С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используется проектный метод обучения. Примерный план работы педагогов по подготовке проекта.
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями). Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. Составление плана-схемы проекта. Сбор, накопление материала. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Домашние задания для совместного выполнения ребёнка с родителями. Презентация проекта, открытое занятие.
В процессе создания музыкальных проектов необходимо учитывать особенности нервно-психического и музыкального развития детей. Напомним, что сначала малыши лишь слушают (воспринимает) музыку, а на этой основе в дальнейшем будут пытаться петь, танцевать. В этом возрасте у детей интенсивно формируются основы личности ребенка. Развиваются такие сложные нравственные чувства, как любовь к близким, доброе отношение к животным, растениям, стремление быть хорошим, добрым. Поэтому дети с удовольствием слушают музыку, связанную по содержанию с его родным домом: с образами любимых мамы, папы, бабушки, дедушки, домашних животных, игрушек, с природным окружением; продолжает развиваться музыкальное восприятие. Внимание становится все более произвольным, поэтому дети могут слушать музыкальное произведение (непродолжительное) до конца.
Воспринимая с удовольствием яркий конкретный образ музыкального произведения, большинство детей так же ярко проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Дети имеют большое желание петь знакомые песни, осваивать новые. Подражая взрослым, достаточно легко осваивают протяжное звуковедение, могут слитно петь короткие фразы (два-три слова). Не только различают, но и воспроизводят низкие и высоки звуки нефиксированной высоты. Но в силу психологических возможностей они не могут следить за чистотой певческой интонации, поэтому поют мелодию в основном неверно. В танцах и играх младшие дошкольники способны проявлять эмоциональную отзывчивость, адекватную характеру музыки (веселый или грустный), различает контраст в музыке. Они могут: · менять движения в связи со сменой разнохарактерной музыки, · довольно ритмично выполняют такие основные движения, как ходьба, бег, а также несложные танцевальные движения, · с большим удовольствием самостоятельно выполняют движения в танцах, играх под пение взрослого, · с радостью включается в свободные пляски, как правило, выполняя однотипные движения. · им нравятся игры и танцы с простым конкретным сюжетом, дети способны выполнять игровые роли. Малышей привлекает звучание таких детских музыкальных инструментов, как дудочка, барабан, бубен, металлофон, а также различная тембровая окраска самодельных звучащих игрушек. Дети довольно легко различают не только тембровую окраску звучания знакомых инструментов, но и динамику их звучания (тихое и громкое) и особенности темпа (быстрый и медленный); он пытается воспроизводить их, лучше передает быстрый темп. В этом возрасте наблюдается развитие инструментальной импровизации — они с интересом обследуют музыкальные инструменты: изучают пластинки, кнопки и т.д., проявляя большой интерес к их устройству и внешнему виду,пытаются импровизировать на них. Примерный перечень тем проектов в младшем дошкольном возрасте.
Тематика блока
|
Название проекта
|
Продукт совместной деятельности
|
Семья
|
«Я и моя семья»
|
Оформление голосовых открыток (на СD дисках с пожеланиями добра и счастья детям на каждый день, создание фотоальбома со страничками о семье ребёнка и текстом любимой песенки.
|
«Домашние любимцы»
|
Кукольные спектакли родителей.
Развлечение «В Жучка к нам пришла», «В гостях у кошки».
|
«Секреты бабушкиного сундука»
|
Создание «волшебного сундучка» с игрушками (народных промыслов) – свистульки, дудочки, матрёшки и т.д.
Дидактические игры: «Найди такой же» (звучание инструментов), «Чья песенка»(голоса животных, звуки природы).
Выставка музыкальных семейных реликвий.
|
«Мамины колыбельные»
|
Альбом рисунков и картинок с текстами колыбельных. Создание фонотеки для слушания колыбельных в режимных моментах.
|
«Я в мире людей»
|
1). «Мои друзья»
2) «У нас в Нескучном саду»
3) «Сказки о дружбе»
|
Музыкально-театральные этюды, альбом фотоколлажей.
Проект «Наш раздник». Выпуск стенгазеты.
Сбор детской фонотеки с музыкальными сказками.
|
«Мир вокруг нас»
|
«Зимняя сказка»
«Времена года»
«Мир животных и птиц»
|
Картотека новогодних и зимних песенок.
Пополнение музыкальной зоны: атрибутами к танцам: осенние листочки, султанчики-дождинки, снежинки, цветочки и т.д.; картотека схем для моделирования танцевальных композиций; фонотека с сезонной музыкой (тематические песенки, классическая музыка).
Танцевальные миниатюры.
Музыкально-образные этюды. Обновление театральной зоны элементами костюмов животных и птиц.
Выставка рисунков «Наши четвероногие друзья», «Крылатые друзья».
Вечер загадок «Такие разные голоса».
|
«Ты и твоё здоровье»
|
«Малыши-крепыши»
|
Дневник «Я расту»
Мини проект«Утро здорового дня» (встреча с Айболитом, ритмическая гимнастика)
Сочинение сказок, стихов, театральных этюдов.
«Как фрукты и овощи о своей пользе спорили?»
Досуг с родителями «Будь здоров» (знакомство с игровыми упражнениями под музыку)
|
На заметку педагогу:
- Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.
- Не расстраивайтесь, если пение, движения ребенка далеки от совершенства: системное количественное наполнение показателей обязательно перейдет в качественный рост.
- Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных – значит, задачей взрослого является устранение нежелательного «тормоза».
- Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, но не забывайте помогать ребенку в понимании прослушиваемой музыки (ее содержания, характера). Дайте ребенку «путеводную нить» к сопереживанию: помогите малышу отыскать в душе и своем жизненном опыте – в памяти – те чувства и переживания, которые уже были когда-то испытаны им самим и которые созвучны характеру и содержанию прослушиваемой музыки.
|