МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С РОДНЫМ ГОРОДОМ |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Михайлова Валентина Анатольевна | |||
09.04.2015 06:46 | |||
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С РОДНЫМ ГОРОДОМ Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 Калининского района Санкт-Петербурга Автор: Михайлова В.А. Музыкальный руководитель Санкт-Петербург 2014 г Введение: Дошкольный возраст — это важный этап в развитии личности: начинается приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям, миру культуры, искусства, устанавливаются первые отношения человека с миром предметов, миром природы, окружающим его людям, формируется представление ребёнка о собственном «я» (Г. И. Щукина, В.Ю. Бабанский, К.А. Лыгалова, Д.И. Трайтак, И.Д. Сикельникова, Н.И. Гамбург).
Эмоционально-практический способ познания мира требует специфической формы подачи материала, учёт интересов ребёнка, его возрастных и индивидуальных особенностей. Перед педагогом стоит задача воспитать человека творческого, умеющего мыслить неординарно, видеть в окружающем мире необычное, удивительное, желающего изменить этот мир к лучшему, дарящего окружающему доброту, радость, красоту, а также активного члена общества (С. А. Козлова, Л.Е. Никонова, А.Г. Ковалёв). На современном этапе перед практиками остро стоит вопрос: как повысить интерес дошкольников к родному городу, использование каких форм и методов повысит результативность данной работы? Как привить детям любовь к родному городу? Знакомство с историей и культурой Санкт-Петербурга даёт возможность ребёнку погрузиться в мир искусства, архитектуры, живописи, литературы, музыки. Дети прекрасно чувствуют загадочный и неповторимый мир города. Дошкольники обладают прекрасной эмоциональной памятью, любознательны и впечатлительны. В старшем дошкольном возрасте раскрываются творческие способности детей. Использование музыки в процессе ознакомления старших дошкольников с Санкт-Петербургом позволит сформировать у них живой интерес к нему, его облику, даст возможность создать эмоционально положительный настрой на город, ощутить себя петербуржцем. Цель — использование музыки для формирования интереса детей 6-7 лет к родному городу посредством: музыкальных произведений для прослушивания с учётом музыкальных интересов детей; алгоритма восприятия детьми музыки при использовании её на занятиях; организации самостоятельного восприятия дошкольниками музыки. Анализ литературы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста показал, что положительное отношение к окружающему — основа нравственных чувств личности. Развитие нравственных чувств зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребёнок. При целенаправленном воспитании чувства дошкольника гораздо богаче, разнообразнее, проявляются раньше. Содержание системы знаний по ознакомлению с городом необходимо строить по иерархическому принципу с учётом особенностей содержания этих знаний и усвоения их детьми старшего дошкольного возраста. Важно, чтобы воспитатель ставил задачи интеллектуального и эмоционального развития дошкольников при этом последние должны преобладать. Для развития любознательности, интереса, наблюдательности воспитания чувств необходимо поощрять воспитанников задавать вопросы, выражать свои впечатления, отношение. Воспитание начал патриотизма у старших дошкольников возможно при систематической и целенаправленной работе педагогов, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступного для этого возраста объёма знаний о городе, формирование у них эмоционально-положительного отношения к знаниям такого рода, сопереживания в процессе познания, интереса к событиям, происходящим в городе, стимулирования у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний. При отборе содержания важно учитывать принципы научности, доступности и краеведческий принцип, также возрастные особенности детей, логическую последовательность подачи материала, его воспитательную ценность, интерес дошкольников к информации, возможность реализации полученных знаний в деятельности. Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется у ребёнка в детстве. Музыка — самый эмоциональный вид искусства, обладающий большими возможностями воздействия на чувства ребёнка, которые могут быть использованы в воспитательных целях. Она обогащает восприятие ребёнком других видов искусств и событий реальной жизни, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства формируют у ребёнка представления о добре, красоте, духовных ценностях. Рождение чувств, их понимание и соотнесение с жизнью происходят путём сопереживания образам искусства. Научившись различать настроения и их смену в музыке, ребёнок пополняет свои представления о чувствах человека в реальной жизни. Эмоциональное развитие тесно связано с развитием воображения, творчества, способствует общему развитию ребёнка. