Музыкальное воплощение в слове. Можно ли услышать живопись. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Орешкина Елена Михайловна | |||
28.09.2024 06:04 | |||
Музыкальное воплощение в слове. Можно ли услышать живопись. 1 слайд Актуальность работы определяется потребностью изучения влияния искусства на внутренний мир и, в частности, на здоровье детей с функциональными расстройствами зрения. Звуки — неотъемлемая составляющая нашего мира. Послушав любимые мелодии вы чувствуете эмоциональный подъём? Возможно, успокоение вам дарят несколько минут в тишине, вдали от раздражающего городского шума. Или вы предпочитаете отдохнуть, слушая голоса природы: течение реки, шум дождя, пение птиц. Что для вас значит звук? Звучание музыки иногда может вызывать в нашем воображении зрительные образы. Если внимательно и сосредоточенно всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы нередко можем своим внутренним слухом услышать ту или иную музыку (речь идет, конечно, необязательно о каком-либо конкретном музыкальном произведении, а о музыкальном звучании вообще, о том или ином характере этого звучания).
Нашей целью было стремление детей к добру, красоте, человечности, научить их любить и понимать музыку, живопись, поэзию. А для этого прежде всего необходимо слушать, смотреть, интересоваться, быть любознательным. Наше восприятие искусства зависит от нас самих. Не только от того что мы слушаем и что мы видим, но и от того как мы это делаем. Нам с детьми удалось сделать первые шаги по этому увлекательному и интересному миру. Впереди еще ждет много нового, интересного, увлекательного и мы хотим поделиться своими наблюдениями. И оказаться в волшебном мире искусства, где можно увидеть музыку и услышать живопись. В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, шелест осенней опавшей листвы, жужжание пчел, раскаты грома, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Музыка сопровождает человека с давних пор. Без не мыслится современная жизнь человека. Хитроумно используя различные музыкальные инструменты, а иной раз изобретая новые, композиторы научились так похоже воспроизводить в музыке «натуральные» звуки и шумы, что сразу же можно догадаться, о чем идет речь. Значит музыку можно не только услышать, но и увидеть? 2 слайд Прежде всего, стоить вспомнить, что такое ритмическая способность – это одна из универсальных базовых способностей человека. Всё в нашем организме подчинено ритму – работа сердца, легких, а также и мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать речь, формировать связную речь, формировать коммуникативные навыки, т.е. общение. Музыкальная речь строится на разных напевах – интонациях. Если вслушаться в звуки музыки, вы услышите и жалобные интонации плача, и веселые интонации смеха, интонации удивления, призыва, угрозы, испуга… И любую из них можно увидеть, изобразить, если подключить свое воображение, фантазию. Нежная прозрачная музыка потребует для своего отображения одних, а громкая, призывная — совсем других изобразительных средств. 3 слайд И не важно, что появится в результате работы: натюрморт, пейзаж, орнамент или цветовая композиция. Важно, что музыка способна изобразить, а мы, слушая музыку способны увидеть то, что она изображает. И в этом, пожалуй, не сравнится ни одно другое искусство… А, если музыку можно увидеть, нельзя ли услышать живопись? Проведя параллели между средствами выразительности в музыке и живописи, можно сказать, что в музыке – мелодия, а в живописи – линия. Но если в музыке основным средством выразительности является гармония, то в живописи – это цвет, краски. Но если хорошо присмотреться и включить свое воображение, вы начнете замечать, что при всей своей кажущейся неподвижности она полна движения. Это одно из важнейших отличий живописи от фотографии. Картина населена множеством звучащих деталей, дающих в сумме ни с чем несравнимое впечатление. 