Влияние классической музыки на детей дошкольного возраста |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Цаболова Татьяна Викторовна | |||
23.03.2024 16:07 | |||
Влияние классической музыки на детей дошкольного возраста Древние философы говорили, что музыка, её первый звук, родилась одновременно с сотворением мира и уже тогда было отмечено благотворное её влияние на эмоциональное и физическое состояние человека. Так Аристотель был уверен в способности музыки воздействовать на этическую сторону души, а в 3 в. до н. э. в Парфянском царстве был выстроен медицинский центр, где лечили музыкой от тоски и душевных переживаний. Современные исследователи тоже уделяют внимание изучению воздействия музыки на растения, животных, и человека. Например, было экспериментально доказано, что под воздействием классической музыки, растения давали лучший урожай, тем самым подтверждая особую силу звуков.
По мимо желания получения богатого урожая человечество заинтересованно в заращивании здорового будущего поколения. Каждый родитель хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным, позитивно настроенным на окружающий его мир. И я полностью согласна с такой позицией и как педагог ставлю перед собой одной из главных задач взращивание в маленьком человечке высоких духовных идеалов, поддержание эмоционального равновесия, и развитие потенциально успешной личности. В процессе своей педагогической деятельности я ищу самые рациональные и действенные методы всестороннего развития личности дошкольника. Считаю, что приобщение детей с раннего возраста к миру классической музыки, оказывает благотворное влияние на формирование положительных качеств личности. Мои убеждения подтверждают ученые — психологи, которые исследованиями доказали, что классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый рок, диско, поп-музыка уменьшают объем внимания и памяти, поэтому в психотерапии широко используется музыкотерапия. Наш динамичный мир XIX века с раннего детства «обрушивает» на ребёнка большой поток не нужной, часто негативной информации, поэтому интеграция классической музыки в современное образование может служить действенным средством восстановления мыслительных функций мозга ребенка и защиты его от агрессивной теле- и радио- информационной сферы. Перед педагогом ДОУ встаёт вопрос, когда же следует начинать привить дошкольникам чувство возвышенного отношения к музыке? Ответ однозначный: чем раньше, тем лучше, и успешность будет завесить от тщательности и соблюдения всех возрастных особенностей при подборе репертуара классической музыки. Это будет условием для легкого освоения музыкального языка и привития любви детей к лучшим произведениям мировой музыкальной культуры. Погружение ребёнка в волшебный мир классики непременно приведет к формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения, к появлению позитивной жизненной доминанты и обеспечит залог успешного будущего ребенка. Музыка воздействует на интеллект, абстрактное мышление ребенка, помогает развить память и воображение, активизирует у малышей все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное. Помимо влияния на эмоциональную и интеллектуальную сферы дошкольников классическая музыка оказывает положительный терапевтический эффект на их физическое здоровье, так как способна непосредственно влиять на наш организм. Нервная система человека и мышцы способны усваивать ритм, музыкальные вибрации благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, стимулируют кровообращение. Под спокойную и мелодичную музыку биение сердца замедляется, дыхание становится более глубоким, а мозг успокаивается. Такое физиологическое влияние музыки на организм способно обеспечить усиление концентрации человека, повышение внимания и сосредоточенность. И напротив, музыка может отрицательно сказаться на детском организме и даже нанести вред дошкольнику, так как резкие звуковые сочетания вызывают диссонансы в работе организма приводят к психическому напряжению. Поэтому следует уделять особое внимание при подборе музыки для работы педагога в ДОУ. В моей работе с дошкольниками классическая музыка стала неотъемлемым компонентом как непосредственно музыкальной деятельности, так и при оказании помощи в организации режимных моментов в ДОУ. С произведениями мировых классиков музыкального жанра дети знакомятся во время музыкальных занятий, при организации развлечений и праздников, а также посредством педагогических проектов. Организация режимных моментов детского сада с применением классической музыки проходит при тесном взаимодействии с педагогами ДОУ и имеет ряд необходимых условий. Во-первых, необходимо тщательно выбирать произведения музыкальной классики, они должны нести в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому. Во-вторых, музыка в режимных моментах должна звучать фоном, не напрягать слух и не вызывать дискомфорт. В-третьих, это дозирование оказание влияния на личность ребёнка посредствами классической музыки (произведения не должны звучать непрерывно) и подбор репертуара соответственно возрастным особенностям дошкольников. Время звучания музыки в течении дня должно увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой. Для младшего и среднего возраста лучше подойдет стилизованная музыка, то есть