«Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у дошкольников» |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Курикова Татьяна | |||
28.11.2016 17:49 | |||
«Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у дошкольников» (слайд №1) (слайд №2) Вопросы нравственного развития и воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становиться все более актуальной. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себе все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. (слайд №3) Исходя из актуальности проблемы, была поставлена цель работы:
(слайд№4) В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
(слайд №5) Работая по этой теме я:
- проводятся праздники в народных традициях, поздравление детей и сотрудников детского сада с Днем рождения. -составлены конспекты и проведены специально созданные ситуации и непосредственно образовательная деятельность, игры, как сюжетные, так и дидактические. (слайд №6) В процессе нравственного воспитания мною использовались такие методы и приёмы: НОД, этические беседы, индивидуальные беседы с детьми, вопросы, оценка, рассматривание картин, игры, создание специальных ситуаций, пример взрослых, подготовка к праздникам и развлечениям. (слайд № 7)Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Метод должен быть реальным, осуществимым, требующим логического завершения. Он должен быть весомым, значимым, не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. (слайд № 8) Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и подкрепляет их. В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. Культура деятельности проявляется в поведении ребенка в НОДе, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умения содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам вещам, книгам. Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе. (слайд № 9) Дошкольный возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине. Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд. Приобщая их к труду, формируется ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях, таких как: «Поможем птицам зимой». (слайд №10) Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях, в них воспитывается гуманное отношение к своим близким. Составление генеалогического дерева, поможет ребенку понять и осознать, что он принадлежит целому роду. Визуализация дерева поможет ребенку лучше запомнить, кто кому кем приходиться. Генеалогическое дерево расскажет ребенку историю его семьи, воспитает в нем гордость за то, что он принадлежит к этому роду, к этой фамилии. Ребенку важно знать, что у него есть корни: это придает чувство уверенности в себе. (слайд №11) Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок, внимание детей обращается на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. (слайд №12) Для более эффективного и успешного решения задач нравственного воспитания используются различные игры и пособия. Например, всем известную игру «Узнай по голосу» я провожу как «Угадай, кто сказал вежливое слово?». (слайд №13) Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга. И работа эта огромна и многогранна! (слайд №14) Во время работы над темой использовалась разнообразная литература. (слайд №15) За прошедший период были получены следующие результаты:
(слайд №16) Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства. Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. (слайд №17)
|