4 слайд Влияние колокольного звона на организм человека Колокольный звон считается чудотворным, потому что оказывает во многом до конца необъяснимое наукой влияние на все живое от микробов до человека. Звук, издаваемый колоколом, вызывает у человека ощущения, которые необычны и не соизмеримы ни с чем, к чему мы привыкли. Звуковые волны, идущие от колокола, обладают очень мощной целительной силой. Вера в силу, заключенную в колоколе, пришла к нам с древнейших времен. Считается, что колокол таинственно связан со святыми силами и людскими душами; он будит землю и небо. Современными ученными проведен ряд серьезных исследований о благотворном воздействии колокольного звона. Группа исследователей под руководством российского ученого, кандидата биологических наук Ф. Я. Шипунова установила, что колокола работают как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, которые разрушают болезнетворную среду. Колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи и другую инфекцию. Его не выдерживает молекулярная структура болезнетворных микробов. Если в комнате поставить даже маленькие колокола, то при их звоне вирусы превращаются в кристаллические структуры и не несут уже никакой заразы. Велико воздействие колокола на душевное состояние человека, его психику. Много лет психиатр А. В. Гнездилов из Санкт-Петербурга успешно лечит ряд психических заболеваний звучанием колоколов. На его счету сотни исцеленных людей. Колокольный звон, оказывая необычайно сильное воздействие на человека, способен избавить его от стрессового состояния, помогает быстрее пройти психотерапевтическую реабилитацию, скорее вернуться к нормальной жизни после чрезвычайных нервных потрясений. Разные группы колоколов создают соответствующие эмоциональные ощущения, настраивают на определенный лад (низкие тона — оказывают успокаивающее действие, высокие — оживляющее). Низкие тона колоколов оказывают наиболее благотворное лечебное воздействие на человека, чем высокие. Живой колокольный звон, настоящий колокол создаёт очень тонкие вибрации, не воспроизводимые никакой аппаратурой. Один из интересных способов исцеления, известный ещё с давних времён — это терапия звуками и музыкой. Как средство психотерапевтического исцеления музыко- и звукотерпию предложил использовать французский психиатр Жан-Этьен Доминик Эскироль. Ведя работу в клинике, он заметил терапевтический эффект от прослушивания больными классических произведений: они становились более уравновешенными, снижался уровень тревоги и беспокойства, приходили в норму сон и аппетит. Российские учёные — доктор медицинских наук Владимир Горовский и доцент Иван Желобов — экспериментально изучили теорию русского изобретателя Льва Термена о частоте вибрации органов тела. Они выяснили, например, что вибрации различных органов здорового человека соответствуют одной из семи нот: До— костная система, мышцы нижней части спины и ног, нижняя часть кишечника, органы обоняния. Ре — частота вибрации органов обмена веществ и выделительной системы. Прослушивание этой ноты способствует очистке организма от токсинов и шлаков. Нотой Ми вибрируют органы зрения, она также способствует снятию головных болей и усиливает интеллектуальную деятельность. Фасхожа с вибрацией желудочно-кишечного тракта, сердца и лёгких, благотворно влияет на иммунную систему. Напевайте эту ноту, если чувствуете повышенное кровяное давление Соль настраивает слуховой аппарат, центральную нервную систему. Ля — вестибулярный аппарат, отвечающий за координацию движений С нотой Си связана кроветворная система. Голос человека тоже обладает целительной силой. Даже если Вы не обладаете музыкальным слухом, и у Вас нет рядом музыкального инструмента, пропевание или произношение определённых звуковых сочетаний может помочь вам восстановиться. Например, звук у способствует вентиляции лёгких, а и о оказывают общее активизирующее действие, поднимают тонус и настроение. Итак, важность приобщения и погружения в искусство детей с функциональными расстройствами зрения необычайно важна. Всем известно, что дети с нарушением зрения часто имеют и сочетанные нарушения речи. А одним из важных направлений в работе учителя-логопеда является развитие фонематического слуха. Картина Исаака Левитана была выбрана нами для работы с детьми абсолютно не зря, потому что является одной из самых "музыкальных" работ художника. Слайд 5 Итак, под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Слайд 6 Условно работу над формированием фонематического слуха у детей можно разделить на несколько этапов: Слайд 7 1. Узнавание неречевых звуков. Дети учатся на слух дифференцировать шум ветра, гудок машины, крик, звон колокольчика и т. д. Слайд 8 Рассмотрим развитие фонематического слуха в соответствие с детским возрастом. Возраст 3 года. Этапы работы.
