Начиная с первых дней в дошкольном учреждении, воспитатель учит детей правилам поведения со сверстниками, способами проявления внимания к ним. Педагог формирует у детей доброе отношение к сверстнику, учит их быть отзывчивыми, вежливыми и доброжелательными. В возрасте 3-4 лет дети начинают играть парами, но из-за недостаточного развития умения обратиться к товарищу и договориться с ним игра проходит без должного взаимодействия. С другой стороны существует несоответствие: ребята, отлично зная правила поведения, тем не менее их нарушают во взаимоотношениях со сверстниками. Это приводит к появлению недоверчивости, повышенной вспыльчивости и обидчивости. В повседневной жизни в детском саду встречаются множество различных ситуаций, в которых педагог, используя различные приёмы, может способствовать формированию доброго отношения.
Наша работа с младшими дошкольниками направлена на приучение ребёнка к добру и укрепление его в добре, которое происходит через доброе слово и доброе дело. Детям необходимо донести основную мысль о том, что добрый мир – это мир, в котором, прежде всего, мы сами проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему. Свою работу мы начинаем с налаживания отношения между детьми, привлекая их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрируем достоинства сверстников, ласково называем по имени, хвали партнёра, предлагаем повторить его действия и т.д. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику. Одной из форм субъектного взаимодействия детей являются совместные хороводные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково («Каравай», «Карусели» и др.) Но сам по себе опыт посещения детского сада не даёт существенной прибавки к социальному развитию детей. Среди методов и средств нами был выделен метод проектов как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Нами разработан проект «Доброта живёт по всюду». Цель проекта: 1. Формировать эмоциональное отношение к действительности. 2. Добиться положительных результатов в работе с детьми и родителями по воспитанию важного качества в человеке – доброты. 3. Воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей. Задачи проекта: 1. Закреплять знания правил вежливого общения. 2. Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей). 3. Расширять представления детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека. 4. Развивать уверенность в себе и своих возможностях. 5. Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки. Участники проекта: дети средней группы №11, воспитатели, специалисты детского сада, родители (законные представители)
Мини-проекты
|
Вид проекта
|
Взаимодействие педагогов
|
Реализация проекта
|
«Добрые сказки»
|
Творческий, групповой, краткосрочный
|
Воспитатели, музыкальный руководитель, социальный педагог
|
Ситуация общения « Мой любимый сказочный герой», чтение сказки « Осколки доброты»,
проблемная ситуация «Как сделать добрыми злых и вредных сказочных героев», игровое упражнение «Новая развязка к новой сказке» ( «Теремок», «Колобок», «Волк и 7 козлят» )
|
«Добрые слова»
|
Межгрупповойкраткосрочный
|
Воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог.
|
Пословицы, чтение худ. литературы, игровые упражнения « Приветствия», «Назови ласково», « Я дарю слово», « Король сказал», День вежливых слов», проблемные ситуации «Каждому слову своё место», « Если бы пропали вежливые слова», игра-инсценировка « Вежливый ослик»
|
« Добрые поступки»
|
Творческий, групповой, краткосрочный
|
Воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог.
|
Чтение художественной литературы, ситуация общения « Как и чем можно порадовать близких и друзей» , игровая ситуация «Умей увидеть тех, кому нужна помощь», игровые упражнения «Добрый дождик», « Волшебный мешочек», «Букет доброты» , составление сказки « Зайчик, который всем помогал», просмотр мультфильмов, игровые ситуации « Если бабушка болеет», «Помогаем дедушке», «Мама устала», « У папы скоро день рождения», «Угощаем чаем»
|
« Мы- друзья»
|
Индивидуальный, семейный, межгрупповой, творческий, долгосрочный по представлению проекта
|
Воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
|
Игровые упражнения на сплочение «Узелок дружбы» , «Пирамида дружбы» , « Новоселье», игровые упражнения « Ласковое имя для друга»,
«Концерт», « Помоги подружкам», « Ленточка щедрости», «Закончи предложения», изготовление подарков заболевшим друзьям или ко дню рождения, акция «Поделись», совместное творчество «Дружные ладошки» , ситуации общения « Почему нельзя дразниться?», «К чему ведут ссоры?», « Как пригласить друга в игру», «Чем порадовать друзей», « Зачем нужно уступать?» , пособие «Мирилка»
Представление проекта вместе с родителями «Ребята с нашего двора»,
|
« Наши эмоции»
|
Групповой, краткосрочный творческий
|
Воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
|
Ситуация общения «Наши чувства», игровые упражнения «Угадай настроение», « Кубик эмоций», «Обезьянки», игровые ситуации «Что случилось?»,
« Почему Маша загрустила?», практическое упражнение «Прояви доброжелательность в интонации, мимике и жестах»
Оформление панно «Наше настроение»
|
|