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательного интереса у старших дошкольников показал, что познавательный интерес — избирательная направленность личности, обращенная к познанию одной или нескольких учебных областей, к их содержанию, процессу деятельности. Для познавательного интереса характерно углубление в сущность познания. В процессе воспитания и обучения ребёнка он играет разнообразную роль: средства обучения, мотива отдельных учебных действий ребёнка и учения в целом, побуждает к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности, также являясь устойчивой чертой личности, способствующей формированию её направленности. Интерес формируется в деятельности, в тесном взаимодействии с потребностями и другими мотивами. Итак, использованием музыки в процессе ознакомления старших дошкольников с городом будет способствовать их познавательному развитию, способствовать развитию представлений об окружающем, коммуникативных способностей, обогащению эмоциональной стороны жизни. Таким образом, проанализировав программы по ознакомлению старших дошкольников с Санкт-Петербургом можно сказать, что целевой компонент данных программ направлен на развитие интересов дошкольников к городу и их творческих способностей (только программа «Город мой над Невой»), а диагностический выявляет знания и творческий потенциал детей. Данное несоответствие затрудняет работу педагогов-практиков. Методы, приёмы и формы работы, предложенные в программах разнообразны, современны, интересны дошкольникам и учитывают специфику возраста. Предметно-развивающая среда соответствует задачам программ и направлена на познавательное ( «Первые шаги», «Ознакомление с окружающим») и творческое развитие ребёнка ( «Город мой над Невой»). Данные программы предполагают личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Музыка, представленная в программах подобрана без учёта предпочтений детей, недостаточно разнообразна, использование её не системно, часто носит фрагментальный характер. Наиболее широко она используется Алифановой Г.Т. в программе «Первые шаги», предложенные музыкальные произведения более разнообразны и подобраны к каждому занятию. Но данный музыкальный репертуар не учитывает музыкальные интересы дошкольников и является лишь фоном к занятию. По результатам, полученным в ходе диагностики выяснилось, что: 1. особенности появления интереса у них к городу: дошкольники проявляют к городу положительное эмоциональное отношение, характер их интереса к Санкт-Петербургу разнообразен (познавательный, эстетический, развлекательный), они ассоциируют городские объекты с разнообразной музыкой, но все же доминируют детские песни. Также большинство дошкольников продемонстрировали представления о городе в продуктивной деятельности. Содержанием её были объекты, достопримечательности и символы города. Во время выполнения заданий детям нравилось общаться со взрослым, друг с другом, они с удовольствием отвечали на вопросы, выдвигали предположения, объясняли свои суждения. Дети старшего возраста предпочитают познавательно насыщенные и художественно-творческие виды деятельности (лепка, рисование, составление ребусов, рассказывание) с целью получить новую информацию, такие виды деятельности, в которых есть элемент занимательности. Результаты продуктивной деятельности детей позволяют утверждать, что содержание представлений о городе может стать основой для разработки содержания детских игр. 2. Выявленные особенности педагогического процесса ознакомления с городом (наблюдение за деятельностью воспитателя на занятии, наблюдение и анализ развивающего потенциала предметной среды, беседа с детьми в свободной деятельности), говорит о том, что проектирование педагогического процесса должно происходить с учётом возможностей детского сада, а также возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, выражающихся в постановке реальных целей, отборе занимательного содержания, использование разного рода наглядности, включение детей в разные виды деятельности. 