Здесь в качестве примера прекрасно подойдет игра с колокольчиками: Я играю высоко, я играю низко, Я играю далеко, я играю близко. 5. Изменение места звучащего предмета (где играю, в знакомом помещении) 6. Определение говорящего по характеру звучащей речи. (Дифференциация мужского и женского голосов, ласкового и строгого тона, вопросительной и повествовательной интонации) (использовать колокольчики разного тембра) Слайд 9 7. Различение неречевых звуков. (Транспортные шумы, подзывы животных- мышка пищит и мишка ревет), звукоподражания голосам животных, птиц, насекомых, шум предметов, музыкальные инструменты, эмоциональные восклицания). 8. Дифференциация двух звучащих игрушек, различных по характеру звучания. В этом упражнении можем «дарить колокольчики». Если тонкий голосок, то маленький. Если грубый, то большой. 9. Дифференциация трёх звучащих игрушек, различных по характеру звучания. 10. Воспроизведение звучания двух предметов в заданной последовательности: с опорой на зрительный анализатор, без опоры. 11. Определение последовательности звучания трёх предметов, далёких по звучанию. Слайд 10 2. Этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса. В ходе игр дети учатся различать друг друга по голосу, подражают низким и высоким голосам животных. Выделение слов из речевого потока. Возраст 4 года. Этапы работы. Знакомство с характером звучания отдельных звуков и слов в речи, их дифференциация. Слайд 11 Виды работ.
Слайд 12 10. Формирование понятия об ударном слоге, слове. 11. Выделение ударных звуков (слов) из ряда звуковых (словесных) комплексов. 12. Анализ рядов изолированных звуков на материале хорошо произносимых звуков (гласные и согласные). 13. Здесь важно на заключительном этапе работы подключить и артикуляционную моторику. Например, сделай столько же раз упражнение «печем блины» Слайд 13 3. Этап. Умение различать слова, близкие по звуковому составу. Взрослый произносит какое-нибудь слово (например, вагон) то правильно, то неправильно ( «фагон, вакон»). Если произносит неправильно дети хлопают в ладоши. Слайд 14 Возраст 5 лет. Этапы. Работа над ритмической структурой слова. Виды работы.
Слайд 15 Важно, чтобы ребенок хорошо освоил понятие ритмический ряд. Для этого мы используем принцип от простого к сложному. Сначала необходимо отрабатывать слова первой слоговой структуры. Например, использовать логопедические парковки или другой материал. А колокольчик ставить на ударный слог. Картинка БАБА, под ней подпись, ребенок прохлопывает, звенит два раза, ставит на ударный слог, выделяет голосом гласный звук (нажимает голосом) Слайд 16 4. Этап. Умение различать слоги. Например, игра «определи лишний слог» (на-на-на-па, ка-га-ка). 5. Этап. Умение различать фонемы (звуки) родного языка. Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Дети соотносят звук с определённой картинкой (А-А-А-плачет девочка). Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков. Слайд 17 Возраст 6 лет. Этапы работы. Работа над звуко-слоговым составом слова. Виды работ.
Слайд 18 5. Определение порядка звуков в слоге. 6. Работа с рядами слогов для выявления дифференциации и их количества Слайд 19 6. Этап. Звуко-буквенный анализ Анализ слов.
Слайд 20 Здесь в работе колокольчик приобретает еще одну важную роль – обозначение звонких согласных звуков. Слайд 21 Заключительным этапом работы является заучивание стихотворения Николая Рубцова по мотивам картины Исаака Левитана «Вечерний звон». Таким образом, комплексная работа над картиной И.Левитана дала полное погружение детей вместе со специалистами в волшебный мир живописи и звуков. Слайд 22 Благодарим за внимание!
|