Доклад на тему: "Педагогические условия активизации детей в музыкальной деятельности в свете ФГОС дошкольного образования" МБДОУ д/с "Соловушка" муз.рук.Жукова И.И. г.Зерноград 2014год 1. В свете ФГОС ДО к структуре и условиям реализации основной образовательной программы организация дошкольного образования меняется коренным образом. В стандарте образования заложены основные принципы: • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства; • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; реализация Программы в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Стандарт направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Актуальным сегодня является внедрение в деятельность детей дошкольного возраста разнообразных средств активизации, применения различных приемов и форм сотрудничества работы, среди которых заметное место занимают интегрированные занятия.
2. Одной из главных задач, поставленных Государственными стандартами дошкольного образования, является выявление самостоятельных и творческих задатков детей. Для реализации данных задач современное дошкольное звено образования ищет гибкие формы организации игровой и учебной деятельности, пути совершенствования методики проведения занятий. Учитывая возраст детей, их физическое и умственное развитие, интерактивные технологии. Проблема развития активности и познавательных интересов актуальна и всегда интересовала педагогов и психологов, ей посвящали свои научные труды. Проблемы методики проведения учебных занятий в дошкольных учреждениях, путей их совершенствования исследовали ученые: А. М. Алексюк, Ю. Бабанский, Е. М. Ильин и другие. Вопросы развития и формирования личности на интегрированных занятиях освещены Н. М. Бибик, М. С. Вашуленко, М. Г. Иванчуком и др.. Среди современных форм и методов активизации и стимулирования учебно-познавательной деятельности выделяют интегрированное занятие. Интегрированное занятие – это занятие, в котором вокруг одной темы объединены сведения различных учебных предметов. Целью таких занятий является формирование целостного мировоззрения, активизация их познавательной деятельности, повышения качества усвоения материала, создание креативной атмосферы в коллективе, создать предпосылки для разностороннего рассмотрения полного объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, развитие воображения. Творческая активность ребенка на занятии не возникает сама по себе, ее надо стимулировать, создавать соответствующую атмосферу. Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции. 3. Усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач: 1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки. 2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности. 3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно. 4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей. 5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям. 6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный 4. репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Музыка — искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей. Чтобы развитие детей в этом направлении совершалось успешно, необходимо организовать работу по музыкальному воспитанию с учетом особенностей музыки и возрастных возможностей детей. Содержанием музыкального воспитания детей от рождения до четырех лет является вовлечение их в разные виды музыкальной деятельности, формирование у них внимания, интереса к музыке, подготовка их к приобретению некоторых исполнительских навыков. • Педагогические условия и методы развития детского творчества в музыкальной деятельности. Л.С. Выготский считал, что одним из важных вопросов в детской педагогике и психологии является вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка. Как известно, творчество не появляется на пустом месте, чтобы им заниматься ребёнок должен приобрести опыт и только тогда он сможет преобразовывать, варьировать, импровизировать, придумывать что- то новое в разнообразных видах музыкальной деятельности. Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы развить у детей общую музыкальность, которая будет фундаментом, почвой для развития творческих способностей. Важным условием является отбор методов и приёмов, способствующих 5. развитию творчества: Методы. Методические приёмы. 1. Наглядные и наглядно – слуховые. • Показ: приёмов исполнения, картин, иллюстраций, пособий, музыкальных инструментов, графического изображения. • Качественное исполнение музыкальных произведений. • Пение без сопровождения музыкального инструмента и в его сопровождении. 2. Словесные. • Образный короткий рассказ о музыкальном произведении. • Беседа. • Пояснение. • Вопросы, направленные на указания к исполнению. 3. Метод целостного восприятия. • Синтез музыки, изобразительного искусства и поэзии. 4. Развитие творческого мышления и воображения. • Элементы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). • Синектика (аналогии). • ММА (метод морфологического анализа). • МФО (метод фокальных объектов). • ММЧ (моделирование маленькими человечками).
