Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние классической музыки на детей дошкольного возраста
Занятия по Музыке
Автор: Цаболова Татьяна Викторовна   
23.03.2024 16:07

Влияние классической музыки на детей дошкольного возрастаВлияние классической музыки на детей дошкольного возраста

Древние философы говорили, что музыка, её первый звук, родилась одновременно с сотворением мира и уже тогда было отмечено благотворное её влияние на эмоциональное и физическое состояние человека. Так Аристотель был уверен в способности музыки воздействовать на этическую сторону души, а в 3 в. до н. э. в Парфянском царстве был выстроен медицинский центр, где лечили музыкой от тоски и душевных переживаний. Современные исследователи тоже уделяют внимание изучению воздействия музыки на растения, животных, и человека. Например, было экспериментально доказано, что под воздействием классической музыки, растения давали лучший урожай, тем самым подтверждая особую силу звуков.

 

По мимо желания получения богатого урожая человечество заинтересованно в заращивании здорового будущего поколения. Каждый родитель хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным, позитивно настроенным на окружающий его мир. И я полностью согласна с такой позицией и как педагог ставлю перед собой одной из главных задач взращивание в маленьком человечке высоких духовных идеалов, поддержание эмоционального равновесия, и развитие потенциально успешной личности. В процессе своей педагогической деятельности я ищу самые рациональные и действенные методы всестороннего развития личности дошкольника. Считаю, что приобщение детей с раннего возраста к миру классической музыки, оказывает благотворное влияние на формирование положительных качеств личности. Мои убеждения подтверждают ученые — психологи, которые исследованиями доказали, что классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый рок, диско, поп-музыка уменьшают объем внимания и памяти, поэтому в психотерапии широко используется музыкотерапия.

Наш динамичный мир XIX века с раннего детства «обрушивает» на ребёнка большой поток не нужной, часто негативной информации, поэтому интеграция классической музыки в современное образование может служить действенным средством восстановления мыслительных функций мозга ребенка и защиты его от агрессивной теле- и радио- информационной сферы.

Перед педагогом ДОУ встаёт вопрос, когда же следует начинать привить дошкольникам чувство возвышенного отношения к музыке? Ответ однозначный: чем раньше, тем лучше, и успешность будет завесить от тщательности и соблюдения всех возрастных особенностей при подборе репертуара классической музыки. Это будет условием для легкого освоения музыкального языка и привития любви детей к лучшим произведениям мировой музыкальной культуры.

Погружение ребёнка в волшебный мир классики непременно приведет к формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения, к появлению позитивной жизненной доминанты и обеспечит залог успешного будущего ребенка. Музыка воздействует на интеллект, абстрактное мышление ребенка, помогает развить память и воображение, активизирует у малышей все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное.

Помимо влияния на эмоциональную и интеллектуальную сферы дошкольников классическая музыка оказывает положительный терапевтический эффект на их физическое здоровье, так как способна непосредственно влиять на наш организм. Нервная система человека и мышцы способны усваивать ритм, музыкальные вибрации благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, стимулируют кровообращение.

Под спокойную и мелодичную музыку биение сердца замедляется, дыхание становится более глубоким, а мозг успокаивается. Такое физиологическое влияние музыки на организм способно обеспечить усиление концентрации человека, повышение внимания и сосредоточенность.

И напротив, музыка может отрицательно сказаться на детском организме и даже нанести вред дошкольнику, так как резкие звуковые сочетания вызывают диссонансы в работе организма приводят к психическому напряжению. Поэтому следует уделять особое внимание при подборе музыки для работы педагога в ДОУ.

В моей работе с дошкольниками классическая музыка стала неотъемлемым компонентом как непосредственно музыкальной деятельности, так и при оказании помощи в организации режимных моментов в ДОУ. С произведениями мировых классиков музыкального жанра дети знакомятся во время музыкальных занятий, при организации развлечений и праздников, а также посредством педагогических проектов.

Организация режимных моментов детского сада с применением классической музыки проходит при тесном взаимодействии с педагогами ДОУ и имеет ряд необходимых условий.

Во-первых, необходимо тщательно выбирать произведения музыкальной классики, они должны нести в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

Во-вторых, музыка в режимных моментах должна звучать фоном, не напрягать слух и не вызывать дискомфорт.

В-третьих, это дозирование оказание влияния на личность ребёнка посредствами классической музыки (произведения не должны звучать непрерывно) и подбор репертуара соответственно возрастным особенностям дошкольников. Время звучания музыки в течении дня должно увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой. Для младшего и среднего возраста лучше подойдет стилизованная музыка, то есть музыка, где аранжировка сделана специально для малышей, а классические произведения, в оригинальном исполнении, лучше использовать в старшем возрасте.

Я очень рекомендую педагогам обращать их внимание на произведения Моцарта, так как мировыми исследователи доказали, что его музыка оказывает положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности. Музыка Моцарта, рекомендована к прослушиванию беременным женщинам и малышам с рождения.

Следующим условием является необходимость рационального использования в течении дня музыки разной эмоциональной окраски. Известны различия во влиянии на психическое состояние человека мажорной и минорной музыки, а также имеет весомое значение ритм музыки, воздействующий по-разному на функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность

В утренние часы я советую педагогам включать мажорную классическую музыку, которая даст детям заряд положительных эмоций и хорошего настроения.

