ПРОГРАММА КРУЖКА «РОДНИЧОК» «Формирование Коми национального менталитета у детей дошкольного возраста на традициях коми народной культуры» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Шерепа Любовь Анатольевна | |||
15.10.2016 11:34 | |||
ПРОГРАММА КРУЖКА «РОДНИЧОК» «Формирование Коми национального менталитета у детей дошкольного возраста на традициях коми народной культуры» Музыкальный руководитель МДОУ № 43 Шерепа Л.А. г. Сыктывкар ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе:
Вавилова Л.Д., Елькина А.В.
3. «Коми народные песни» Микушев А.К., Чисталёв П.И. /том 1 «Вычегда и сысола», том 2 «Ижма иПечора» /. Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня по 30 минут (среда). Занятие -1 раз в месяц. Всего: 43 занятия (включая занятия в кружке). Особенностью кружка является выделение специального занятия в первую половину дня каждого учебного месяца (с сентября по май месяц), направленного на реализацию национально-регионального компонента. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она реализуется в 3-х направлениях через:
Репертуар, предлагаемый детям в процессе музыкальных занятий и кружковой работы, различен. Ребятам, занимающимся в кружке, дается музыкальный репертуар с усложнением, разнообразный по своему тематическому содержанию. Отработанные фольклорные номера включаются в общие праздники, развлечения, утренники. Цель программы — приобщение детей к истокам Коми народного творчества через знакомства и исполнение произведений Коми народного творчества. Задачи программы:
Принципы программы:
Коми народный фольклор- это источник вечный и чистый. Его всегда отличали гуманность, характеризующаяся удивительной терпимостью, деликатностью по отношению к человеку. Фольклор- источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания. Через исполнение и знакомство с Коми народной музыкой прививается любовь к своей Коми земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром Коми человека. В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице Коми культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину. Фольклор – кладезь народной мудрости, это обращение к нам из других эпох. Это боль и тревога за наши души и совесть. В наши дни остро встала проблема формирования Коми национального менталитета. И одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам Коми народного фольклора. Необходимо, используя гуманистический потенциал отечественной культуры, способствовать социализации личности каждого ребёнка раскрытию таланта, развитию музыкальных и творческих способностей. Основные разделы программы: Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор» (попевки, заклички, дразнилки, прибаутки, потешки, колыбельные и шуточные песни). Задачи раздела:
Раздел 2. «Народная песня» (календарные, лирические, обрядовые). Задачи раздела:
Раздел 3. «Игровой фольклор». Задачи раздела:
Раздел 4. «Хороводы». Задачи раздела:
Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах». Задачи раздела:
Содержание программы Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор». Тема 1. «Потешки, попевки, заклички». Жанровое разнообразие (обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела). Их использование в повседневной жизни. Раскрытие возможностей детского голоса: силы голоса, его звонкости, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении (умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении). Тема 2. «Колыбельные песни». Предназначение данных произведений. Постижение народно — попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии включающих, под влиянием русских колыбельных песен, типичное движение голоса на сексту. умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного, напевного пения. Тема 3. «Дразнилки, прибаутки, шуточные песни». Цель данного вида фольклора – использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания, голосового аппарата. Раздел 2. «Народная песня». Тема 1. «Календарные песни». Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за чётким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах. Тема 2. «Лирическая песня». Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно – мужественные). Развивать умение у детей свободно и непринуждённо вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полётности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь выразительно, используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, чётким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения. Раздел 3. «Игровой фольклор». Тема 1. «Песенный припев». Его основная функция (задачи игры, связь частей, концовка). Отработка навыков пения. Передача образа, характера в пении. Тема 2. «Движения, театрализованное действо». Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ. Раздел 4. «Хороводы». Тема 1,2. «Виды хороводов. Основные элементы коми хоровода». Виды хороводов: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета). Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода. Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах». Тема 1. «Знакомство с коми народными инструментами». Классификация народных инструментов. Учить детей владению навыками элементарными навыками игры на музыкальных инструментах. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчёркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки. Тема 2. «Ансамблевая игра». Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детском музыкальном инструменте, в соответствии с частями произведения, его вариациями. Перспективный план работы кружка «Родничок» Сентябрь Занятие 1 Тема: «Милости просим, гости дорогие».
Занятие 2 Тема: «Ходит сон близ окон».
Занятие 3 Занятие 4 Тема: «Что осенью народится — зимой пригодится». Тема: «Гуляй да присматривайся». 1. Разучивание песни «Ягода морошка» Г.Гладкова.
4. Игра на коми инструменте «Шарган». Октябрь Занятие 1 Тема: «Оленёнок».
Занятие 2 Тема: «Чудесный ручеёк».
Занятие 3 Тема: «Волшебный Зиль-зёль».
Занятие 4 Тема: «Широкая улица».
Ноябрь Занятие 1 Тема: «Мы танцуем и поём».
Занятие 2 Тема: «В хороводе были мы».
Занятие З Тема: «Красив родной мой Коми край».
Занятие 4 Тема: «Мой Сыктывкар».
Декабрь Занятие 1 Тема: «Треск по избе, холода на дворе».
Занятие 2 Тема: «В ожиданье рождества».
Занятие 3 Тема: «Как у нашего кота».
Занятие 4 Тема: «Коми хороводные и плясовые песни».
Январь Рождественские каникулы. Фольклорный праздник «Рождественские посиделки». Занятие 1 Тема: «Коляда, коляда отворяй ворота».
Занятие 2 Тема: «Гость на гость – хозяйке радость».
Февраль Занятие 1 Тема: «Спи сыночек мой прекрасный». 1. Слушание колыбельной песни «Почо сьыло – норало». (На коми языке). Рассказ о содержание песни на русском языке. Определение её характера. 2. Слушать знакомую песню «Колыбельная» Л. Вавиловой. 3. Сравнивать разные по настроению колыбельные песни. Занятие 2 Тема: «Резвый, северный олень».
Занятие 3 Тема: «Мы танцуем и поём – замечательно живём».
Занятие 4 Тема: «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько».
Праздник «Масленича». Март Занятие 1 Тема: «Нет милее дружка, чем родная бабушка».
Занятие 2 Тема: «Сердце матери лучше солнца греет».
Занятие 3 Тема: «Поэзия народного костюма».
Занятие 4 Тема: «Веселые музыканты».
Апрель Занятие 1 Тема: «Хороводная песня».
Занятие 2 Тема: «Чудесный сундучок».
Занятие 3 Тема: «Скворушка».
Занятие 4 Тема: «Плясовые».
Май Занятие 1 Тема: «Асья кыа».
Занятие 2 Тема: «Лирические коми песни».
Занятие 3 Тема: «С песней жить веселей».
Занятие 4 Тема: «Сказка Яг-Морт».
Список детей посещающих кружок: 1. Боровикова Катя (п. гр.) 2. Ираниди Руслана (п. гр.) 3. Сбитнева Ксюша (п. гр.) 4. Черкасова Диана (п. гр.) 5. Тиунова Настя (п. гр.) 6. Бобро Данил (п. гр.) 7. Ятин Артём (п. гр.) 8. Жирнавков Данил (п. гр.) 9. Прокопьев Женя п.гр.) 10. Гладун Кирилл (п. гр.) День и время провидения занятия: среда 16. 30 Длительность занятия 30 минут.
|