«Добро и уважение в душах и сердцах. Из опыта работы МБДОУ ДС №37 «Сказка» г. Туапсе |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Бедина Марина Петровна | |||
08.10.2019 12:38 | |||
«Добро и уважение в душах и сердцах. Из опыта работы МБДОУ ДС №37 «Сказка» г. Туапсе Бедина Марина Петровна, старший воспитатель МБДОУ ДС №37 «Сказка» г. Туапсе Анонс: Статья предназначена для педагогов и родителей дошкольных образовательные учреждений, в которой раскрывается значимость толерантного воспитания детей — дошкольников, актуальность и решение данной проблемы в МБДОУ. Определены основные критерии, цели, принципы построения работы по данному вопросу, формы взаимодействия с детьми и родителями. Представлены картотека из 11 игр для развития основ толерантности у детей, конспект интегрированного занятия на тему «Город у Черного моря» и модель организации работы по воспитанию основ толерантности у дошкольников. Добро и уважение в душах и сердцах (из опыта работы МБДОУ ДС №37 «Сказка» г. Туапсе).
В последнее время часто возникают споры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в целостной системе работы МБДОУ мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями гармоничного развития личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у детей, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений. Основные критерии работы МБДОУ по данному вопросу: относиться к окружающим с уважением. Уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой личности и нации в целом. Помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, иметь свои привычки и пристрастия. Никогда не думать, что Ваше мнение важнее мнения другого человека. Не навязывать свое мнение другим, его можно просто озвучить. В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному возрасту как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Цели нашей работы: – воспитывать в детях уважение и почтение к представителям различных национальностей. - Довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по цвету глаз, кожи, характерам, привычкам, традициям, обычаям и т.д. Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач:
- развитие умения определять границы толерантности.
- изучение основ традиций, обычаев национальностей детей, посещающих детский сад и создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.
Основные принципы: - Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения. - Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми. - Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами. - Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах. На занятиях и в повседневной жизни использовались:
-наглядные пособия и материалы. Формы работы с детьми: Беседы, проекты, продуктивные виды деятельности, целевые прогулки совместно с родителями, фольклорные и тематические праздники, театрализованные представления, выставки работ детей, родителей, педагогов, съемки и просмотры видеороликов, презентаций. Мероприятия с родителями. Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов МБДОУ с семьями. Для этого педагоги используют самые разнообразные формы взаимодействия с родителями воспитанников: анкетирование, родительские собрания, консультации, круглые столы и диспуты, конкурсы, выставки работ, совместные досуги выходного дня. Совместно с родителями выпускаются фотостенды, тематические стенгазеты, видеоролики. Согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного формирования толерантной и правовой культуры. Игры по воспитанию основ толерантности у детей-дошкольников. «Назови свое имя по-разному». Ход игры: педагог по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?» «Мы разные». Ход игры: дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия, назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. На пример: «У меня синее платье, а у Ромы серая футболка; у меня косички, а у Насти стрижка. «Мы похожи». Ход игры: проводится так же, как игра «Мы разные», но дети называют общее между собой и другом. На пример: у меня короткая стрижка и у Гали тоже. «Похвали себя». Ход игры: дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.). «Угадай, кто это?». Ход игры: один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети группой загадывают кого-нибудь из присутствующих, описывая его внешность, характер, привычки, хобби. Водящий, возвращаясь, должен угадать, о ком идет речь. Выполняй!». Возраст — любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии. Ход игры: во время выполнения заданий запрещается разговаривать. Необходимо провести черту с помощью веревки посреди комнаты. Воспитатель или ведущий встает на этой черте (в середине) и говорит: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие – слева от меня». Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто любит петь. Придумайте еще несколько критериев (построиться по росту, встать девочкам слева, а мальчикам справа и т.д.) Задания выбираются по сложности, соответственно возрасту. Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников «Город у Черного моря» Цель занятия: создание условий для воспитания основ патриотизма и толерантности у детей- дошкольников. Задачи:
