«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ» |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Пудова Светлана Валерьевна | |||
30.03.2019 11:58 | |||
«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ» Пудова Светлана Валерьевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка», г. Коряжма Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания на сегодняшний день обуславливается введением ФГОС ДО. Неоценимую роль в патриотическом воспитании детей несет в себе музыка, как наиболее близкое и понятное детям дошкольного возраста искусство. Несомненно, музыка пробуждает любовь к жизни, к родине, ко всему тому, что окружает ребенка. Именно поэтому музыка формирует ребенка как личность конкретно в детские годы. Музыкальное развитие ребенка также способствует духовному развитию, познанию чего-то нового, и восприятию в сознании ребенка общественных и социальных институтов. Общество, семья, любовь для ребенка становится высшей ценностью благодаря музыке отчасти. Ведь через музыку можно выразить свои чувства: радость, гордость, гнев, обиду, разочарование. Главная цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста характеризуется обогащением духовного мира ребенка с помощью различной музыкальной деятельности, такой как: пение, игра на музыкальных инструментах, танцы, музыкальные игры и даже простое слушание музыки.
Для достижения поставленной цели сформированы следующие задачи:
Для введения предложенного материала в действие познавательной деятельности воспитанников способствуют разные формы и методы работы. К ним относятся: ННОД, проектная деятельность, сотрудничество с ДШИ, праздники и развлечения, участие детей в фестивалях и конкурсах и т.д. Такого рода деятельность, безусловно, тесно связана с взаимодействием всех педагогов ДОУ. Совместно с воспитателями старшей и подготовительной группы были разработаны проекты: «Птицы нашего края», «Путешествие по городу Коряжме»; для детей старшего дошкольного возраста проведены занятия по темам: «Наша Родина – Россия»; «Путешествие в страну музыкальных инструментов». Воспитательно-образовательный процесс во всех возрастных группах строится на основе комплексно-тематического плана. Итоговыми мероприятиями большинства тем, являются праздники, музыкальные развлечения, досуги и тематические занятия. Особая значимость в нравственно-патриотическом воспитании имеет место быть в проведение тематического занятия «День Защитников Отечества». Песни об этом празднике очень хорошо запоминаются и нравятся детям. Слушая эти песни, дети дошкольного возраста испытывают честь и гордость за свою родину. Благодаря этому, каждый ребенок может почувствовать себя сильным, смелым и отважным, как поется о защитниках отечества. Активное участие в проведении мероприятия этой тематики принимает инструктор по физкультуре. Для старших и подготовительных групп такое занятие проходит с участием не только детей, но и их родителей. Следующая тематика мероприятия не менее важная, ведь упомянув, защитников отечества невозможно не вспомнить о великом празднике – День Победы. Мероприятия, посвященные Дню Победы, проводятся в форме познавательно-игровых программ, театрализованных представлений, концертных выступлений, комплексных и тематических занятий. При проведении мероприятий используются качественные фонограммы военной музыки и песен. Исполняя песни военного характера в живом звучании, участие в выступлениях принимают и педагоги ДОУ и родители воспитанников. Это делает праздничное мероприятие еще более красочным, трогательным и запоминающимся, особенно для детей. Украшают праздники песни, танцы, упражнения с различными атрибутами (султанчиками, цветами, флажками) под музыку. Особое влияние на формирование нравственно-патриотического воспитания оказывают народные песни. Народная музыка также формирует у детей любовь к родине и почтение. Проникшись народными песнями, можно оценить их художественное достоинство и высокую познавательную ценность, заложенную в сердце этих музыкальных композиций. Во всех возрастных группах используются русские народные песни, танцы, игры и хороводы. Игры на народных инструментах (ложках, трещотках, бубнах) помогают детям ярче выразить характер и настроение русской народной музыки. В рамках сотрудничества с ДШИ были организованы экскурсии по музыкальной школе, в музей «Музыки и звуков», концерты. С большим удовольствием дети посетили музыкально-поэтическое представление ансамбля русской песни «Солнцеворот» Вологодской филармонии. На базе детского сада был организован концерт учащихся ДШИ для детей старших групп, посвященный празднику «День Победы». Дошкольники с большим удовольствием слушали инструментальную музыку, песни военных лет, с восхищением смотрели на хореографические номера. Стало доброй традицией поздравление сотрудников детского сада детьми старшего дошкольного возраста с «23 февраля» и «Международным Женским днем». С музыкальными номерами дошкольники участвуют и в мероприятиях, посвященных празднованию пожарной охраны России, Дню учителя. С целью развития у старших дошкольников вокального и музыкального творчества в детском саду создан ансамбль русской народной песни и пляски «Ребята-хохломята». Ансамбль принимает активное участие в различных городских и межрегиональных фестивалях и конкурсах: «Созвездие талантов», «Крылья Надежды», «Поленница», «Самоцветы Севера», «Россия. Подвиг. Память» и др. По данной теме проводится работа с родителями:
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что разного рода музыкальная деятельность несет колоссальный вклад в процесс формирования у ребенка нравственно-патриотических качеств. Благодаря которым, ребенок формируется как личность в дошкольном возрасте. Музыка добавляет красок в жизнь, поднимает настроение, снимает напряжение и усталость, наполняя детскую жизнь яркими впечатлениями, новыми чувствами, радостью, а также желанием заниматься творчеством. Приобщая детей к музыкальному наследию нашего народа, в детях воспитывается чувство патриотизма, а оно неотделимо от чувства национальной гордости за свое Отечество. Литература:
|