Обобщение опыта работы Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. На этом этапе закладываются фундаментальные человеческие способности. Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Для ребенка раннего возраста характерно чувственное познание действительности, которое развивается, углубляется за счет модальности (зрительных – цвет, форма, величина; слуховых – голос человека, музыкальные звуки, звуки природы; осязательных – воздействие разнообразных предметов на тактильные, температурные рецепторы; вкусовых – сладкое, кислое; обонятельных – запахи), и вестибулярных ощущений – разнообразные движения, интенсивности (степени яркости, громкости, скорости движения) и продолжительности ощущений. При сочетании этих факторов отмечается новизна сенсорных воздействий. Самоценность раннего детства – в остром восприятии окружающего мира, особом мире чувств и представлений (Н.С. Ежкова).
Многолетние исследования показали, что при адекватном общении ребенка со взрослым и обеспечение условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные человеческие способности и личностные качества, такие как любознательность, доверие к другим людям, уверенность в себе, целенаправленность, настойчивость, творческое воображение и др. Определяющими факторами психического развития ребенка раннего возраста являются его общение со взрослыми и ведущая предметная деятельность. Развитие ребенка не ограничивается освоением предметных действий, овладением речью и игровой деятельностью. Все это может служить основой для вхождения малыша в широкий мир художественной культуры, приобщения его к разным видам художественно – эстетической деятельности. Даже самые маленькие дети способны проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам, воспринимать красоту окружающего мира. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров. Большое значение для общего развития имеет и собственное участие малыша в разных видах художественно – эстетической деятельности. При этом у ребенка обостряется способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту окружающего мира – природы, человеческих отношений, мира вещей. Малыш начинает более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учится замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства. В процессе художественной деятельности ребенок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей. В сфере художественно - эстетического развития задачами педагогической работы является формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру, приобщение к изобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное развитие. Формируя музыкальное восприятие у детей раннего возраста, педагог знакомит их с произведениями, которые расширяют представления малышей об окружающем мире, обогащают их эмоциональный опыт. Дети от 2 до 3 лет отличаются повышенной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольно. От эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на музыкальных занятиях. Важно не только заинтересовать и удержать внимание малышей, но и помочь им усвоить новый материал, новые знания. Обычно в двухлетнем возрасте дети приходят в наш детский сад, и наиболее важной задачей в этот период - является успешная адаптация ребенка. Непросто наладить контакт с детьми в адаптационный период, а ребенку – войти в новый, непривычный для него мир детского сада. Каждый из педагогов по своему помогает малышу в этот период, а музыкальные занятия являются универсальным средством эмоционального воздействия на ребенка, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей, к.т. эти занятия объединили музыку и пение, движение и слово. Малыши, придя в садик, начинают говорить свои первые слова – «мама», «папа», «би-би», «ав-ав», словарный запас еще не велик, но среди этих слов есть и «ля-ля». Обращаясь ко мне, они говорят «ля-ля», что означает «пойдем петь, танцевать играть, пойдем туда, где музыка». Желание и потребность детей слушать музыку, петь, танцевать, ярко выражена в этом возрасте. В своей работе я широко использую малые фольклорные жанры. Малыши откликаются на потешки, попевки, поговорки, колыбельные, созданные русским народам в течение веков и вобравшие в себя всю мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. Вслушиваясь в слова потешек, в их ритм, дети играют в ладушки, притопывают, приплясывают, двигаются в такт тексту. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение рук. Пальчиковые игры с продеванием слов не только развивают мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Музыкальные занятия направлены на эмоциональное развитие детей и проходят по основным видам деятельности: · слушание, · подпевание и пение, · музыкально-ритмические движения. Детям должно доставлять радость пение взрослых. Только на основе положительных эмоций у малышей возникает желание приобщиться к этому замечательному виду музыкальной деятельности. Очень важен выбор песни. Прежде всего, я ориентируюсь на уровень общего и музыкального развития детей данной группы, уровень познавательных процессов, внимания, воображения, речи, музыкальных способностей. В течение года с детьми на музыкальных занятиях мы разучиваем 8-10 песенок. Кроме песен для пения есть песенки, которые дети слушают, их в течение года 5-7. Не следует увеличивать количество песен для пения и слушание, т.к. количество не переходит в качество. Малыши любят повторения, знакомые песенки поют чище и увереннее, а слушают – внимательнее и радостнее. Охотнее и радостнее дети поют с музыкальным сопровождением, но чище интонируют, подстраиваясь к голосу, поэтому я чередую пение с «голоса», пение с проигрыванием только мелодии и пение с аккомпанементом. Но активнее и успешнее поют малыши, если обращаются непосредственно к персонажу песни и за этим следует какое-либо конкретное действие. Например, когда мы пели песенку «Оденем мишку на прогулку», мы после каждого куплета надевали на мишку ту одежду, о которой пелось в песенке. Сначала это были теплые штанишки, потом – пальтишко и затем шапка. Малыши радостно и с интересом подпевали и помогали мишке одеваться. Дети в этом возрасте очень любят «учить» взрослых. Если во время музыкальных занятий в зал заглядывает кто-нибудь из персонала, или приходит кто-то из героев по сценарию, дети приглашают гостя послушать, как они умеют петь, или предлагают выучить песенку, усердно повторяя ее 2-3 раза. При этом очень внимательно следят, как поет взрослый, и радуются, видя плоды своих «трудов». Такая заинтересованность стимулирует детей, и они активнее участвуют в пении. Песенный репертуар очень разнообразен. Если в начале года песенки очень простые, т.