- закреплять и расширять познание о достопримечательностях города. Предшествующая работа:
- чтение стихов и рассказов о Туапсе. Использование современных образовательных технологий: ИКТ. Методические приемы: беседа, вопросы к детям, игра, показ, пояснения к показу, показ слайдов, слушание музыки. Мотивация: помощь маленьким человечкам (Фунтику и Шпунтику) в знакомстве с городом Туапсе. Используемый материал: мультимедийное оборудование, шапка, фотографии городов, материал для рисования, фишки. Ход непосредственно образовательной деятельности. Занятие начинается с прихожей, где на полу нарисованы или наклеены следы разного цвета. Проводится игра «Каждому цвету подбери слово». Ход игры: дети по очереди становятся на след определенного цвета и подбирают ассоциативное слово к этому цвету. На пример: красный- огонь, горячо, ярко, осторожно и т.д. Зеленый — весна, зелень, комфортно и т.д. По следам дети входят в группу. В группе, для продолжения действия, необходимо пройти через сооруженные из строительного материала ворота по одному, называя города Российской Федерации, не повторяясь. Воспитатель. Молодцы, ребята. Все справились с заданиями, проходите и присаживайтесь на «зеленую полянку». Слушание отрывка (1 куплет) из песни «Как ты хорош в юной красе, мой Туапсе». «Яхты в порту, словно чайки скользят, Звезды плывут за кормой. Где-то, у пирса, гитары звенят. Им подпевает прибой…» Как вы думаете, о каком городе идет речь в песне? Ответы детей. На этой поляне живут два маленьких человечка (Фунтик и Шпунтик), которые многое хотят узнать о нашем городе Туапсе. Поможем им в познании? Ответы детей. Прослушивание следующего куплета песни: «С городом вместе в едином строю Делим судьбу на двоих. Помним героев, что пали в бою, Славим героев живых…» После Великой Отечественной войны городу Туапсе присвоили звание города Воинской Славы и это неспроста. Показ слайдов о боях в Великую Отечественную войну в Туапсинском районе. Воспитатель: мы можем рассказать Фунтику и Шпунтику о нашем городе много интересного. Вопросы к детям: - назовите аллею нашего города, самую длинную в мире. (платановая) - Назовите народности, проживающие в нашем городе? (русские, армяне, адыгейцы, украинцы, татары и т.д.) - На берегу какого моря расположен город? (Черного) - Где разгружаются и загружаются суда? (в порту) - Как называется памятник у вечного огня? (памятник неизвестному солдату) - Как называется музей художника, проживающего когда-то в нашем городе? (музей имени Киселева) За правильные ответы дети получают фишки. Каждый народ имеет свои обычаи, традиции и даже игры. Проводится адыгейская игра «Шапка». Ход игры: выбирается водящий, дети становятся в круг. Водящий, с шапкой в руке ходит по кругу и надевает на голову одному из детей. Тот, кому надели шапку, выполняет желание водящего. Воспитатель: Фунтик и Шпунтик очень внимательно слушают нас, но города Туапсе никогда не видели, так как живут далеко от него. Проводится игра «Выбери, не ошибись». Ход игры: воспитатель раскладывает на ковре фотографии с изображением городов. Детям необходимо выбрать только фото, на которых изображен город Туапсе. Краткий обзор отобранных фотографий. Воспитатель: мы знаем, что у каждого народа есть свои обычаи, традиции и игры. Есть и свой язык, на котором говорят. Но каким бы разным не был язык, перевод великих слов: добро, уважение, мудрость, любовь, терпение, понимание этих слов со всех языков одинаков. Чтение пословиц. Добрым быть — долго жить. Жизнь дана на добрые дела. Красна птица перьем, а человек ученьем. Лучше поздно, чем никогда. Любовь да совет, так и горя нет. Нет друга — ищи, а нашел — береги. Окончил дело — гуляй смело. Свет не без добрых людей. Слово — серебро, молчание — золото. Талант трудом добывают. Умную речь приятно и слушать. Воспитатель: ребята, сегодня, для Фунтика и Шпунтика мы много говорили о городе Туапсе, вспоминали о достопримечательностях, показывали фотографии города, а о памятном подарке им не подумали. Что мы можем для них сделать? Выбор детей. Если мнения детей расходятся, проводим голосование. Художественно-творческая деятельность детей. Звучит спокойная музыка. По окончании дети дарят свои работы Фунтику и Шпунтику. Воспитатель проводит анализ занятия, привлекая к разговору Фунтика, Шпунтика и детей. В заключении все участники угощаются армянскими, адыгейскими, русскими блюдами, приготовленными поварами. Дети «возвращаются» в детский сад. Модель организации работы по воспитанию снов толерантности детей.
|