3. В процессе наблюдения за детьми было установлено, что они по-разному осваивают материал занятия по краеведению. Уровни освоения материала занятий старшими дошкольниками разделились на три группы: высокий, средний, низкий. Высокого уровня усвоения материала занятий достигло 33% детей от всего количества дошкольников старшей группы, остальные хуже осваивают материал. 4. В процессе наблюдения за дошкольниками во время занятия, насыщенного музыкой, было выявлено, что интерес детей к занятию по ознакомлению с городом повышается. Высокого уровня освоения материала занятий достигли 58% старших дошкольников от всего количества детей группы. Низкого уровня не достиг ни один ребенок, вследствие чего можно сделать вывод, что занятия насыщенные музыкой повышают интерес детей к городу, дошкольники более внимательны к предлагаемому материалу, представления их становятся более прочными, следовательно, повышается и уровень усвоения данного материала. Таким образом, результаты диагностики позволяют заключить, что использование музыки может повысить эффективность образовательного процесса по ознакомлению с городом в подготовительной группе детского сада. Из этого следует, что проявление эмоционального отношения к городу, наличие представлений, которые дети воплощают в разных видах продуктивной деятельности, а также восприятие ими города как объекта познавательного, эстетического и развлекательного, наличие желания использовать при ознакомлении с ним разнообразной музыки (детские песни, классическая музыка, современные и народные мелодии) свидетельствует о том, что использование музыки может стать богатой средой для познавательного, творческого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Педагогическая технология ознакомления детей подготовительной группы с родным городом с использованием музыки. Педагогическая технология состоит из трех основных этапов, которые заключаются в следующем:
Серии занятий с использованием музыки. Темы занятий взяты из плана воспитателей старшей группы и доработаны постепенным включением музыки. Примерный план цикла занятий по ознакомлению с городом с включением музыки. Занятия отбираются педагогом из литературных источников и дополняются музыкой — классической, современной, детскими песнями, с учётом выявленных в ходе констатирующего эксперимента музыкальных предпочтений старших дошкольников. Музыка заранее записываются педагогом в аудио запись. Таким образом, педагог может обогатить любое занятие музыкой. Примерные планы занятий по ознакомлению с городом с использованием музыки для детей старшего возраста. 1. «Петропавловская крепость — первое сооружение города». Основная часть занятия: «Песня солдата» (Г. Гладков – В.Золотников) Цель: уточнить представления детей о строительстве Петропавловской крепости. 2. «Петропавловский собор». Основная часть занятия: «Песня змеи» (Ю. Антонов) Цель: уточнить представления детей о символическом значении изображения змеи в скульптурах. Конец занятия: «Бьют часы на старой башне» Цель: закрепление у детей полученных знаний. 3. «Петропавловская крепость». В ходе всего занятия: «Песня солдата» (Г. Гладков – В.Золотников). Цель: отработка изученного материала. 4. «Адмиралтейство». Начало занятия: «Да, нужен отдых парусам» из м/ф «Приключение капитана Врунгеля» Цель: подвести детей к изучению данной темы, организационный момент использования песни. 5. «Скульптуры Адмиралтейства». Начало занятия: «Праздник Нептуна» из м/ф «Приключение капитана Врунгеля» Цель: подвести детей к изучению данной темы, организационный момент использования песни. Основная часть занятия: «Белые кораблики» Цель: отработка изучаемого материала. 6. «Зимний дворец». Основная часть занятия: «Живёт на свете красота» (Ю. Антонов) Цель: сопоставить предлагаемую песню с представлениями детей о Зимнем дворце. 7. «Ансамбль Дворцовой площади». Основная часть занятия: «Пусть вечным будет мир» (Ю. Антонов) Цель: отработка изучаемого материала. 8. «Сказочный зверинец». Начало занятия: «Если вы не очень боитесь Кощея» Цель: подвести детей к изучению данной темы, организационный момент использования песни. «Песня Страхов» Цель: сопоставить предлагаемую песню с представлениями детей о грифонах. 9. «Подводное царство». Начало занятия: «Если вы не очень боитесь Кощея» Цель: подвести детей к изучению данной темы, организационный момент использования песни. Основная часть занятия: «Песня Водяного» из м/ф «Летучий корабль» Цель: песенный материал непосредственно связан с изучаемым материалом. В качестве более подробного примера мы предлагаем конспекты занятий по ознакомлению с городом с использованием музыки для подготовительной группы. Темы представленных серий занятий: «Петропавловская крепость», «Адмиралтейство», «Дворцовая площадь», «Сказочные «жители» Санкт-Петербурга». Конспекты серий занятий по ознакомлению с городом с использованием музыки для детей старшего дошкольного возраста. Тема 1. «Петропавловская крепость». Конспект №1 «Петропавловская крепость — первое сооружение города». Задачи:
Материалы: слайды по теме, аудиозапись «Песня солдата» (Г. Гладков – В.Золотников), разрезанная карта крепости и макеты зданий и объектов, находящихся на её территории (Монетный двор, Петропавловский собор, дом коменданта, пушка, тюрьма Трубецкого бастиона, Ботный домик). Ход занятия: Воспитатель. Ребята, вы хотите узнать, с чего началось строительство нашего города? Тогда приглашаю вас посмотреть слайды и послушать мой рассказ. А о чём он будет, вам подскажет стишок, слушайте внимательно: Пушка палит. Всем понятно без слов: Полдень. Пробило двенадцать часов! О какой достопримечательности нашего города говорится в стихотворении? Совершенно верно, о Петропавловской крепости. Была у царя Петра 1 мечта: построить неприступный город, на который бы не могли напасть враги, зато гости из других стран восхищались бы его красотой. Пришёл царь Пётр на берега реки Невы, выбрал маленький остров, который назывался Заячьим и повелел построить на острове крепость, чтобы защищать будущий город от врагов. Ребята, вы любите отмечать свой день рождения? Как вы думаете, у нашего города есть день рождения? Какое событие является днём рождения Санкт-Петербурга? Строили крепость солдаты и простые рабочие люди. Климат нашего края холодный или тёплый? А работали они на улице или в помещении? Работа их была очень тяжёлой: они рыли, таскали землю, камни. Чтобы вы лучше представили жизнь солдата, я приготовила для вас музыкальный сюрприз. Послушайте его внимательно. Звучит «Песня солдата» (Г. Гладков – В.Золотников). Воспитатель. Понравилась вам песня солдата? Грустная она или весёлая? Каким предстал перед вами солдат? Стены крепости сначала были земляные и деревянные, а за тем уже их отделали камнем. Стены соединены между собой выступами или бастионами. Что вам напоминает форма крепости? Сколько у неё углов? На территории крепости много зданий: Монетный двор, Петропавловский собор с колокольней, Трубецкой бастион, дом коменданта крепости, Ботный домик, где находится ботик или корабль Петра 1. За порядком в крепости следил комендант. Это была ответственная и почётная должность. Вся жизнь коменданта была связана с крепостью, здесь же стоял его дом. Когда он умирал, то его хоронили в центре крепости на Комендантском кладбище. До сегодняшнего дня в крепости сохранилось предприятие — Монетный двор. Как вы думаете, что же там изготовляют? Там делают или чеканят юбилейные монеты и медали. В Трубецком бастионе раньше располагалась тюрьма, а сейчас это музей. Повторный просмотр слайдов с комментариями детей под «Песню солдата». Хотя крепость и строилась как оборонительное сооружение, в сражениях она никогда не участвовала. Зато до сих пор существует традиция: в 12 часов дня со стен Петропавловской крепости стреляет пушка. Какие праздники ещё проходят на территории крепости? Какие традиции вы ещё знаете? Игра «Собери карту крепости». Ход игры: Ребята, у меня есть карта Петропавловской крепости, но только ей уже много лет и поэтому она порвалась на мелкие кусочки. Но если вы поможете мне её собрать и расставить основные строения крепости, то мне будет очень приятно. Вы поможете мне расставить правильно здания на территории крепости? Вы бы хотели делать это в тишине или под музыку? Может, вы хотите собирать карту под «Песню солдата»? Работа с картой проводится под «Песню солдата». Конспект №2 «Петропавловский собор». Задачи:
Материалы: 2 набора картинок с изображением этажей собора, слайды по теме, аудиозапись песен «Песня змеи» (Ю. Антонов), «Бьют часы на старой башне». Ход занятия. Воспитатель. Ребята, а вы знаете, какой самый высокий собор в нашем городе? Тогда у меня есть для вас подсказка, слушайте: Построили в крепости первый собор. По высоте — первый он до сих пор! Как же называется этот собор? (Петропавловский собор). Чтобы на него посмотреть, вам нужно попасть на Заячий остров, а для этого необходимо пройти по Иоановскому мосту. Затем через первые ворота нашего города — Петровские вы попадёте на территорию крепости. Названы они так потому, что раньше на них стояла деревянная скульптура святого Петра, но до наших дней она