к. моей основной задачей является - эмоциональная отзывчивость детей и побуждение их к подпеванию, то к середине года постепенно включаю и более сложные песни. Дети попевают мне, а некоторые из них уже поют от начала до конца. Следующий основной вид деятельности – слушание. На музыкальных занятиях малыши слышат много музыки. Музыку разучиваемых песен и музыку, сопровождающую движения (ходьбу, бег, пляски, игры), то есть ту, которая выполняет важную, но прикладную роль. Однако дети 2-3 лет с удовольствием и заинтересованно слушают музыку в течение 1-1.5 минут. На своих занятиях я использую программные музыкальные пьесы, записи детских песенок, колыбельных и плясовых на аудио кассетах, с удовольствием дети слушают поющих кукол, и конечно мы слушаем классическую музыку. Малыши с интересом слушают отдельные произведения П.Чайковского, С. Прокофьева, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шуберта. Слушание классической музыки я начинаю в ноябре, когда адаптация детей в группе в основном закончена. Если на занятиях бывает 10-15 малышей, то половина из них слушает заинтересованно, остальные менее заинтересованно, один, двое могут остаться безучастны. Но ни разу ни один ребенок не выразил желание встать и уйти во время слушания. Привить интерес и желание слушать музыку трудоемкий и кропотливый процесс, который помогает формировать музыкальность, эмоциональную отзывчивость на музыку. Каждый ребенок воспринимает классическую музыку по- своему. Музыка - это самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые любим или не любим, воспринимаем и понимаем одно и то же музыкальное произведение по - разному. Работа над музыкально - ритмическими движениями тоже требует особого внимания, т.к. направлена не только на эмоциональное развитие детей, но и на развитие коммуникативных качеств: воспитания навыков общения с взрослыми и сверстниками и обогащение малышей разнообразными радостными впечатлениями. Решаются не только музыкальные задачи, но и элементарные компоненты музыкального мышления и чувства ритма, развивается двигательная активность, внимание, память. Это самая любимая и самая веселая часть музыкального занятия и является наиболее эффективным способом активизации всех малышей. В этом виде музыкальной деятельности очень важна роль воспитателя, к.т. он показывает, играет и танцует вместе с детьми, выполняет упражнения с флажками, султанчиками, платочками. Движения под веселую, живую музыку радует малышей, что само по себе очень важно. Положительные эмоции облегчают обучение, дети очень любят танцевать. В своей работе я использую несколько видов плясок, доступных детям 2-3 лет. · Пляска с участием воспитателя: дети выполняют плясовые движения, подражая взрослому. · Пляска сопровождается пением, то есть текстовым подсказом. · Пляски без воспитателя: двух или трехчастная музыка, части контрастные, а движения строго соответствуют каждой части. Разучивание с воспитателем. А затем выполняют самостоятельно. · Свободная пляска детей: без участи взрослых. Здесь проявляется творческий потенциал ребенка. · Пляски с атрибутами (куклами, колокольчика, погремушками, листочками, платочками): малышам нравятся такие пляски. И, наконец, музыкальные игры. Малыш не может остаться равнодушным к веселой и шумной игре, часто эмоции переполняют их. Большинство игр сюжетно-ролевые, включают «перебежки - догонялки» или прятки, а часто и то и другое. Перед игрой я объясняю малышам: где, в каком случае они убегают ОТ кого-то, а где догоняют, бегут ЗА кем-то. Современные научные данные свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие приемы и методы воспитания и обучения которые используются в работе со старшими дошкольниками. Так чисто словесные объяснения. Инструкции взрослого часто не понятны ребенку, фронтальные задания не достигают своей цели. Маленький ребенок воспринимает только - то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши плохо воспринимаю призывы или предложения, обращенные к целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение,- словом, все то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае дети могут принять и понять предложения педагога. Еще одна особенность работы с детьми раннего возраста – слабая эффективность чисто вербальных методов воспитания. Объяснения правил, призывы к послушанию часто оказываются бесполезными. Причина не только в том, что маленькие дети еще плохо понимают их, но в основном в том, что малыши пока не могут регулировать свое поведение с помощью речи. Часто более сильное воздействие на малышей оказывают окружающие предметы, впечатления, сверстники. Это не означает, что с маленькими детьми не нужно разговаривать. Слова педагога обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, быть предельно выразительными, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Для работы с маленькими детьми необходимы не только профессиональные знания, но и особые личностные качества, такие как любовь к маленьким детям, искренность, позитивное принятие другого человека, эмоциональность. А самое главное для специалиста, работающего с малышами – это умение и желание играть с ними. Музыкальные занятия в данной возрастной группе будут интересны детям, если они проходят в игровой форме, а игра – универсальное средство всестороннего гармоничного развития ребенка и инструмент общения детей и взрослых, инструмент эмоционального взаимодействия. Существует еще несколько факторов, повышающих эффективность обучения малышей: - это чередование различных приемов обучения, - использование разнообразных демонстрационных материалов, - эмоциональная установка на предстоящее занятие. Работая с детьми раннего возраста, не следует забывать два, казалось бы, взаимоисключающие требования: «Доверяйте – ребенку» и «Осторожно – ребенок!» Доверяйте ребенку, не унижайте его недоверием, знакомьте его с лучшим, что есть в музыкальном искусстве с самого детства. В то же время («Осторожно – ребенок!») не злоупотребляйте, не стремитесь к поразительным результатам, не тешьте свое самолюбие, предлагая малышам непосильную для них ни по времени звучания, ни по содержанию музыку. Пусть музыка, звучащая на музыкальных занятиях приносит радость детям и Вам!
|