Консультация музыкального руководителя «Особенности проведения доминантных занятий по музыкальному воспитанию» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Романюк Татьяна Александровна | |||
30.03.2024 08:31 | |||
Консультация музыкального руководителя «Особенности проведения доминантных занятий по музыкальному воспитанию» Музыкальная занятие в детском саду — основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Занятие предполагает активную взаимную деятельность педагога и детей. Главная задача, стоящая перед педагогом, — вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи — развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.
Всем нам известны следующие виды занятий по художественно-эстетическому музыкальному развитию:
Домина́нта (от лат. dominans «господствующий», преобладающий) — термин, используемый в разных предметных областях: Доминанта в музыке — главенствующая тональность или её ступень, контрастная по отношению к основной. Доминанта в архитектуре — господствующее в архитектурном окружении здание или сооружение. Доминанта в литературе — главенствующий приём, необходимый в создании художественного целого. Доминанта в физиологии — универсальный общебиологический принцип, лежащий в основе активности всех живых систем, — предложен А. А. Ухтомским. Этот вид занятий используется, чтобы:
Преимущества доминантных занятий
Если на доминантном занятии преобладает определенный вид музыкальной деятельности (остальные вспомогательные), дети целенаправленно овладевают необходимыми навыками именно этой деятельности. Для развития отстающей способности необходимо все виды деятельности группировать вокруг заданий, помогающих совершенствовать ее. Рассмотрим несколько вариантов доминантных занятий. Если преобладающим видом деятельности на занятии является ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ, могут применяться и все остальные виды музыкальной деятельности, чтобы дети учились не только воспринимать характер музыки, но и выражать его с помощью тех исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют. Ребята могут передать характер музыки по-разному:
Все занятие подчинено одной цели — привлечь детей к звучанию музыки, чтобы они смогли выразить ее характер различными способами, с помощью других видов деятельности. Если в занятии ДОМИНИРУЕТ ПЕНИЕ, педагог имеет возможность концентрировать внимание на вокально-хоровых навыках: звукообразовании, дыхании, дикции, чистоте интонирования, ансамбле, подчинив их выразительности детского исполнения. Другие виды деятельности помогают ребятам приобрести те умения, которые необходимы им в пении. Так, чтобы исполнение песни было выразительным, полезнопровести и беседу о характере, настроениях, которые предстоит передать детям в разных ее частях. Уместен здесь и прием сопоставления с другими песнями и пьесами, контрастными по характеру или сходными с исполняемой песней. Таким образом, слушание музыки, беседа о ее содержании чередуются с пением. При распеваний и по ходу занятия ребятам предлагаются творческие задания. Чтобы осознать характер звукообразования, дикции, дети могутиспользовать движения руки (плавные или четкие), игру на музыкальных инструментах (барабане, дудочке). Занятие не будет статичным, если вы включите в него народные игры с пением, хороводы. Чистота интонации в пении зависит от того, осознают ли дети направление движения мелодии. Поэтому рекомендуется применять игру на музыкальных инструментах, позволяющую моделировать направление движения мелодии, которую детям предстоит затем передать голосом, а также музыкально-дидактические игры. Так слушание музыки, музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах помогают улучшить качество пения. Если ДОМИНИРУЮТ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, такое занятие тоже сопровождаетсяслушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях. Можно инсценировать, оркестровать хороводы с пением, которые предполагают развитие действия. Включение в занятие музыкальных игр (сюжетных, бессюжетных) делает его занимательным, позволяет совершенствовать слуховое внимание, умение вовремя и выразительно передать смену характера музыки. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры-угадайки с элементами пантомимы (изображение животных и т.д.). Дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы. Игровые и соревновательные приемы позволяют дифференцировать задания для всей группы, подгрупп, каждого ребенка. При ДОМИНИРОВАНИИ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ помимо обучения детей необходимым навыкам можнорасширить их представления о различных музыкальных инструментах (народных и инструментах симфонического оркестра), познакомить ребят с выразительными возможностями каждого инструмента. Проводятся также игры по угадыванию тембров инструментов. На таких занятиях уместно оркестровать какое-либо произведение, используя выразительные тембры различных инструментов. В доминантное занятие с ПРЕОБЛАДАНИЕМ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА можно включить его разновидности:
На доминантных занятиях необязательно привлекать все виды музыкальной деятельности детей, а отбирать лишь те, которые помогают выполнить поставленные задачи. Если доминантное занятие посвящено развитию одной из музыкальных способностей и все задания в различных видах деятельности направлены на решение этой задачи, подбираются и соответствующие музыкально-дидактические игры и упражнения. Доминантные занятия могут иметь определенную тему или сюжет. Они проводятся от 3 до 12 раз в квартал, применяют их, начиная со второй младшей группы.
|