Конспект Интегрированного музыкального занятия Тема: «Баба – Яга. Кто она такая?» |
Занятия по Музыке | ||||||||||||
Автор: Наталья Науменко | ||||||||||||
26.01.2015 00:13 | ||||||||||||
Конспект Интегрированного музыкального занятия Тема: «Баба – Яга. Кто она такая?» Цель: Создание целостного образа Бабы – Яги на основе интеграции представлении, полученных при «синтезе искусств» и творческой деятельности дошкольников. 1.Круг приветствия А-З. . (аудио запись 1)
♪ 1.1 Дети заходят в зал под музыку, встают в кругЗдороваются и дарят хорошее настроение и танец Бум –ла, ла (аудио запись 2) ♪ Встреча с Феей музыки.(музыкальный руководитель) (аудио запись 3) 1.3Фея музыки: Здравствуйте, мои маленькие друзья! Вы знаете, что в моем «царстве музыки» постоянно происходят разные чудеса. Вот и сегодня я – не Наталья Андреевна, а фея – Музыки и хочу вас пригласить в удивительное путешествие, - «Страну сказок». Хотите? (Ответы детей) 1.4 Сказочная разминка Фея Музыки: Для начала проведем «Сказочную разминку» Быстро вспоминайте, дружно, хором отвечайте, героев сказок называйте… Красная…(Шапочка) Серый…(Волк) Карабас…(Барабас) Снежная…(Королева) Мальчик…(с пальчик) Курочка…(Ряба) Василиса…(Прекрасная) Змей…(Горыныч) Баба…(Яга). Фея Музыки: Молодцы! Хорошо знаете сказочных героев. А сечас, я достану волшебную палочку и …раз, два, три – сказка двери отвори! ♪ А - З. (аудио запись 4)
2.Волшебный клубок. Приглашение в Лукоморье. Фея Музыки: А вот и первая встреча со сказкой - (берет клубок, замечает примотанную телеграмму, читает) 2.1 Приглашение в Лукоморье.(аудиозапись 3) «Если вы любите сказочные приключения и не боитесь трудностей, то я приглашаю вас в Лукоморье» (Баба – Яга) Фея Музыки: Лукоморье! Интересно, что это такое? И где оно находится? Вы, дети, случайно не знаете? (Ответы детей) Лукоморье – это сказочная страна в которой живут волшебные сказки А.С.Пушкина. или др. ответы. Фея Музыки: Вспомнила! «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…» (Шепотом) Ребята, вы готовы отправиться в это… Лукоморье, преодолеть все преграды, выполнить все заданья? (Ответы детей) Фея Музыки: Хорошо! Тогда отправляемся в путь по осенним дорожкам 2.2 Танец «Осенние дорожки» (аудиозапись 5) Фея Музыки: Трудно искать дорогу в сказочном лесу . даже я устала, давайте присядем на пенечки и споем хорошую песенку о сказках – песня всегда в пути помогает. ♪ 2.3 Дети исполняют песню : «Песенка о русских сказках» (аудиозапись 6) Фея Музыки: Ребята, мы совсем забыли про волшебный клубок. Может, с его помощью мы быстрей доберемся до Лукоморья? Повторяйте за мной: (аудио запись 4) - Катись, катись, клубок Через сто дорог, Помоги ты нам в пути Подскажи куда идти… (Кидает клубок в сторону где оформлена избушка Бабы – Яги) Фея Музыки: Ребята, посмотрите, а вот и «царство Бабы – яги». Ее избушка на курьих ножках (Шепотом) Как вы думаете, зачем она нас пригласила? Добро она задумала на этот раз или зло? Кто нам может помочь узнать какая она на самом деле: Добрая волшебница или злая колдунья? (Ответы детей) Фея Музыки: Да, ребята, вы правы. Баба – Яга – самый загадочный, самый сказочный образ русских волшебных сказок. Потому поэты о ней слагают стихи, художники пишут картины, композиторы сочиняют музыкальные произведения, а режиссеры придумывают кинофильмы – сказки.
