Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности»
Нравственное воспитание
Автор: Гаранина Ольга Евгеньевна   
24.03.2019 21:08

«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности»«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности»

Цель: Создание условий для передачи опыта финансового просвещения и воспитания детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности и формирование духовно-нравственных ценностей в процессе преподавания.

Задачи:

  • сформировать первичные экономические понятия
  • научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость — с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.
  • научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

Форма организации мероприятия: мастер-класс

 

Скачать презентацию

Участники: воспитатели.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, монеты для голосования.

Ход мастер-класса:

Актуальность. Слайд 2-3 Существует общепризнанное мнение о том, что деньги и нравственность несовместимы, но и в русской истории и в современном мире есть яркие примеры сочетания материальной обеспеченности и истинной духовности: Павел Третьяков, Савва Морозов, Михаил Прохоров, Алишер Усманов, Константин Хабенский, Чулпан Хаматова. Эти и другие неравнодушные люди создавали на собственные деньги картинные галереи, библиотеки, открывали сиротские дома, школы и больницы для бедных, восстанавливали исторические здания, оказывали помощь театральным труппам или отдельным актерам. Благодаря их стараниям раньше организовывались благотворительные балы, устраивались елки для малоимущих, и сегодня собираются большие суммы для лечения больных и поддержки талантливых детей.

Есть люди, которые не богаты, но готовы оказать посильную помощь нуждающимся. Всем нам хотелось бы, чтобы такие примеры не были исключением, а людей, способных проявлять милосердие было больше. Поэтому важно воспитать в детях правильное отношение к деньгам – не только как к средству улучшения своей жизни, но и возможности сохранять и развивать культуру и искусство, помогать тем, кому плохо.

Целесообразность обучения детей (даже школьного возраста) финансовой грамотности широко обсуждается в нашем обществе. Многие считают, что такие уроки приведут к культу богатства и обесцениванию духовного мира подрастающего поколения. Да, такие риски действительно существуют и чтобы их избежать нужно подойти к вопросу преподавания финансовой грамотности очень осторожно. Необходимо построить работу с детьми так, чтобы ценностные основы нравственности и духовности не только не уходили на второй план, но, напротив превалировали на фоне экономических понятий.

Слайд 4 Современные дети рано включаются в финансовую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Однако, полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях опасно, ведь такие понятия как «деньги», «богатство», «бедность», «реклама», «кредит» должны нести не только экономический смысл, но и воспитательный потенциал. Отрадно, что наше мнение по данному вопросу совпадает с мнением великого педагога Антона Семёновича Макаренко.

Слайд 5 Действительно, знакомить дошкольников с деньгами необходимо, а помочь в этом способны программы финансовой грамотности. Стоит отметить, что на сегодняшний день идея ознакомления дошкольников с основами экономики широко поддерживается на уровне государства. В помощь педагогам и парциальные программы, разработанные Банком России, и методические разработки практических педагогов на эту тему.

Слайд 6Мы реализуем в нашем детском саду программу «Обучение основам финансовой грамотности дошкольников», которая составлена на основе программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», разработанной авторским коллективом Волгоградского социально-педагогического колледжа.

Слайд 7 На уровне предметного содержания реализуемой нами программы создаются условия для воспитания таких духовно-нравственных категорий как: патриотические чувства, основы трудолюбия, ценностное отношение к природным ресурсам; основы нравственного поведения в экономике.

Слайд8 Вместе с детьми осваивают финансовую грамотность и путешествуют по стране Финансов 2 героя (Зайка и Незнайка). Зайка на все вопросы всегда отвечает «Нужно подумать!». А Незнайка – не задумываясь, говорит «Ай, пусть будет так».

Слайд 9 Программа состоит из девяти тематических блоков. На занятиях дети знакомятся с понятием «Деньги»: с историей их появления, современными деньгами и их стоимостью. Узнают, как заработать и грамотно потратить деньги, знакомятся с понятием «меценатство». Учатся экономить и копить деньги, разбираются как приобрести недорогой, но полезный и приятный подарок, уясняют, что все же лучший подарок тот, что сделан своими руками. Мы рассказываем о том, как дети могут увеличить свои сбережения. Знакомим с круговоротом денег в производстве, с безопасностью, учим бережливости в различных смыслах этого слова: как сберечь свои накопления и ресурсы на нашей планете. Особенно нравится детям почувствовать себя маленькими бизнесменами, проявить свою находчивость, предприимчивость. Они осознают, что предприимчивый человек, имеющий какие-то сбережения, вещи или навыки, может поделиться ими с нуждающимися.

Слайд 10А главное, дети понимают, что в жизни не все продается и покупается. Радость, любовь родных – за деньги не купишь.