• Игры на развитие диалектического мышления: "Хорошо - плохо", "Наоборот" • Работа со сказкой. 5. Игровые. • Музыкально - дидактические игры на развитие сенсорных способностей. 6. • Творческие задания. 6. Метод элементарного музицирования. • Вопросы, направленные на самостоятельное принятие решения. • Озвучивание стихов, картин, загадок о явлениях природы, сказок и др. • Участие в шумовом оркестре. Н. А. Ветлугиной было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источникам творчества, его образцом. Выдающиеся музыканты и педагоги, как Б.Л. Яворский считал, что детям свойственно целостное восприятие искусства, что синтез музыки и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Д.Б. Кабалевский говорил, что нужно учить "видеть музыку" и "слышать" живопись. Метод целостного восприятия музыкального произведения - один из основных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста. Задача музыкального руководителя вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства музыки, пластики, поэзии и изобразительного искусства. Метод элементарного музицирования даёт возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребёнком, создавая условия для развития творческих способностей. Немаловажное значение имеют игровые методы. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, при прослушивании П.И. Чайковского "Болезнь куклы" можно предлагать детям изобразить жестом, мимикой сочувствие больной кукле. Для выражения чувств, определения характера музыкального произведения, 7. его жанра используют символическую аналогию. Таким образом, детей учат линиями выражать своё отношение к музыке. Для этого каждому ребёнку следует пользоваться планшетами с карандашами. Если произведение нежное, мягкое, то дети изображают его круглыми, мягкими линиями, а если музыка бодрая, резкая, печальная - острыми линиями. Линии взрослый и дети придумывают сами. Используя метод ММЧ (моделирование маленькими человечками), можно говорить детям, что ноты - это маленькие человечки и каждая из них имеет своё имя (до, ре, ми..) и когда они сливаются, появляется красивая мелодия. ММЧ применяют при определении жанра музыки, её характера. Также необходимо использовать метод морфологического анализа (ММА). Этот метод развивает творческие способности детей их самостоятельность в художественно-музыкальной деятельности. Дети с удовольствием используют его в самостоятельной музыкальной деятельности. Данные методы способствуют формированию творческой личности. Задача музыкального руководителя вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства музыки, пластики, поэзии и изобразительного искусства. Поэтому прежде чем начать слушать пьесу П.И. Чайковского "Песня жаворонка" я читаю детям стихотворение В. Жуковского "Жаворонок". На солнце тёмный лес зардел, В долине пар белеет тонкий И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Перед прослушиванием пьес П.И. Чайковского и А. Вивальди из цикла "Времена года", Г.Свиридова "Весна и Осень", "Зима пришла", "Тройка" читаю стихи о временах года А.С. Пушкина, С. Есенина, Ф. Тютчева, А. Плещеева и 8. др. При прослушивании произведения "Море" Н. Римского - Корсакова из оперы "Сказка о царе салтане" читаю стихотворение А.С. Пушкина "К морю". Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой: При слушании произведения "Белка" того же композитора читаю стихотворение А.С. Пушкина. "Ель растёт перед дворцом::" На этом же занятии дети играют произведение "Во саду ли в огороде" на металлофонах. Также предлагаю импровизацию на эту тему. До прослушивания музыкального произведения или после него вношу репродукции с картин русских художников: И.И. Левитана "Весна. Большая вода", "Март", "Зимой в лесу"; И.Э. Грабаря "Февральская лазурь", "Рябинка"; И.С. Остроухова "Золотя осень" и др. Такие занятия позволяют не только дать детям знания, умения, но и обобщить их, представить, то или иное явление целостно. На тематических занятиях, посвящённых, например, слушанию музыки использую приём озвучивания стихов, рассказов по картинам. Сначала я или ребёнок составляет описательный рассказ, затем подбираем инструменты и озвучиваем художественное произведение. Вот один из вариантов. Ель растёт перед дворцом, А под ним хрустальный дом; (валдайские колокольчики) Белка там живёт ручная, Да затейница какая! (треугольник) Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт, (металлофон "Во саду ли во огороде") А орешки не простые, 9. Всё скорлупки золотые, (кастаньеты, бубен) Ядра - чистый изумруд; Слуги белку стерегут. (барабан, тарелки) Дети предлагают разные варианты озвучивания, но мы выбираем те, которые лучше подходят для раскрытия содержания четверостишия, фразы. Метод элементарного музыцирования даёт возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребёнком, создавая условия для развития творческих способностей. Немаловажное значение имеют игровые методы. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, при прослушивании П.И. Чайковского "Болезнь куклы" предлагаю изобразить жестом, мимикой сочувствие больной кукле. Аналогичные задания предлагаю при прослушивании других музыкальных произведений. После прослушивания Н.