«Специфика работы музыкального руководителя с детьми логопедических групп с элементами логоритмики» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Долинца Тамара Григорьевна | |||
22.03.2024 08:22 | |||
«Специфика работы музыкального руководителя с детьми логопедических групп с элементами логоритмики» Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь — не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательная расторможенность и беспокойство, неустойчивость и истощаемость, отсутствие двигательных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и нескоординированные движения при выполнении различных упражнений, недостаточная координация пальцев рук. Мы знаем, что для гармоничного развития ребенку необходима двигательная активность, чем она выше, тем интенсивнее развивается речь ребенка. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Задача педагогов в непосредственно образовательной деятельности с детьми подобрать такие формы и методы обучения, которые целенаправленно будут стимулировать в первую очередь двигательную и речевую активность дошкольников, влиять на коррекцию речевого развития, развивать активный словарь. Опытные воспитатели, учитель – логопед и музыкальный руководитель помогают дошколятам исправлять речевые нарушения.
Занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи, составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Основополагающий принцип проведения занятий — взаимосвязь речи, музыки и движения, т.е. логоритмика. В структуру логоритмического занятия входят: ходьба и маршировка в разных направлениях; упражнения для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата; чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков; упражнения на развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), соответствующие возрастным особенностям детей; вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания; песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координированного тренинга; музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве; ритмодикламация для координации слуха, речи, движения; упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления; коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивногосамоощущения; упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения. Специфика музыкальной работы с детьми логопедических групп предполагает использование на каждом музыкальном занятии элементов логоритмики. Я хочу познакомить вас с материалом логоритмики, который использовался мною в процессе музыкальной образовательной деятельности в данный период времени. Итак, лексическая тема «Осень». Динамическое упражнение «Напрогулку». Учить двигаться по ориентиру, соблюдать заданное направление. В лес осенний на прогулку Приглашаю вас пойти. Интересней приключенья Нам, ребята, не найти. (Дети берутся за руки и за воспитателем идут хороводным шагом «змейкой» между разложенными на полу листьями). Динамическое упражнение «Мы идём». Учить выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью. Мы идём: та-та-та (Обычная ходьба). Мы поём: ля-ля-ля. (Ходьба на носках). Мы едем: ту-ту-ту. (Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях). Мы кричим: ау-ау. (Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту). Пальчиковая игра «Осенний букет». Развитие мелкой моторики. Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки). Листья берёзы. Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы). Мы соберём В вазу осенний Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки). Дыхательное упражнение «Ветер». Развитие управления мускулатурой дыхательных мышц. Развитие равномерного выдоха, произнесение звуков и выстраивание округлого звучания. Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф… И качает так листок – Ф-Ф-Ф… Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф… И качает так листок – Ф-Ф-Ф… Распевка на гласные «Осенние листочки». Активизировать работу артикуляционного аппарата. Вырабатывать правильное положение рта при пении гласных А, И, О, У. Осенние листочки на веточках сидят, Осенние листочки детям говорят: Осиновый – а-а-а… Рябиновый – и-и-и… Берёзовый – о-о-о… Дубовый – у-у-у… (Дети хором поют: «а-а-а, и-и-и, о-о-о, у-у-у»). Хоровод «На горе –то калина» р.н. п. Воспитание чувства музыкального ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность. Использование счёта в припеве. В процессе образовательной деятельности я использую картотеки пальчиковых игр, игр со словом. Дополняю их новым материалом, учитывая советы учителя – логопеда. Для того, чтобы успешно решать задачи по преодолению у детей с ОНР нарушения памяти, внимания, мышления, расстройства эмоционально –волевой и двигательной сфер, поведенческого негативизма, необходима скоординированная работа всех специалистов: воспитателя, логопеда, музыкального руководителя. Вместе с ними готовимся к занятиям, проведению праздников и развлечений, обязательно согласовываем сценарии утренников и праздников. Вместе подбираем инсценировки, стихотворения, тексты песен, продумываем речевую работу, распределяем роли. Логопед отрабатывает тексты песен (объясняет непонятные слова, предложения, интонации). Воспитатель закрепляет речевой материал по заданию логопеда. Музыкальный руководитель разучивает песни на музыкальных занятиях согласно методике. Пение песен проводится под аккомпанемент инструмента. Участвуя в праздничных утренниках, развлечениях, дети приобретают не только навыки, знания, но и закрепляют материал, который был отработан на занятиях. Главный принцип достижения эффективности работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей. Разучивая песню Е. Тиличеевой «Уж я колышки тешу», решили, что первый куплет «Уж я колышки тешу, огород горожу» споёт один ребенок. У мальчика неплохие музыкальные данные, но возникли проблемы с произношением слов «тешу», «горожу». Учитель-логопед проводит индивидуальную работу с мальчиком, помогая ему в правильном произношении звуков. Учитываем не только возрастные показатели детей, но и их психологические особенности: для замкнутых, неуверенных детей создаём щадящую обстановку, хвалим за малейшие успехи. Расторможенным, беспокойным детям, с первых же дней пребывания в детском саду, даём доступные для них поручения и задания. На педсоветах, семинарах, открытых занятиях в ДОУ делимся опытом работы по использованию речевых и пальчиковых игр, музыкально – ритмических движений со словом, дыхательных упражнений. Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям, к музыкальной и речевой деятельности. Такие занятия поддерживают эмоциональное состояние детей, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
|