♪ 4.1 Погружение в музыкальный образ. Сравнение образа Бабы – Яги. ♪ Слушание: (музыкальные произведения П. Чайковcкого, Мусоргского) ♪ Фея Музыки: Внимательно прослушайте знакомое вам музыкальное произведение, вспомните композитора, который написал эту музыку. - О какой Бабе – Яге рассказывает композитор этой музыкой? (Ответы детей) (аудиозапись 7)
♪ 4.2 «Слушание – погружение в музыку» (аудиозапись 8) Сравнение образа Бабы – Яги: Беседа – диалог - Какие чувства вы испытываете, когда слушаете эту музыку? - Какой вам представляется Баба – Яга? - Какие звуки волшебства вы слышите в этом музыкальном произведении? - Какими музыкальными инструментами передается образ Бабы-Яги? - В каком из этих музыкальных произведений Баба – Яга изображена более мрачными ,тяжелыми музыкальными звуками? Повторное слушание с установкой: Послушайте еще раз и скажите: - Как меняется музыка на протяжении всего произведения? ♪ 4.3 «Оживляем музыку» - пластический этюд: Дети имитируют движение ветра, травы, качание деревьев, полет Бабы – Яги
5.1 Рассматривание иллюстраций Фея Музыки: Посмотрите на эти иллюстрации и скажите, какая из них больше подходит к прослушанной музыке. Почему? (Ответы детей) « Погружение в картину» Фея Музыки: Правильно. Художник как и композитор передал нам тревожное, выжидательное настроение. Посмотрите! Какой густой дремучий лес окружает Бабу – Ягу. Деревья похожи на сказочные чудовища, они как будто замерли в ожидании чего то плохого, злого. Что вы можете сказать о Бабе – Яге с это картины? Какая она? (Ответы детей) 5.2 Погружение в поэзию Фея Музыки: Поэты, писатели чаще художников и композиторов обращались к образу Бабы – Яги в своих произведениях . Мне очень нравится одно стихотворение которое написал поэт - Метельниченко. Послушайте его: Что это грохнуло? Что засвистело? Баба – Яга над землей пролетела! Ветром пригнулись сосен верхушки, Спрятались в норы лесные зверушки, Сучья трещат, громкий свист раздается … Баба – Яга над полями несется. В ступе с метлой, на таинственный слет Леших, Кикимор их ближних болот… - К какой из этих картин больше подходит содержание этого стихотворения? (Ответы детей) Фея Музыки: Ребята, вы видели, что каждый композитор , художник, поэт, по – своему изображает Бабу – Ягу. Давайте попробуем составить словесный портрет. 5.3 Составление «портрета Бабы – Яги» 5.4 Встреча с Бабой – Ягой. ♪ Песня Бабы – Яги: (аудиозапись 9) ♪ (Обращается к детям) Баба – Яга: Значит все – таки пришли, не испугались. Я рада вам, но в сказках мне положено устраивать испытания…Я без этого никак не могу. Вы, готовы к испытаниям? (Ответы детей) Ну, для разминки, я вам предложу самое легкое и интересное испытание… 5.5 Сказочная викторина: Баба – Яга: Сейчас я вам покажу по своему волшебному телевизору себя в разных сказках. Узнайте и назовите их. Видеовикторина (Ответы детей) Баба – Яга: А сейчас я вам предлагаю взять из моего волшебного сундучка по одной фишке,(Дети подходят и берут по одной фишке: синей и красной) Разделимся на две 2 команды: Синие слева , а красные справа. 1-я команда с моим любимым цветом – синим, будут доказывать, что я положительный герой сказок, т.е. «очень хорошая», а 2-я команда – с красными фишками наоборот, что я отрицательный персонаж. (Маркировка на столах) 6.1 Сказочная разминка: Испытание для 1-й команды: И.У. «Кто лишний?» (приложение № 6.1) В этой шкатулке живут герои русских народных сказок. Рассмотрите их и поселите в теремок сказок, найдите того, кто забрался сюда по ошибке: Иван – Царевич, Баба – Яга, Кащей – Бессмертный, Аленушка, Ласточка, Царевна – Лягушка, Лисичка – Сестричка, Заяц. (Дети готовятся, обсуждают, выкладывают в теремке) 6.2 И.У «Разложи правильно» (приложение № 6.2) Испытание для 2-й команды: Разложите героев сказок на 2 группы в разные теремки, в соответствии с условными обозначениями:
Добрые и злые Леший, Кащей, Змей – Горыныч, Снегурочка, Машенька, Емеля, Иван – Царевич, Баба – Яга, Гуси – Лебеди,Яблонька. Баба – Яга: (к Фее Музыки) Ты, посмотри, что они учудили. Это меня, Бабулечку – Красотулечку, поместили к отрицательным героям… Фея Музыки: Не обижайся Баба – Яга – это в сказках ты бываешь такая, а дети тебя любят, поэтому и приглашают на праздники, рассказывают про тебя стихи, рисуют. И ребята для тебя споют шуточную песенку, 6.3 «Песня – Бабка-ежка» Фея Музыки: Специально для тебя, мы проведем конкурс на самую лучшую Бабу – Ягу.
7. Конкурс «Лучшая Баба – Яга» Фея Музыки: Ребята, давайте покажем Бабу – Ягу такой, какой она бывает в разных сказках и добро и злой. Пусть сама решает, какой ей оставаться. Согласны? А теперь послушайте задания : 1-я команда: Вы показываете Бабу – Ягу – злую колдунью, способную на разные пакости с помощью стихотворения, поделки , иллюстрации, танца. 2-я команда: Вы покажете Бабу – Ягу – сказочной волшебницей, веселой, озорной. А сейчас подумайте, посоветуйтесь, кто и как это будет выполнять. -Тем, кто будет показывать Бабу – Ягу помогите подобрать атрибуты, - выберите, кто будет рассказывать о поделке, помогите ее ему отобрать. (Готовность 2-3 минуты) Фея Музыки : Готовы? Слушайте 1 задание: 7.2 И.У «Назовите правильно сказку» 1-команда: Назовите сказки, где Баба – Яга является злой колдуньей, способной на разные пакости… 2-команда: Назовите сказки, где Баба – Яга добрая волшебница, помогающая главным персонажам сказки… 7.3 «Пластический этюд» : 2-я команда: (Весело, с юмором) «Я волшебница Яга Костяна моя нога (показывает) Я летаю на метле Словно всадник на коне (Хвалится метлой) Вы попались дети, стой Не пущу я вас домой (шутливо грозит) Заклинанье прошепчу И…в лягушек превращу Ха-Ха-Ха!» 1-я команда: « Я ужасное и вредное создание Я готова на любые злодеяния У меня есть – ступа У меня – метла Ты, не стой на пути Коли жизнь дорога… Дети выбирают среди поделок наиболее характерный образ, выходят с ней и коротко рассказывают: из какой она сказки, чем «прославилась» Баба – Яга: а где мои подружки…маленькие Ежки…..а ну, вылетай… ♪ 7.5 Танец маленьких Бабок – Ежек:
7.6 Круг прощания Фея Музыки : (смотрит на часы) Загостились мы Баба – Яга у тебя. Детям пора уже в детский сад. Я приглашаю вас всех в круг прощания. Баба – Яга: И меня, то же? Фея Музыки: Конечно, вставай, послушай. Есть такая мудрая поговорка: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…» Какой урок мы получили от нашего занятия, от встречи со сказками, с Бабой – Ягой. (Ответы детей) Помните, как сказал мудрый профессор из сказки «12 месяцев»: «Пусть все остается на своих местах» и какой бы не была Баба – Яга, добро или злой в сказках, но мы то знаем: «Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает… (Дети) « Добро!» Давайте встанем поближе друг к другу, обнимем друг друга за плечи и дружно скажем эти волшебные слова: «Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро!» Дети под музыку покидают музыкальный зал:
|