Социально-нравственное воспитание дошкольников Котельникова Ю.А. МДОУ «ЗОЛУШККА», г. НОЯБРЬСК
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социализации дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Актуальность социально-нравственного воспитания на данный момент огромна, т.к. объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, нарастанием стрессовых обстоятельств, снижением устойчивости нравственных убеждений и отношений, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлении подрастающего поколения России: наблюдается слабая мотивация к нравственному самосовершенствованию; размытость критериев добра и зла; низкий уровень развития эмоционально - волевой сферы личности. В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Именно в этом возрасте необходимо задать нравственные ориентиры социального развития ребенка.
Социально-нравственное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный и динамичный. Проблема социализации личности в обществе является значимой на данном этапе развития педагогической науки, поскольку неадаптированность личности в обществе приводит к необратимым процессам, как для личности, так и для общества. Вопросы социализации личности нашли отражения в исследованиях Л.П.Буевой, В.А.Лабунской, Е.Н.Сорочинской, Д.И.Фельдштейна, Э.Эриксона и др. Авторы утверждают положение о том, что процессы социализации определяют восхождение личности в социальную среду (Б.П.Парыгин), обеспечивают условия для взросления (Д.И.Фельдштейн), овладения всеобщими нормами отношений, аккумулирования социальных ролей (Т.Шибутани, Э.Эриксон), вбирания общих ценностей в процессе общения со значимыми другими (Т.Парсонс) и др. В психолого-педагогических исследованиях социальное поведение определяется как овладение социальными отношениями, «перенесение их внутрь», превращение в функцию личности (Л.С.Выготский); самоактуализация себя в среде сверстников (Л.И.Божович); присвоение индивидом социальных норм, ценностей, образцов поведения (Э.Эриксон); многоступенчатый процесс приращения в индивидуальном социального (Д.И.Фельдштейн). Анализ исследований позволил выявить оптимальные условия воспитания социального поведения личности: • осознание возрастных возможностей ребенка (Л.С Выготский); • среда межличностного общения (Л.И.Божович); • формирование представлений о нормах и правилах поведения в обществе (Е.Н.Шиянов); совместная деятельность взрослых и детей (В.А.Лабунская); • приобщение к ценностям культуры (Д.И.Фельдштейн). Педагогическая технология социально-нравственного воспитания детей осуществляется поэтапно: - сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников; - перспективное планирование работы с детьми по социально-нравственному воспитанию; - систематическая работа с детьми по социально-нравственному воспитанию; - коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем. Большую роль в успешном социально-нравственном воспитании дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания. В целях обеспечения социального партнёрства МДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-нравственному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада используются родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.
Цель : – создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников. Задачи:. - создание благоприятной предметно-развивающей среды для социально-нравственного развития детей; - создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала МДОУ и родителей по социально-нравственному воспитанию детей; - пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе; - совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей; - формирование у детей основ личности будущего гражданина; Высокие результаты в социальном развитии детей возможны лишь при наличии морально ценных взаимоотношений между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе воспитателей и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей. Очень важна организация содержательной жизни дошкольников дома и в детском саду, наполненная разнообразной деятельностью. Практика показывает также, что эффективность социального воспитания повышается, когда родители внимательно прислушиваются к советам воспитателей, а последние изучают лучший опыт семейного воспитания, условия жизни в семье. Социальное развитие в детском саду осуществляется комплексно, но каждая детская деятельность отличается специфическими особенностями, которые создают возможность для наиболее успешной реализации той или иной задачи. Методы социального воспитания оказываются наиболее эффективными, способствуют формированию у дошкольников единства между словом и делом, когда воспитатель предусматривает одновременное воздействие на чувства и волю дошкольника, организацию положительных форм поведения, с расчётом на осознание ребёнком исходных социальных норм. В заключении хочу отметить, социальное развитие осуществляется в социокультурном пространстве в ходе приобщения человека к культурным ценностям, их присвоения и сотворения. В нем и приобщение к культуре, как системе открытых проблем, и ее освоение, и созидание связаны с реализацией субъектной самости индивида и его культуротворческой функции. Однолинейность социального развития, отождествляемого с усвоением и интериоризацией ценностей культуры и доминирующая во многих современных программах, приводит к обеднению сути самого процесса, к ограничению творческих возможностей развивающейся личности, становления ее субъектной деятельности. Культура — это внешний источник, но она бессильна, когда иссякают внутренние источники и движущие силы развития и саморазвития. Эффективность социального развития обусловлена действием различных факторов. В аспекте педагогического исследования важнейшим из них является образование, цель которого — приобщение к культуре, ее воспроизведение, присвоение и сотворение. Социальное развитие возможно только тогда, когда человек не только повторяет сложившийся и построенный на основе культурных ценностей социальный опыт предшествующих поколений, но дополняет и углубляет его творчеством нового.
|