Формирование представлений о нравственных ценностях у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Арсенчук Ирина Сергеевна | |||
24.09.2021 20:02 | |||
Формирование представлений о нравственных ценностях у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности Воспитатель Арсенчук Ирина Сергеевна В настоящее время, в рамках современной модернизации общества, государством сформулированы новые требования к гражданину, как к высоконравственному человеку, носителю культуры с прочными представлениями о морали и этике. Именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В этот период у ребенка формируются многие качества, складываются интересы, начинается процесс самопознания. Нравственное воспитание — одно из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для взрослого при формировании индивидуального нравственного сознания ребенка служит мораль, которая регулируют поступки людей. Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 02. 07. 2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01. 09. 2021) указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
В дошкольном возрасте источником представлений о нравственных ценностях является взрослый. Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Труднее всего выявить мотив поведения – внутренний побудитель поступка. Нравственные и корыстные мотивы поведения могут находить выражение в одних и тех же поступках (сделал добро, желая добра другому; сделал добро, преследуя свой корыстный интерес). Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития. Так, доминирование восприятия на втором году жизни определяет привязанность действия к конкретной ситуации. К трём годам доминирующее положение начинает занимать память как основа сохранения личного опыта поведения. Когда на первый план выступают мыслительные процессы, появляется возможность обобщения накопленных фактов нравственного содержания. Наглядно-образный характер мышления дошкольников позволяет в образной форме донести до них сложные проявления нравственности. Естественно, что развитие мышления невозможно без речевого развития ребёнка, которое расширяет возможности общения с окружающими, позволяет взрослому разнообразить формы работы с детьми (больше возможностей, чтобы сопровождать показ разъяснением, убеждением, аргументировать оценки детей). Эмоциональность, свойственная дошкольникам, часто определяющая их поступки мотивом «Я хочу», постепенно уравновешивается развитием произвольных действий, волевым поведением, умением руководствоваться правилами. Общие возрастные особенности дошкольников не исключают индивидуальных вариантов развития. В нравственном развитии это особенно заметно: одни дети очень чувствительны, проявляют нравственную одаренность, другие отличаются нравственной чёрствостью. Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:
Нравственное воспитание дошкольников реализуется в разных формах организации образовательного процесса:
Все они направлены на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения). Одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод проектов. Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку значимой проблемы, которая должна завершиться реальным результатом – продуктом, оформленным тем или иным способом. Принято выделять три типа проектов:
Метод проектов основан на интересах детей и направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Он дает возможность в течение месяца работать по выбранной теме во всех режимных моментах и вовлекать в этот процесс не только детей и других педагогов, но и родителей и социум в целом. Главное направление в реализации проектов в ДОО – это личный пример взрослого при обучении способам выражения сочувствия и внимания и положительной оценки за каждое проявление доброжелательности к людям. Для формирования нравственности у детей метод проектов можно применять в играх, беседах, чтении художественной литературы, развлечениях, спортивных праздниках, праздниках дружбы. Во всех этих мероприятиях у детей появляются одни интересы, что сплачивает детский коллектив и вызывает желание проявить к другому взаимовыручку. Особое внимание при выполнении проекта уделяется взаимодействию с семьей, так как именно в семье ребенок впервые осваивает нравственные нормы и ценности. Но основная роль в организации проекта принадлежит ребенку, родители лишь помогают, следуя замыслу ребенка и помогая полноценной реализации. Прогнозируемые результаты нравственного развития ребенка посредством проектной деятельности:
Метод проектов как основное средство нравственного воспитания детей позволяет развивать познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов.
|