не сохранилась. Давайте рассмотрим ворота. Кто же охраняет в них вход? (скульптуры). Они женские или мужские? (женские). Одна из них одета в воинские доспехи, как вы считаете, почему? Она олицетворяет военные успехи России. Посмотрите на вторую фигуру, видите что-нибудь необычное? (в руках змея). Зачем ей в руках змея? Что это может означать? Ответ вам поможет найти моя музыкальная подсказка. Слушайте внимательно песенку про змею. Звучит «Песня змеи» (Ю. Антонов). Понравилась вам песня? О чём она вам рассказала? Какой предстала перед вами змея: доброй, злой, красивой, мудрой, умной, кровожадной? Понравилась вам змея из песни? Помогла вам музыкальная подсказка ответить на мои вопросы? Змея может быть не только ядовитой, а еще и мудрой. Очень часто змея является символом мудрости, получается, что эта скульптура олицетворяет мудрость России. Что изображено над аркой? (орёл). Это изображение старинного герба России. Что же он держит в лапах? (скипетр и державу). Что означают эти символы? Видите, как много можно узнать, если научиться понимать язык искусства. Вот теперь мы подошли к Петропавловскому собору. Что же такое собор? Это главный храм. Какие два мужских имени «спрятались» в слове Петропавловский? (Пётр и Павел). Заложили собор в день святых Петра и Павла, поэтому ему и дали ему такое название. Собор соединяется с колокольней нижней частью здания. Колокольня собора — самое высокое здание нашего города. У колокольни несколько этажей. Их украшают каменные завитки или валюты. Во времена Петра 1 дома часто украшали такими завитками-валютами. Здание колокольни похоже на пирамиду: один за другим на неё «одеваются» этажи, затем часы, башенка и шпиль с ангелом. На шпиле колокольни укрепили шар-яблоко, а на нём — фигуру ангела с крестом. Крест, ангела и шар покрыли тонким слоем золота. Ангел на колокольне Петропавловского собора не просто украшение, а флюгер. Что такое флюгер? Он поворачивается и указывает направление ветра. Ангел считается хранителем Санкт-Петербурга. На башне колокольни находятся большие часы-куранты. Каждые 15 минут они играют красивую мелодию. На башенке-звоннице находятся колокола разных размеров и с разными «голосами», которые «поют» очень красивую мелодию. В наши дни здесь проводятся концерты колокольных звонов. Я предлагаю послушать очень красивую песню и узнать, о чём же она нам расскажет. Звучит песня «Бьют часы на старой башне». Вам понравилась песня? Она рассказала вам грустную или весёлую историю? Интересную или скучную? Почему? О чём же она вам рассказала? Давайте заглянем внутрь собора. Перед нами иконостас. Знаете, что это такое? Иконостас — стена из икон, самое главное место в соборе. Петропавловский собор — усыпальница русских царей. Как вы думаете, что это значит? В соборе захоронены почти все цари и их жёны, которые правили после Петра 1. И сам Пётр был первым захоронен в соборе. Повторный просмотр слайдов под песню «Бьют часы на старой башне». Ребята, у меня есть отдельные части собора, из них нужно правильно собрать Петропавловский собор и назвать каждую его часть. Предлагаю разделиться на две команды. Чтобы вам было интересней, можно ещё раз послушать одну из песен, которые сегодня звучали. Какую песню вы бы хотели послушать ещё? Почему? Может быть, вы бы хотели, чтобы прозвучали обе песни? Игра «Пирамида» проводится под песню «Бьют часы на старой башне». Ход игры: дети делятся на две команды и на скорость собирают Петропавловский собор из частей, изображённых на бумаге. Часть 3. Конспект №3 «Петропавловский крепость». Задачи:
Материалы: карта-схема, мольберт, ребусы, ларец (чёрный ящик), конструктор, 2 набора разрезных картинок, хлопушка, аудиокассеты с записью «Песни солдата» (Г. Гладков – В.Золотников). Ход занятия. Воспитатель. Ребята, я сегодня получила странное послание (дети читают): «Приезжайте к нам в 1703 год! Царь Пётр». Как вы думаете, почему именно в этот год? (день рождения города). На каком острове начали строить наш город? (на Заячьем). Покажите его на карте (показывают). Вот на этот остров мы и поедём. Какой транспорт нам подойдёт? (Автобус, троллейбус, машина). Увы, этим видам транспорта нужны мосты, а были ли во времена Пётра 1 мосты? (Нет). В 1703 году были только острова, а мостов не было. На чём же нам добраться до острова? (На корабле). Но где, же его взять? (Построить. Дети строят корабль). Ребята, а вы знаете маршрут нашего путешествия? (Нет). Прежде, чем отправиться в путь, нужно выбрать маршрут (определяют путь следования на