«Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы) |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Беговатова Галина Сергеевна | |||
25.09.2019 06:11 | |||
«Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы) Воспитатель ДОУ № 16 «Аленка» г. Волжска Республики Марий Эл Беговатова Галина Сергеевна Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему патриотического и духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно и духовно здорового человека.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя лучше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных и патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и кружево молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравс качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Уже не первый год в нашем детском саду планомерно проводится работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной и православной культуры. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей на основе православных народных традиций, в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех и педагогов, и детей, и родителей. Нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от народных истоков. Мы не можем игнорировать такую особенность детской аудитории, и поэтому определили цель и основные задачи работы нашего детского сада. Цель: воспитание патриотических и духовно-нравственных качеств личности ребенка, обретение нравственного опыта, основанного на народных и православных традициях. Задачи:
Конечно же решение поставленных задач невозможно без создания определенной развивающей предметно-пространственной среды. Ее роль в ДОУ трудно переоценить. Она не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, но служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Такое значение развивающей предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее организации. В каждой группе детского сада появились уголки патриотического и нравственного воспитания. Наши воспитатели с помощью родителей пополнили уголки предметами народного быта (посуда, игрушки, вышитые салфетки). У детей есть возможность не только посмотреть, но и потрогать, поиграть. Патриотическое воспитание, так же как и духовно-нравственное, невозможно осуществлять без приобщения детей к истории, культуре и традициям русского народа и родного края. Ведь русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь. Дети с удовольствием слушают рассказы воспитателя о том или ином предмете, его предназначении, узнают в какие игры и игрушки играли в старину. Формируется понятие того, сколько тайн хранят эти предметы, как дороги они и как бережно нужно к ним относиться, чтобы сохранить историю. Педагоги нашего дошкольного учреждения попытались создать оптимальные условия для всестороннего развития нравственного потенциала детей через гармоничное построение целостного педагогического процесса основанного на этнокультурных, нравственных ценностях и православных традициях. Для реализации цели и решения поставленных задач педагоги нашего детского сада используют различные подходы и методы. Это и организация кружковой деятельности, и проектный метод, и театрализация русских народных сказок, и мастер-классы, и организация и проведения народных и православных праздников. Уже шесть лет в нашем детском саду успешно функционирует кружок духовно-нравственного и патриотического воспитания детей «Задушевные беседы» на основе культурных и православных традиций русского народа. Занятия в кружке рассчитаны на два года обучения для детей 5-7 лет. Ребята старших и подготовительных групп с согласия родителей с удовольствием посещают занятия кружка, которые проходят в виде экскурсий, бесед, продуктивной деятельности, выставок творческих работ, праздничных посиделок. На занятиях дети знакомятся с основами культуры, с традициями русского народа и родного края, православными, народными и государственными праздниками. Наряду с традиционными беседами и тематическими занятиями очень эффективным в духовно-нравственном и патриотическом воспитании оказался метод проектов. Метод проектов развивает познавательный интерес у детей к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. В нашем детском саду были реализованы несколько проектов: «Земля Онара», проект осуществлялся в подготовительной группе и был направлен на знакомство детей с фольклором народов мари. Итогом проекта стал показ народной марийской сказки «Сила зерна». Проект «Моя семья» реализовывался во второй младшей группе и был направлен на возрождение позитивного образа семьи, семейных ценностей и традиций. Проект «Родной свой край люби и знай» в старшей группе был направлен на воспитание чувства любви к Родине, родному краю. В ходе реализации этого проекта дети ближе познакомились с флорой и фауной лесов Марий Эл, узнали больше о республике, родном городе, совершали экскурсии к достопримечательностям города Волжска. Целью проекта «Светлая Пасха» в средней группе стало возрождение традиций народной культуры празднования самого главного православного праздника. В реализации проекта приняли активное участие и родители воспитанников. С их помощью была организована выставка творческих работ в группе ДОУ, а самые лучшие работы, выполненные детьми и их родителями, были представлены на городской выставке «Воскресение Христово». Итогом проекта «Светлая Пасха» стало открытое занятие, показанное для педагогов детского сада и родителей. В ходе проектной деятельности взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре: дети овладевают позитивным отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие. Применение метода проектирования актуально и очень эффективно, данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию нравственных и патриотических чувств. Еще один метод, который используют педагоги нашего детского сада это театрализация русских народных сказок. Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют духовно-нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основанное на нравственных воззрениях видение жизни. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Мастер-класс как метод духовно-нравственного и патриотического воспитания в нашем детском саду используется в работе с педагогами детского сада и родителями. Ведь, как известно, невозможно воспитать в детях патриотизм и нравственность и при этом самим не обладать этими качествами. Не будучи патриотом, мы не сможем пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Большим подспорьем в приобщении детей к народной и православной культуре являются праздники. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребенка и требовании с его стороны человеколюбивого отношения к окружающим. Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок совместно с родителями, согласно народному календарю. Традиционными в нашем детском саду уже стали «Рождество Христово», «Пасха», «Встреча весны». Эти праздники не только знакомят детей с библейскими историями, но и с традициями празднования в русской культуре, вызывают у детей чувство радости, побуждают к активной творческой деятельности. Подводя итог, хочется отметить, мы считаем, что нравственное и патриотическое воспитание на основе культурных и православных традиций не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает, дополняет воспитательный процесс и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
|