Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к городу, к родной стране. Ведь именно от того, как ребёнок воспримет окружающий его мир в детстве в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. В последнее время идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Программы образования подрастающего поколения, а значит и дошкольников, должны отразить современную и целостную концепцию нравственно - патриотического воспитания человека. В настоящих условиях эта концепция неотделима от патриотического миропонимания. С ним связывается преодоление кризиса в воспитании нравственно-патриотических чувств, формирование у людей нового, нравственного мышления и поведения. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребенок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Эти знания помогут в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре народов. Поэтому нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Система и последовательность работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом: СЕМЬЯ ДЕТСКИЙ САД РОДНАЯ УЛИЦА РОДНОЙ ГОРОД СТРАНА, СИМВОЛИКА, СТОЛИЦА ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, КОНСТИТУЦИЯ Конечно, данная система не отражает всей полноты работы, включающей воспитание у детей любви к природе, уважение к людям труда и т. д. Все эти задачи включены в общую систему работы по данной проблеме. Задача воспитателя - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель прежде всего должен сам хорошо его знать. По проблеме « Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» я работаю несколько лет. Важным условием нравственно - патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Основные задачи, которые мы вместе с родителями, ставим перед собой: 1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом, краем. 2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину 3. Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками. 4. Расширять представление детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края и города. 5. сформировать представления о том, чем славен родной край. 6. Воспитание здорового образа жизни. 7. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых 8. Воспитание уважения к национальной самобытности и традиционным ценностям. Содержание работы строится на принципах: - регионализация нравственно-патриотического воспитания применение регионального подхода к обучению позволяет усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность. -доступность Принцип предполагает соотнесение содержания, характера и объёма материала уровнем развития детей. - непрерывность сформировать устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств. -целостность формирование целостного понимания современной проблемы нравственно патриотического воспитания. Принцип служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме. -научность на основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные идеи. -системность реализация в процессе взаимосвязанного формирования представлений в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру. -стимулирование активности важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний, укрепляет субъективные позиции ребёнка в разных видах деятельности. -культуросообразности принцип выстраивает последовательное усвоение национально-культурных, традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций. Механизмы реализации задач на примере раздела программы «Мой родной край»
Задачи
|
Механизм реализации
|
Формы работы
|
образовательные
|
Изучение уровня знаний, умений, навыков познавательного, социально-нравственного развития детей. Определение основных направлений и содержания работы.
Систематические подгрупповые и групповые занятия, экскурсии, проектирование, беседы.
|
Мониторинг, анкетирование.
Создание необходимой учебно-методической базы. Консультации, практикумы, тренинги, семинары с родителями. Взаимодействие с библиотекой, архивом, СОШ
|
воспитательные
|
Внедрение системы занятий по воспитанию любви к родному городу, краю.
Проведение комплексных, интегрированных занятий по ФГОС
|
Организация кружковой работы по краеведению.
Оформление уголков родного края. Оформление родительской газеты «История и современность города Россошь». Создание наглядной агитации как в ДОУ , так и на группах.
|
оздоровительные
|
Изучение физического развития и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Создание здорового микроклимата на основе взаимосвязи природных и социальных факторов.
|
Совместные с родителями экскурсии по экологической тропе, походы на речку Чёрная Калитва.
Организация музыкально-спортивных праздников.
|
я считаю, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно - образное мышление. Поэтому необходимо использовать на занятиях не только художественную литературу, но и «живые» наглядные предметы и материалы. В этом деле, конечно же, неоценима помощь родителей воспитанников. Прикосновение к документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей. Эта работа по-прежнему актуальна и особенно трудна, в настоящее время. Она требует большого такта и терпения, так как во многих (особенно молодых) семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными. Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Свою работу я строю так, чтобы все родители помогали в сборе материалов по родному краю, воссоздании местных культурных и трудовых традиций. Взаимодействие ДОУ и семьи может проводиться в разных формах. Уделяю большое внимание совместным с родителями экскурсиям в учреждения нашего города, на предприятия, а так же к историческим памятникам, организации на основе увиденного выставок. Огромное значение имеют развлечения, такие как «Вместе с папой», народные игры и т.д. Хорошо когда занятия включают в себя и какие-либо работы фольклорного жанра (разрисовка глиняных изделий) . Всё это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
|