороваться, благодарить за помощь и т.д.) Беседа: «Кто такой вежливый человек?» Цель: какие представления дети имеют о вежливом человеке, понимание значений слов «вежливый», «воспитанный», «грубый». Хорошим средством воспитания является чтение и обсуждение художественной литературы, например: В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», В.Осеева «Волшебное слово», А.Усачев «Уроки вежливости», Н.Носов «Огурцы», И.Пивоваров «Вежливый ослик», Н.Чуб «Азбука вежливости», К.Реннер «Сказка про вежливые слова». В своей работе использую дидактические игры по речевому этикету, такие как: Дидактическая игра «Ласковое имя» Цель: учить ласково произносить имена детей. Дидактическая игра «В мире вежливых слов» Цель: дать представление о том, зачем нужны вежливые слова, познакомить с правилами поведения во время беседы. Дидактическая игра «Прощание с гостем» Цель: познакомить детей с правилами речевого этикета в минуты прощания с гостем, а также вежливыми выражениями. Упражнение «Передай улыбку» Цель: передавать улыбку по очереди друг другу, пока все не получат улыбку. В своей практике провожу с детьмиразбор проблемных ситуаций, например: - что ты сделаешь, если мальчики не могут поделить игрушку? - к нам в группу зашел другой воспитатель, что надо сделать? - если ты хочешь что-то спросить у воспитателя, как ты обратишься? Употребление вежливых слов хорошо проявляется в сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Магазин», «Гости», «Парикмахерская» и т.д. В сюжетно-ролевых играх, я, как воспитатель, постоянно обращаю внимание на то, как общаются дети в игре, акцентирую внимание на правила вежливого поведения. Воспитание вежливости у детей невозможно без участия родителей. Находясь в общественных местах, общаясь с родными или друзьями, дети неосознанно наблюдают за поведением своих родителей, принимая его за норму. Дети копируют манеры поведения, речевые выражения своих родителей. Если же, родители, с улыбкой здороваются, уступают место пожилым людям в транспорте, предлагают свою помощь нуждающимся, то и ребенок будет пользоваться таким примером поведения. Родителям предлагаем консультации «Воспитание вежливости у детей», «Как приучить ребенка вежливости?», «Вежливость в детском возрасте и ее формирование», папки-передвижки, памятки, совместный просмотр мультфильмов по этой теме и т.д. В результате проведенной работы дети изменили свое отношение друг к другу, стали выполнять правила вежливого поведения в общении со сверстниками и взрослыми, вместе с детьми составили «Книгу вежливых слов» на основе детских рисунков, составлен словарь вежливых слов, в группе выросло «Дерево добра», пополнена картотека игр на развитие коммуникативных способностей. Вежливость помогает дошкольнику развивать общение со сверстниками и взрослыми, способствует развитию коммуникативных способностей ребенка. Воспитывая вежливость у детей дошкольного возраста, мы формируем культуру поведения детей, а следовательно закладываем основу для формирования общей культуры человека. Если будем вежливы каждый день и час – станет мир счастливее в миллионы раз! Список литературы.
|