Конспект занятия по формированию духовно – нравственных качеств личности в рамках программы «Школа добрых чувств» |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Килина Ирина Юрьевна Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна | |||
24.09.2021 20:11 | |||
Конспект занятия по формированию духовно – нравственных качеств личности в рамках программы «Школа добрых чувств» Тема: Рассказ Н.М. Артюховой «Подружки» Цель: формирование у воспитанников дружеских взаимоотношений и положительного отношения к окружающим. Задачи:
Оборудование и материалы:
Ход занятия
– Ребята, попробуйте разгадать ребус и узнаете, о чем сегодня будем вести разговор. Сегодня мы с вами будем вести разговор о дружбе. Выясним, кто такой настоящий друг, умеете ли вы дружить друг с другом. Стихотворения и рассказы, ваши личные наблюдения помогут вам понять, важно ли иметь друга, и кто может стать вашим настоящим, надежным другом. - Как вы понимаете, что такое дружба и друг? (Ответы воспитанников) – А сейчас узнаем что такое «Дружба», «Друг» с помощью словаря. (Работа со словарями, чтение понятий). 3. Постановка цели занятия –Много произведений о дружбе написано детской писательницей Ниной Михайловной Артюховой. Родилась Нина Михайловна в 1901 году и прожила 89 лет. Нина Михайловна закончила МГУ. Работала химиком, увлекалась историей. Но ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она и стала детской писательницей. Свои рассказы Нина Михайловна печатала в детских журналах. Она создавала повести, рассказы, стихотворения. Все они по сей день излучают тепло, свет и безграничное добро. Нина Михайловна старалась создавать такие произведения, которые учили ребенка быть добрыми, справедливыми, смелыми и верными своему слову. 4. Изучение нового материала Прослушивание аудиозаписи рассказа «Подружки» Проверка понимания. – Кто является главным героем рассказа? Докажите из текста. – Посмотрите на иллюстрацию. Можно ли сказать что-то о характере девочек? Какими изобразил их художник? - Почему девочки держатся за руки? – О каком времени года говорит автор? Найдите описание в тексте. – Почему Маруся покраснела, когда учительница попросила её читать? – Почему Галя «захлёбывалась от удовольствия»? – С какой целью Галя исправляла ошибки Маруси? Как бы вы поступили в данной ситуации? – Почему Ольга Андреевна не улыбнулась, когда Галя вновь сообщила ей об ошибке Маруси? – Почему девочки после уроков не шли вместе домой? – Какие чувства испытывает Маруся? – На каком этапе Галя поняла, что поступает неправильно? Почему она поменяла своё отношение к Марусе на вновь положительное? Найдите в тексте этот эпизод. Какие предложения нам указывают на то, что эти девочки подруги? – Почему на этот раз Галя не стала исправлять ошибку Маруси? – Какие предложения являются доказательством того, что девочки помирились? – Почему автор говорит, что «для девочек эта осень была только началом»? – Настроение начала рассказа и его конец совпадают? Как его описывает автор? – Каким человеком на самом деле была девочка Галя? – Давайте выберем какие черты характера у Гали и Маруси? Прочитайте напечатанные на карточках черты характера человека. И распределите их на два столбика «Галя», «Маруся». смелая чуткая робкая ранимая (Работа с карточками). 5. Физкультминутка Дружно за руки берись Вправо – влево повернись (повороты вправо – влево) Будем веселиться (хлопаем в ладоши) Прыгать и кружиться Много радостных людей (идем по кругу) Добрых верных нам друзей. Ссориться не будем (подходим к центру) Про печаль забудем (отходи назад). Игра – ассоциация - Мы выяснили, что значит «дружба». А кто же такой «друг»? Д – доброта Р – радость У – уважение Г – гора (за которую можно спрятаться) Игра «Какими качествами должен обладать друг» (Работа с карточками, выбрать нужные качества). Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, сдержанность, нахальство, обдуманность фраз и поступков, искренность, честность. Игра «Доскажи словечко».
И глаза от открытий горящие, И любая беда – не беда, Если рядом они настоящие Кто это (Друзья)
За меня всегда горой Коль беда случиться в вдруг Мне поможет верный … - Говорят, что мы похожи. Отвечаем «Ну и что же?» Говорят, что не разлучны Друг без друга правду скучно. Говорят, что мы болтушки, Ну и что? Ведь мы… 6. Закрепление материала Рассказ Нины Артюховой "Подружки" — это история о том, как девочки Галя вместе ходят в школу, учатся дружить, но одна лучше читает и несдержанна, а другая плохо умеет читать, получает об этом постоянные напоминания подружки, та даже обращает внимание учительницы. Но у этой истории хороший финал, потому что дружба побеждает: Галя Серебрякова понимает, что она поступает по отношению к своей приятельнице не самым лучшим образом, смотрится это некрасиво, даже учительница не смеет улыбнуться, когда Галя указывает на ошибки другой девочки, зато она умеет учиться на своих ошибках, исправляя недостатки, а Маруся воспитывается и начинает лучше читать, чтобы не уступать ни в чем. Поэтому к этому рассказу лучше всего подходят пословицы, в которых говорится о ценности дружбы, о том, что друга своего надо беречь, а дружбой дорожить. Попробуем расположить слова в нужной последовательности и прочитать пословицу. Игра «Расположи слова в нужном порядке и прочитай пословицу» Друга ищи, а найдешь – береги. Дружба что стекло: сломаешь – не починишь. Дружба заботой да подмогой крепка. Друг познается в беде. Не бросай друга в несчастье. 7. Итог занятия – С каким рассказом сегодня познакомились? Понравился ли вам рассказ? – Кто автор? – О каких человеческих качествах заставляет подумать? –Какое настроение он оставил вам?
|