Музыкально-тематический досуг для старшего дошкольного возраста «Матрешкины забавы» Автор: Степаненко Татьяна Петровна, музыкальный руководитель. Место работы: г. Зеленоград, ГБОУ Школа № 842, ( корп. 137) Описание материала: Сценарий данного мероприятия будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования, работающих в области музыки. Цель: Знакомство детей с русскими народными и современными играми и игрушками; создание веселого, радостного настроения. Задачи: Воспитательные: • Воспитывать интерес к разным играм и игрушкам; • Формирование навыков культурного поведения. • Воспитывать внимание, быстроту реакции, выдержку. Развивающие: • Развивать ритмический слух; • Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавая в танце эмоционально – образное содержание. Образовательные: • Учить детей согласовывать движение со словом; • Учить слышать и точно передавать в движении начало и окончание звучания музыкальных фраз; • Знакомить детей с разными перестроениями в зависимости от изменения характера и ритмического рисунка музыки. • Учить детей выполнять движения пружинящего шага и шага польки.
Образовательные области: « Познание», «Музыка», « Коммуникация».
Скачать конспект
Материал: русские народные игрушки разных промыслов ( Богородская, Дымковская), а также игрушки, сделанные из соломы и ткани; матрешки, различные по дизайну; бубны; флажки; « разбитое зеркало» для аттракциона; музыкальный центр; аудиозаписи для танцевальных композиций; книга с загадками. Предварительная работа: разучивание музыкально – ритмических движений для танцевальных композиций, игр со словом, пальчиковых и музыкально – дидактических игр.
Ход досуга:
Дети вбегают в зал и , разделяясь на две шеренги, встают у боковых стен лицом друг к другу.
Ребенок ( 1 шеренги) Торопились мы ,спешили, Игры начинать пора.
Ребенок ( 2 шеренги) Расскажите, где вы были, Что вы делали с утра?
Ребенок ( 1 шеренги) Мы проснулись рано, рано, Вместе с зорькой золотой. Побежали на поляну, Заглянули в лес густой.
Ребенок( 2 шеренги) Расскажите, как гуляли, И во что вы там играли?
Ребенок ( 1 шеренги) Во дворе мы все гуляли И стекляшки собирали: Разные, разные, Голубые, красные.
Ребенок: Ты стекляшечки возьми, Через них ты посмотри. Разноцветными лучами Все сверкает перед нами.
Танец: « Разноцветная игра» Б. Савельев. ( г\з) Дети садятся на стулья.
Вед: Ребята, сегодня мы отмечаем не простой праздник, а день, который вы, наверняка, очень любите – это день любимых кукол. Ведь у каждого из вас есть любимые куклы или какие-нибудь другие игрушки и вам нравится с ними играть. Сегодня к нам в гости должные прийти две матрешки: Маша и Даша. Слышите… наверно, это они. ( входит воспитатель в костюме матрешки)
Маша: Здравствуйте, ребята, меня зовут Маша. Я пришла к вам в гости. Сюда не приходила моя подружка Даша? Она должна уже прийти. Пойду за ней .( уходит) Входит Даша.
Даша: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Даша! Моя подружка Маша приходила сюда? ( да) ну, я побегу за ней. ( уходит) Входит Маша.
Маша: Искала, искала подружку свою, так и не нашла. Если она сюда придет, вы позовите меня погромче, я и прибегу.( уходит) Входит Даша.
Даша: Приходила маша? ( Да) давайте ее позовем. ( дети зовут. Входит Маша. Подружки обнимаются и здороваются)
Маша: Мы веселые матрешки Удивительный народ, От большой до самой крошки Вся семья в одну войдет.
Даша: Мастера мы хороводы Развеселые водить. Ну, какой же русский праздник Без матрешек может быть.
Маша: Вы, ребята, поднимитесь, Дружно в пары становитесь Спляшем польку мы сейчас, Будет весело у нас.
Парная пляска: «Веселые дети» лит.нар.мел. ( сб. « Музыка и движение».( Упражнения, игры и пляски для детей 5 -6 лет) Авт.-сост. С.И. Бекина, Т.П.Ломова, стр167)
Маша: Пришли мы не одни, Разные игрушки с собой принесли.
Даша: ( демонстрирует русские народные игрушки) В России всегда относились к куклам с уважением. Считалось, что кукла, сделанная своими руками, приносит в дом счастье. Кукол мастерили из тряпок, ниток, пряжи, соломы, глины, дерева.
Маша: А я расскажу о других деревянных куколках. Как вы думаете, ребята, какие русские куклы являются самыми популярными в мире? Конечно, это матрешка. ( показывает разных матрешек) Русский мастер придумал сделать несколько куколок разных размеров, которые вставлялись бы одна в другую. Такая куколка сразу полюбилась детям. Она напоминает коробочки с сюрпризом. Откроешь одну, а в ней находится другая, и так до бесконечности. Новую деревянную куколку назвали Мотей, а ласково – Матрешей. Так и появилась на свет наша русская матрешка.
Даша: А пришли мы не просто так, а повеселить, позабавить, поиграть с вами. Маша: Я первая буду играть с ребятами. Даша: нет, я первая. Маша: А давай посчитаемся. Наша Даша рано встала, Кукол всех пересчитала: Две матрешки на окошке, Две Аринки на перинке, Две Танюшки на подушке, А Петрушка в колпаке На дубовом сундуке.
Даша: Я первая играю. В старину парни и девушки собирались в одной избе на посиделки. Девушки пряли пряжу, пели песни, водили хороводы, и, конечно, же играли с парнями. Вот и мы с вами поиграем в одну из таких игр, которая называется « Ручеек».