музыка, где аранжировка сделана специально для малышей, а классические произведения, в оригинальном исполнении, лучше использовать в старшем возрасте. Я очень рекомендую педагогам обращать их внимание на произведения Моцарта, так как мировыми исследователи доказали, что его музыка оказывает положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности. Музыка Моцарта, рекомендована к прослушиванию беременным женщинам и малышам с рождения. Следующим условием является необходимость рационального использования в течении дня музыки разной эмоциональной окраски. Известны различия во влиянии на психическое состояние человека мажорной и минорной музыки, а также имеет весомое значение ритм музыки, воздействующий по-разному на функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность В утренние часы я советую педагогам включать мажорную классическую музыку, которая даст детям заряд положительных эмоций и хорошего настроения. Для приятного погружения дошкольников в дневной сон необходимо использование мелодичной классической музыки, имеющей релаксирующий эффект, что будет способствовать снятию эмоционального и физического напряжения на подсознательном уровне успокаивать детей. На пробуждение детей после дневного сна окажет благотворно влияние тихая, нежная, легкая, радостная музыка, которая поможет нашим малышам легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Во время творческой деятельности детей, например, занятий лепкой, аппликацией и рисованием я так же рекомендую для прослушивания произведения мировых классиков. Изучив множество исследований о положительном влиянии классической музыки на всестороннее развитие детей дошкольного возраста, мной был разработан и реализован педагогический проект «Классическая музыка в ДОУ» рассчитанный на старших дошкольников. Цель проекта: развитие у детей творческих музыкальных способностей через понимание и восприятие классической музыки. Задачи проекта:
В рамках проекта дети познакомились с миром классической музыки, с именами мировых классиков; в процессе реализации обогащались впечатления детей, формировался эстетический вкус, развивалась память, мышление, речь. К участию в проекте были привлечены педагоги ДОУ и родители воспитанников. Надо отметить, что приобщение детей к лучшим образцам мировой классики — это не лёгкая задача и старания музыкального руководителя ДОУ будут иметь более плодотворные результаты если наладить тесное взаимодействие с семьями дошкольников. Родительский, авторитет имеет огромное влияние на ребенка и их приобщение к миру классики позволит удвоить эффект проделываемой педагогом работы. Так для наших родителей были организованны консультации по вопросам классической музыки и оказана помощь в формировании домашней фонотеки. Вовлечение детей в мир классической музыки происходило так же посредством постановки танцевальных номеров под классические произведения. Мною был разработан и реализован план, согласно которому для каждого праздника ДОУ мы с детьми подготовили танцевальный номер под музыку известных классических произведений. Методическими продуктами стали: создание проекта «Классическая музыка в ДОУ», ориентированный на воспитанников старшей группы и их семьи; разработан перспективный план реализации проекта; оформлены методические рекомендации: консультация для родителей и для педагогов «Классическая музыка в жизни ребёнка», памятка для родителей «Развитие музыкальных способностей». Информационно-практические продукты: презентация для детей «Русские композиторы», папка в уголок для родителей «Всё о классической музыке». Итоги педагогического проекта не могли оставить равнодушным ни одного из его участников. Педагоги, родители и воспитанники прежде всего получили заряд положительных эмоций. Педагоги активно применяли классическую музыку в режимных моментах детского сада, выполняли все рекомендации. Мои коллеги отметили положительное влияние классической музыки на дошкольников: развилось образное мышление и творческое воображение. повысилась концентрация внимания, улучшилась память, снизилась раздражительность. Родители посещали консультации, музыкальные занятия, получили огромное удовольствие от участия своих детей в танцевальных номерах под произведения мировых классиков. У детей сформировалось положительное эмоционально-оценочное отношение к классической музыке, повысился интерес к различным формам музыкальной деятельности, повысилась способность к самовыражению и самореализации. Конечно, говорить о достаточном уровне сформировонности музыкального вкуса дошкольников после реализации проекта ещё рано. Но, несомненно, он дал положительную динамику в этом направлении. Наш не простой век часто подавляет эстетические, нравственные ценности и ориентиры ложными понятиями о духовности. Повсеместное навязывание массовой культуры подменяет истинное информацией, сомнительно влияющей на личность. Но как говорили классики: всё уходящее, а музыка вечна, и вечны её идеалы. Классическая музыка должна стать для дошкольников тем духовным ориентиром, который должен привести наших детишек к светлому будущему. А на нас, взрослых, лежит огромная ответственность, мы должны заложить в наших детях прочный фундамент общечеловеческих ценностей посредством приобщения их к мировой культуре.
|