Римского - Корсакова "Пляска птиц" даю творческие задание изобразить танец птиц. Обычно при повторном прослушивании музыкального произведения предлагаю творческое задание: "Внимательно прослушайте музыку и расскажите, что вы себе представили? О чём рассказала музыка?" (при этом дети закрывают глаза) или "Что вы чувствовали во время слушания произведения?" (радость, печаль, нежность и др.) Вот что говорили дети после прослушивания произведения Н. Римского - Корсакова "Белка" Наташа Б.: "Музыка весёлая, хрустальная, я чувствовала радость, хотелось танцевать". Вова Т.: "Я представил домик, в котором живёт белка с большим пушистым хвостом и под весёлую музыку грызёт орешки. Мне было приятно и радостно. Вот бы такую белку увидеть!" В работе со старшими дошкольниками использую некоторые элементы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). 10. Иногда для выражения чувств, определения характера музыкального произведения, его жанра использую символическую аналогию. Учу детей линиями выражать своё отношение к музыке. Для этого мы приобрели магнитные доски для рисования на каждого ребёнка. Они лёгкие и удобные в работе, если ребёнку не понравится его рисунок или он ошибся, то рисунок можно легко стереть. Если произведение нежное, мягкое, то дети изображают его круглыми, мягкими линиями, а если музыка бодрая, резкая, печальная - острыми линиями. Линии взрослый и дети придумывают сами. В тех ситуациях, где это уместно, применяю другие приёмы синектики, например, прямую, фантастическую, компонентную аналогии при слушании или пении песен, где речь идёт о явлениях природы. На что похож снег? (вату, одеяло, тополиный пух, сладкую вату, муку, сахар, пену), сосулька (указка, карандаш, нос, клюв). Аналогию проводим и по цвету. "Солнышко" (одуванчик, лимон). При обучении игре на ударных инструментах даю творческие задания - игры, применяя приёмы синектики. Они способствуют развитию ассоциативного мышления дошкольника. После обследования инструментов, рассматривания их, задаю вопрос: Что это? Это трещотка? А вовсе не трещотка! Это солнышко! (мельница, цветок, ёжик, если соединить крайние пластинки, гармошка и др.) Тот же приём применяю, например, при ознакомлении с румбой, ритмическими палочками и др. румба - утюг, колокольчики в коробке, скалка, звенящие колёса и.т.д. Ритмические палочки - антенна, рожки, нос, крыша, рельсы, знак плюс, буква "Л" и.т.д Использую метод ММЧ (моделирование маленькими человечками), например, говорю, что ноты это меленькие человечки и каждая из них имеет своё имя (до, ре, ми..) и когда они сливаются, появляется красивая мелодия. ММЧ применяю при определении жанра музыки, её характера. Детям даются пакетики с карточками, на которых изображены маленькие человечки с разным 11. выражением лица или на карточках МЧ расположены по - разному: отдельно друг от друга, парами, держась за руки хороводом. Такие карточки использую для определения вида танцевальных движений. Для развития диалектического (творческого) мышления использую игры: "Хорошо - плохо", "Нравится - не нравится", "Польза - вред", а также игру "Наоборот". Вместо традиционной беседы, например, о временах года, предлагаю поиграть в игру, "Осень - это хорошо или плохо? Нравится - не нравится. Что хорошо, что плохо? Чем нравится? А чем нет?" Игру "Наоборот" использую для выявления характера пьесы, песни. Особенно когда даю два противоположных по характеру произведения: "Мы прослушали весёлую музыку, а какую музыку с противоположным характером вы хотите послушать?" В совместной работе с воспитателями используем метод морфологического анализа (ММА). На таблице нарисованы герои различных сказок. Воспитатели, работая с детьми с помощью такой таблицы, сочиняют новую сказку, выбирают лучшую. Моя работа состоит в том, чтобы ознакомиться с новой сказкой, подобрать музыкальное сопровождение, костюмы и атрибуты. Такие мини-спектакли, драматизации мы показываем на утренниках и развлечениях. Этот метод развивает творческие способности детей их самостоятельность в художественно-музыкальной деятельности. Дети с удовольствием используют его в самостоятельной музыкальной деятельности. Методом фокальных объектов (МФО) мы придумываем разные занятия. Например, "Белое занятие", где речь шла о зиме. Подбираем по желанию детей пьесы для слушания с зимним сюжетом, песни о зиме, хороводы, игры. Примерные занятия проводим и по другим временам года или "Сердечное занятие" - связано с подготовкой к 8 Марта. "Сырое занятие" - слушание фрагментов из "Сказки о царе салтане" (Море), пение песен связанных с водой, игры ("Солнышко и дождик"), "Весёлое занятие" репертуар занятия состоит из весёлых музыкальных произведений и другие. Данные методы способствуют формированию творческой личности. Дети проявляют инициативу, учатся мыслить творчески, нестандартно. Они дают волю воображению, фантазии. Таким образом, варьирование методических приемов на музыкальных занятиях позволило повысить эффективность процесса обучения. Возросла активность детей на занятиях, что проявилось во всех видах музыкальной деятельности. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.
|