Игра: « Ручеек»
Маша: Русские забавы очень хороши, Любят их взрослые и малыши. Слово с движением соединяем В игру со словом играем.
Игра со словом: « Барашеньки – крутороженьки» и « Ваня – простота». Дети стоят в кругу, друг за другом, локти согнуты перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. В середине сидит на стуле « Ваня».
Барашеньки, крутороженьки - ходьба простым шагом по кругу. Соединен- ные перед грудью руки, покачиваются, как рога, из стороны в сторону. По лесам ходили, - двигаются по кругу, выполняя топающий По горам бродили. шаг. В скрипочку играли, - изображают игру на скрипке, повернувшись лицом в круг. Ваню потешали. – шутливый поклон «Ване», с разведением рук в стороны. Ваня, Ваня простота - сужают круг к Ване. Купил лошадь без хвоста - расширяют. Сел задом наперед, - взяться « за уздечку», 3 пружинки и прыжок с поворотом спиной в круг. И поехал в огород. – 4 « тарелочки» в ладоши с пружинкой. «Ваня» догоняет обидчиков.
Даша: А теперь мы отдохнем , Про игрушки всем стихи прочтем.
Стихи: 1. 2. 3. 3.
Маша: Мы поиграли в русские народные игры, а сейчас-то появилось много новых игр. В новые игры предлагаю поиграть, Ловкость, вниманье свое показать.
Ребенок: Ловко мы с флажком играем, Никогда не устаем. Если даже проиграем – Не деремся, не ревем.
Игра: « Бери флажок» обр. Н. Метлова. ( сб.» Музыка и движение»( Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) Авт.-сост. С.И. Бекина, Т.П.Ломова, стр. 165)
Входит Баба-Яга очень грустная. ( муз. «Разлука, ты разлука»)
Даша: Баба-Яга, ты почему такая грустная? Посмотри, сколько ребят, поиграй с ними.
Баба-Яга: Не могу я играть, я в великой печали. Подарил мне Кащей Бессмертный на день рожденье два зеркальца молодильных. Посмотришься в них и на 200 лет помолодеешь. А я их уронила и разбила и осколков теперь собрать не могу.
Даша: Баба-Яга, не переживай, ребята помогут осколки собрать.
Аттракцион: « Собери зеркало» (два листа серебряного картона разрезаны на 4 части. Вызываются два ребенка. Их задача собрать части картона так, чтобы получился прямоугольник.)
Баба-Яга: Ой, спасибо вам касатики, порадовали бабушку. Мне даже плясать захотелось. Есть у меня любимый танец, я вас сейчас научу его танцевать.
Танец « Бабка-Ежка» муз. Т. Морозовой. ( г\з)
Баба-Яга: Молодцы, хорошо танцуете. А загадки отгадывать умеете? Тогда слушайте. 1. Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? Потому, что он надут. ( мяч)
2. Ее в коляске я катаю, Никогда не обижаю. Наряжаю и люблю Крошку – доченьку мою. ( кукла)
3. Плюшевые лапы, Плюшевый живот, Рыжий и усатый Мой любимый….( кот.
4. Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. ( матрешка)
Маша: Баба-Яга, ты ребятам загадки загадала, а я хочу тебе загадку загадать. Справишься? « Он звенит, как погремушка, Он веселая игрушка. В танце он нас веселит, Не звонок он, а звенит» ( бубен) Баба-Яга не может отгадать, дети ей помогают.
Маша: А ребята и игру с бубном знают, поиграй с ними.
Игра: « Кто скорей ударит в бубен?» муз. Л. Шварца. ( сб.» Музыка и движение»( Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) Авт.-сост. С.И. Бекина, Т.П.Ломова, стр. 163)
Баба-Яга: Ой, какая интересная игра. Побегу в лес к Лешему и Кикиморе покажу. Маша: Баба-Яга, да у тебя же бубна нет. Вот возьми, играйте на здоровье. Баба-Яга: Спасибо. ( собирается уходить) Ой, совсем забыла. Сорока в лесу на пеньке нашла книжку и принесла мне. Я посмотрела – книжка-то детская. Так что я вам, ребята, ее дарю. До свидания. ( уходит)
Даша: ( берет книжку и листает ее) Ребята, да это же книжка с пальчиковыми играми. А что же это за игры такие. Дети: А мы вам покажем. Игра: « Меж еловых мягких лап» Дети сидят на коленях на полу.
Меж еловых мягких лап - поглаживают ладонями по коленям. Дождик кап, кап, кап. – « стряхивают воду с ладошек» Где сучок давно засох, - поднимают обе руки вверх Вырос мох, мох, мох. – сжимают и разжимают кулаки. Где листок к листку прилип, - опускают руки вниз Вырос гриб, гриб, гриб - сжимают и разжимают кулаки. Кто нашел его, друзья? - правой рукой загибают пальцы левой по очереди, начиная с мизинца. Это я, я, я! - три раза показывают большой палец левой руки, зажав все другие пальцы в кулак. Игра: « На паркете»
На паркете в восемь пар - на ударные слоги соединяют указательные, Мухи танцевали, средние, безымянные и мизинцы обеих рук ( по очереди) с большими пальцами. Увидали комара … - разжимают пальцы, расслабляют кисти. В обморок упали. – резким движением опускают руки.
Даша: Очень хорошие игры, а самое главное – полезные.
Маша: Дети, посмотрите на игрушки, Чинно в ряд они сидят. Заскучали, загрустили, Танцевать они хотят. « Танец с игрушками» сл. и муз. М. Качурбиной (« Мишка с куклой»)
Даша: Вот и кончилось веселье, Расставаться нам пора. Вы игрушки берегите, Не ломайте их, не рвите.
Маша: Веселитесь, не скучайте, Нас почаще вспоминайте.
Уходят.
|