Для приятного погружения дошкольников в дневной сон необходимо использование мелодичной классической музыки, имеющей релаксирующий эффект, что будет способствовать снятию эмоционального и физического напряжения на подсознательном уровне успокаивать детей.

На пробуждение детей после дневного сна окажет благотворно влияние тихая, нежная, легкая, радостная музыка, которая поможет нашим малышам легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Во время творческой деятельности детей, например, занятий лепкой, аппликацией и рисованием я так же рекомендую для прослушивания произведения мировых классиков.

Изучив множество исследований о положительном влиянии классической музыки на всестороннее развитие детей дошкольного возраста, мной был разработан и реализован педагогический проект «Классическая музыка в ДОУ» рассчитанный на старших дошкольников.

Цель проекта: развитие у детей творческих музыкальных способностей через понимание и восприятие классической музыки.

Задачи проекта:

  1. Развивать творческие способности детей, способность к самовыражению и самореализации;
  2. Способствовать формированию музыкального вкуса ребенка;
  3. У детей старшего дошкольного возраста развивать музыкальные и сенсорные способности;
  4. Повышать уровень развития познавательных процессов, развитие звукового восприятия, воображения;
  5. Эмоциональный опыт детей расширять, через воспитание эстетического восприятия других видов искусства.
  6. Через классическую музыку снижать эмоциональное напряжения ребенка и регулировать его психофизическое состояние.
  7. Внедрение в различные виды деятельности ребенка классической музыки;
  8. Повышение музыкальной компетенции родителей, педагогов.

В рамках проекта дети познакомились с миром классической музыки, с именами мировых классиков; в процессе реализации обогащались впечатления детей, формировался эстетический вкус, развивалась память, мышление, речь. К участию в проекте были привлечены педагоги ДОУ и родители воспитанников.

Надо отметить, что приобщение детей к лучшим образцам мировой классики — это не лёгкая задача и старания музыкального руководителя ДОУ будут иметь более плодотворные результаты если наладить тесное взаимодействие с семьями дошкольников. Родительский, авторитет имеет огромное влияние на ребенка и их приобщение к миру классики позволит удвоить эффект проделываемой педагогом работы. Так для наших родителей были организованны консультации по вопросам классической музыки и оказана помощь в формировании домашней фонотеки.

Вовлечение детей в мир классической музыки происходило так же посредством постановки танцевальных номеров под классические произведения. Мною был разработан и реализован план, согласно которому для каждого праздника ДОУ мы с детьми подготовили танцевальный номер под музыку известных классических произведений.

Методическими продуктами стали: создание проекта «Классическая музыка в ДОУ», ориентированный на воспитанников старшей группы и их семьи; разработан перспективный план реализации проекта; оформлены методические рекомендации: консультация для родителей и для педагогов «Классическая музыка в жизни ребёнка», памятка для родителей «Развитие музыкальных способностей». Информационно-практические продукты: презентация для детей «Русские композиторы», папка в уголок для родителей «Всё о классической музыке».

Итоги педагогического проекта не могли оставить равнодушным ни одного из его участников. Педагоги, родители и воспитанники прежде всего получили заряд положительных эмоций. Педагоги активно применяли классическую музыку в режимных моментах детского сада, выполняли все рекомендации. Мои коллеги отметили положительное влияние классической музыки на дошкольников: развилось образное мышление и творческое воображение. повысилась концентрация внимания, улучшилась память, снизилась раздражительность.

Родители посещали консультации, музыкальные занятия, получили огромное удовольствие от участия своих детей в танцевальных номерах под произведения мировых классиков.

У детей сформировалось положительное эмоционально-оценочное отношение к классической музыке, повысился интерес к различным формам музыкальной деятельности, повысилась способность к самовыражению и самореализации.

Конечно, говорить о достаточном уровне сформировонности музыкального вкуса дошкольников после реализации проекта ещё рано. Но, несомненно, он дал положительную динамику в этом направлении.

Наш не простой век часто подавляет эстетические, нравственные ценности и ориентиры ложными понятиями о духовности. Повсеместное навязывание массовой культуры подменяет истинное информацией, сомнительно влияющей на личность. Но как говорили классики: всё уходящее, а музыка вечна, и вечны её идеалы. Классическая музыка должна стать для дошкольников тем духовным ориентиром, который должен привести наших детишек к светлому будущему. А на нас, взрослых, лежит огромная ответственность, мы должны заложить в наших детях прочный фундамент общечеловеческих ценностей посредством приобщения их к мировой культуре.

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика.
  2. Журналы «Музыкальный руководитель»: № 1,3, 4, 5 – 2004 г., № 1,4, 6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007.
  3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г. http: //www. twirpx. com/file/343623/
  4. Савенкова Л.Г. Интегрированное обучение и полихудожественное воспитание в практике работы ДОУ//Управление ДОУ,. –2011, №7, — С. 3-5
  5. Сорокина Н.А. Театр, творчество, дети: музыка и дети // Дошкольное воспитание. – 2002. – №7 2002. – С. 101-125.
  6. Тарасова К.В. Музыкальная работа и руководство ее в дошкольном учреждении. Музыкальный руководитель № 1 – 2007. С. 24-26.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год