карте-схеме, строят корабль из конструктора и садятся в него и плывут). Чтобы вам было веселее плыть, предлагаю послушать «Песню солдата». Звучит «Песня солдата». На корабле дети находят ларец-загадку. Воспитатель. Как вы думаете, что в нём лежит? В нём разные предметы (предметы-загадки: колокольчик, хлопушка, змея, меч, крест, картина, монеты, щётка). Интересно, что же нам с ними делать? Верно, нам нужно взять только те, которые относятся к Петропавловской крепости и Заячьему острову (дети достают предметы и сопоставляют их с настоящими, находящимися в Петропавловской крепости, затем рассказывают, где они находятся). Что же собой представляет крепость? Давайте построим её (дети выкладывают контур крепости на ковре). Звучит «Песня солдата». Разгадав ребусы, вы узнаете название построек, находящихся в крепости (дети разгадывают ребусы). Теперь нужно разместить в крепости постройки и проверить, правильно ли выполнено задание, сверив нашу конструкцию с картой крепости. А ещё в ларце я нашла кусочки картинок. Чтобы узнать, что на них изображено, предлагаю разделиться на две команды и собрать их, и мы вместе сможем полюбоваться ими. Игра «Собери картинку». Ход игры: дети собирают картинки под «Песню солдата», затем называют собранные достопримечательности. Воспитатель (стреляет хлопушкой). Как вы думаете, ребята, что это? (пушка Петропавловской крепости). Совершенно верно, ровно в 12 часов стреляет пушка. Воспитатель. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Чем оно вам понравилось? Что понравилось больше всего? Что нового и интересного вы сегодня узнали? Понравилось ли вам музыка? Она помогала вам узнать новое и интересное? Чем помогала? Хотите послушать её ещё раз? Хотели бы, чтобы эта музыка звучала в вашей группе? Промежуточная диагностика по результатам работы на первом этапе: Для проведения промежуточной диагностики на первом этапе, цель которой выявить знания детей о достопримечательностях города и скульптур и их ассоциаций с пройденной музыкой, а также выявить связь полученных знаний в конструктивной деятельности и пластических играх, предлагается провести следующие игры: 1. «Море волнуется раз». Воспитатель. Ребята, я сегодня пришла в детский сад и обнаружила, что кто-то перепутал кассеты с музыкой, которую вы слушали на занятиях. Может, вы поможете мне: я буду включать музыку, а вы изображать скульптуры и говорить, где она находится при помощи игры «Море волнуется раз». Игра «Море волнуется раз» каждый раз проводится под разную музыку ( «Живёт повсюду красота», «Белые кораблики», «Если вы не очень боитесь Кощея»). Ход игры: дети танцуют под музыку, на фразу: «Море волнуется три, скульптура замри», они замирают в позе одной из скульптур соответствующей данной музыке. Дети объясняют, какую скульптуру они изобразили и почему. 2. Игра «Музыкальная шкатулка». Ход игры: каждому ребёнку выдаются карточки с видами города. Воспитатель включает музыку, а дети, поднимая картинку, пытаются угадать, какой объект города загадала музыкальная шкатулка, и объясняют, почему выбрана данная картинка. После ответов детей воспитатель демонстрирует правильный ответ самой шкатулки. Выигрывает тот, кто угадает больше объектов города. 3. Игра «Архитекторы». Ход игры: дети делятся на две команды. Одна команда собирает из конструктора Петропавловский собор, другая — Адмиралтейство. Если возникают трудности при выполнении задания, то можно воспользоваться схемой здания. Затем дети проверяют друг друга и презентуют свои постройки, рассказав, что интересного можно увидеть и узнать, посетив данные достопримечательности. Условия перехода к следующему этапу: Используемая на занятиях по ознакомлению с городом музыка повысила интерес дошкольников к Санкт-Петербургу. Дети легко ориентируются в знакомых музыкальных произведениях, внимательно и с интересом слушают их, ассоциируют их с городскими объектами. Дошкольники могут самостоятельно или с помощью наводящих вопросов взрослого охарактеризовать их. Дети проявляют интерес к предложенным играм и заданиям с использованием музыки. Соотнесение музыки с примерными темами занятий по ознакомлению с городом в подготовительной группе Темы занятий Используемая музыка
Подборка аудио записей должна быть разнообразна: музыкальные произведения разного репертуара (классика, детские и программные песни, песни из мультфильмов и детских фильмов, современные эстрадные и зарубежные песни, звуки природы) и т.д. Репертуар песен, произведений следует обновлять с периодичностью один раз в месяц.