Вы еще сомневаетесь в том, что можно поставить рядом финансовую грамотность и нравственность? Да, вопрос этот сложный, но решаемый, и я надеюсь, что вместе мы в нем разберемся. Давайте попробуем заработать и правильно потратить определенную сумму денег. За каждое грамотно выполненное задание мы сможем получить монетки.

Слайд11-14 А начать я предлагаю с «Виртуального диалога с великими людьми».

  1. Писатель Джош Биллингс однажды высказал следующую мысль: "За деньги можно, конечно, купить очаровательного пса, но никакие деньги не смогут заставить его радостно вилять хвостом." Присоединитесь ли вы к его мнению? Почему вы так считаете?
  2. Интересно, как вы отнесетесь к высказыванию писателя Генри Торо: "На лишние деньги можно купить только лишнее. А из того, что необходимо душе, ничто за деньги не покупается" Приведите примеры из своего опыта?
  3. Философ Фрэнсис Бэкон рассуждал о богатстве следующим образом: "Богатство очень хорошо, когда оно служит нам, и очень плохо – когда повелевает нами." Согласны ли вы с ним?

Слайд-15 Вы проявили активную жизненную позицию в этом диалоге и получаете 1-ю монету.

Слайд 16А сейчас предлагаю вам стать участниками экономической викторины с нравственным уклоном.

1. Кто, согласно пословице, платит дважды?

Скупой

2. Продолжите известную русскую поговорку: «Хороший товар сам себя…

Хвалит»

3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама?

Двигатель

4. Название какого насекомого положено в основу названия рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук?

Блоха

Слайд 17 Нам удалось заработать еще 2 монеты.

Одной из форм передачи детям житейской мудрости, в том числе и в отношении финансов, являются сказки. И сейчас я предлагаю вам в очередной раз в этом убедиться. Для этого я приглашаю фокус группу из 3-х человек. Задание, следующее: в указанной сказке выделить 2 составляющие: экономическую и нравственную. Свои выводы можно изложить произвольно, а можно с помощью пословиц и поговорок. Например, чему может научить сказка «Курочка Ряба» с финансовой точки зрения, а с нравственной?

А теперь возьмите карточки и поработайте со сказками, указанными на них.

А пока девушки готовятся, предлагаю всем остальным найти в сказках экономическую составляющую. Слайд 18-22

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия из печи до потребителя?

«Колобок»

2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?

«Репка»

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?

«Золотая антилопа»

4. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. «Кот в сапогах»

Слайд 23 И нам удалось заработать еще 4 монеты.

Слайд 24 А теперь послушаем ответы участников фокус-группы.

Уважаемые участники фокус-группы, я благодарю вас. С вашей помощью мы заработали еще 3 монеты. Пройдите, пожалуйста, в зал.

Слайд 25 Итак, благодаря умственному труду мы заработали 10 монет.

Слайд 26 Предлагаю посмотреть, что мы можем с ними сделать:

  1. Потратить на путешествие, но для этого вам придется взять еще 10 монет в кредит.
  2. Поучаствовать в благотворительности и порадовать своих близких.
  3. Положить в банк под хорошие проценты.

Интересно, а что думают об этом мои помощники? Незнайка «Ай, мне всё равно!» Зайка «Нужно подумать!».

А как поступите вы? Предлагаю коллегиально и в тоже время учитывая мнение каждого, решить, как потратить или все же сохранить наши деньги. У каждого из вас есть жетоны (они двухсторонние), цвета которых соответствуют цветам сегментов на нашем рекламном плакате. Выберите, к какому варианту вы больше склоняетесь и поднимите жетон данного цвета (голосовать можно только один раз). Если вы сделали другой выбор, то поднимите белый жетон. Предлагаю Вам немного подумать, а пока вы делаете свой выбор я расскажу немного о методах и приемах, которыми я пользуюсь для достижения своей цели по воспитанию духовно нравственных качеств в процессе занятий по финансовой грамотности, некоторые из которых сегодня использовала при общении с вами. Внимание на экран. Слайд 27

Словесные: объяснение, инструкция, беседа, художественное слово

Наглядные: наблюдение, демонстрация, использование ТСО

Практические: моделирование, элементарные опыты и эксперименты

Игровые: сюрпризный момент, использование героев; игровые действия и ситуации; элементы соревнования

Слайд 28 Анализ выбора: Уважаемые коллеги. Вы подумали, сделали свой выбор. А сейчас я попрошу вас поднять свои жетоны.

Вижу, что часть нашей аудитории планируют отправиться в путешествие.

Есть коллеги, которые предлагают сохранить и приумножить сбережения.

Но большинство из нас выбрали благотворительность, значит наше общение не прошло даром. И мы уверены, что в работе с детьми также будут положительные результаты. Спасибо за внимание слайд 29

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год