Использование музыкального фона в аудио записи: совместная деятельность воспитателя с детьми, продуктивная деятельность, игры, развлечения. Это позволяет развивать психические процессы на основе музыкального восприятия, а, следовательно, улучшаются познавательные процессы детей, им интереснее справляться с предлагаемыми заданиями. Так же это помогает в развитии устойчивого интереса к восприятию музыки. Игры: 1. «Музыкальная шкатулка». Цель: закреплять представления дошкольников о достопримечательностях города, учить сопоставлять музыку с объектами города, развивать интерес к городу. Ход игры:
Цель: закрепить представления детей о городских скульптурах, развивать интерес к скульптурам, учить передавать их характерные особенности. Ход игры:
Цель: закреплять представления детей об особенностях достопримечательностей города, развивать коммуникативные навыки, восприятие музыки. Ход игры: в данной игре может использоваться любая краеведческая настольно-печатная игра с правилами, которая дополняется музыкой. 4. «Отгадай, что я загадал?» на основе настольно-печатных игр с использованием музыки (могут использоваться любые игры городской тематики, например лото «Санкт-Петербург»). Цель: закрепить представление детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга, развивать интерес к ним и положительное отношение к городу. Ход игры: детям раздаются каточки с видами города, воспитатель достаёт из коробки картинку и просит угадать дошкольников, что на ней изображено, не показывая детям, но используя музыкальную подсказку. Если это вызывает затруднения, то картинку показывают детям. Ребёнок, у которого на карточке имеется такое же изображение, должен назвать объект. Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки. 5. «Решётки Санкт-Петербурга». Цель: развивать внимание детей, учить действовать по зрительному образцу, по памяти, закреплять представление о городе в продуктивной деятельности. Ход игры:
Цель: закрепить представления детей об особенностях архитектуры Санкт-Петербурга. Ход игры: дети собирают из конструктора известные им здания города под музыку. Если возникают трудности при выполнении задания, то можно воспользоваться схемой здания. 7. «Пирамида». Цель: учить дошкольников собирать по частям здания городских достопримечательностей. Ход игры:
Цель: развивать интерес к объектам города, учить разгадывать загадки о городе. Ход игры: ребёнок вытаскивает из красивого волшебного мешочка стишок-загадку, воспитатель читает её, ребёнок пытается угадать. Если дошкольник затрудняется ответить, то можно использовать музыкальную подсказку по данной теме. 9. «Загадки Чижика-Пыжика». Цель: развивать эмоционально-положительное отношение к городу, учить разгадывать ребусы, загадки. Ход игры: дети собирают разрезные картинки, разгадывают ребусы, загадки, собирают схемы зданий, карты-схемы. Для эмоционального настроя можно использовать музыку по теме. 10. «Собери план здания». Цель: закрепить у детей представление о планах зданий основных достопримечательностей города, используя игру «Геоконт». Ход игры:
Цель: обобщить знания детей по пройденным темам, развивать интерес к объектам города. Ход игры:
Цель: развивать восприятие музыки, способствовать переносу представлений о городе в продуктивную деятельность, развитие сотрудничества в группе. Ход игры:
Цель: развивать восприятие музыки, способствовать переходу представлений детей о родном городе в продуктивную деятельность, развивать интерес к достопримечательностям города. Ход игры:
И другие игры на развитие интереса к городу с использованием музыки, которые педагог может не только самостоятельно подобрать, но и придумывать вместе с дошкольниками, где инициаторами больше выступают дети. Промежуточная диагностика по результатам работы на втором этапе: Для диагностики, цель которой определить уровень готовности детей к самостоятельной организации цикла игр следующего этапа, предлагается провести диагностическое задание: «Музыкальная загадка»: Дети рассаживаются в удобной для них позе на ковре, им предлагается прослушать мелодию, которая до этого не звучала в группе. Пред прослушиванием внимание детей акцентируется на том, что музыка рассказывает каждому свою экскурсию. Перед восприятием музыки детям читают письмо туристов. -- Ребята, помните, вы составляли музыкальную экскурсию для туристов. Они прислали вам письмо. Письмо туристов. Здравствуйте, ребятишки! Мы хотели вас поблагодарить за интересную и увлекательную музыкальную экскурсию. Вы очень умные и сообразительные детишки, поэтому мы для вас приготовили сюрприз — музыкальную загадку. Попробуйте догадаться, где мы побывали в Санкт-Петербурге, что увидели и как провели время. Изобразите свою догадку так, чтобы воспитатель смог узнать, где мы были. Удачи! -- Ребята, как вы можете изобразить, то место, где побывали туристы? Вы можете нарисовать его, слепить, изобразить скульптуру, которая есть в этом месте, вы можете использовать конструктор, карту, схемы, фотографии, открытки с видами города, ребусы, загадки, а можете придумать свои, также можете провести экскурсию и использовать музыку. После восприятия музыки дошкольники выполняли задание туристов. Условия перехода к следующему этапу: Дети с интересом выполняют данное задание, легко ориентируются в объектах города. Используют полученные знания при выполнении задания в продуктивной деятельности, используют музыку, а также варианты и элементы игр, преобразованные или идентичные первому и второму этапу технологии. Дошкольники самостоятельно, а иногда с помощью наводящих вопросов воспитателя, могут охарактеризовать выбранный для выполнения задания объект.
Для реализации завершающего этапа педагогической технологии пополняется уголок петербурговедения, в котором предполагается самостоятельная работа старших дошкольников с музыкой:
Для того, чтобы обращение с магнитофоном не вызывало у дошкольников затруднения на его кнопки наклеиваются цветные круги. Для этого используются 4 кнопки:
Чтобы детям удобней было обращаться с предложенным музыкальным репертуаром, разработаны карты музыкального репертуара. Структура карт Используются три карты с перечнем эстрадной или современной музыки, классической и детскими песнями из м/ф, т/ф, программные. В данной карте заявлено 7 музыкальных произведений для прослушивания их детьми. Каждое музыкальное произведение иллюстрируется фрагментом из м/ф, т/ф или картинкой соответствующей данной музыке. Это необходимо для того, чтобы создать у старших дошкольников более яркое, полное музыкальное представление о произведении, с которым они работают. Каждому музыкальному произведению присваивается порядковый номер, который соответствует порядковому номеру на аудиокассете.
Для начального этапа работы можно использовать следующий музыкальный материал. Вариант оформления карты детских песен. № песни Название песни или м/ф или т/ф Картинка
Вариант оформления карты современных и эстрадных песен. № песни Название песни Картинка 8. «Живет повсюду красота» (Ю. Антонов) 9. «Песня змеи» (Ю. Антонов) 10. «Пусть вечным будет мир» (Ю. Антонов) 11. Жасмин «Алмазы» 12. «Три белых коня» (Е. Крылатов – Л.Дербенёв) 13. «Jingle bells» 14. «Ежедневно меняется мода» Вариант оформления карты классической музыки. № музыкального произведения Название музыкального произведения Картинка 15. «П. И. Чайковский «Марш оловянных солдатиков», М.И. Глинка «Марш прощание Славянки», «Марш» из балета «Щелкунчик» 16. М.И. Глинка «Вальс-фантазия» 17. П.И. Чайковский «Декабрь. Святки» 18. П.И. Чайковский «Фея серебра», «Фея золота», «Фея бриллиантов» из балета «Спящая красавица» 19. Григ «Листок» 20 Мендельсон «Весёлая песня» 21. М.И. Глинка «Камаринская» Репертуар необходимо постоянно обновлять примерно раз в месяц. Обязательное условие: для каждой указанной цифры — одна кассета. Данная организация учебного материала позволит детям легко и просто научиться работать с ним. Итоговая диагностика по результатам работы на третьем этапе: Для проведения итоговой диагностики воспитатель проводит занятие по ознакомлению с родным городом, насыщенное пройденной музыкой, и в ходе занятия наблюдает насколько полученный ранее даваемый материал на занятиях успешно усвоен детьми данной возрастной группы.
|