Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Звонкие голоса России». Путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов
Занятия по Музыке
Автор: Курко Алла Витальевна   
06.10.2024 11:44

Проект «Звонкие голоса России». Путешествие в мир русских народных музыкальных инструментовПроект «Звонкие голоса России». Путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов

Тип проекта:

  • По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий.
  • По числу участников проекта: групповой.
  • По времени проведения: среднесрочный (3 месяца).
  • По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

  • руководитель проекта: музыкальный руководитель Курко Алла Витальевна
  • дети и родители старших и подготовительных групп МБДОУ д/с №151.

Скачать презентацию

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры и развитие творческих способностей дошкольников через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

Задачи:

  1. Познакомить детей с народными музыкальными инструментами.
  2. Воспитывать интерес к русскому фольклору через знакомство с народной музыкой.
  3. Заложить основы нравственно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с русской народной культурой.
  4. Заинтересовать и вовлечь педагогический коллектив в организацию работы по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников через знакомство их с русскими народными инструментами.
  5. Развивать партнерские отношения ДОУ и семьи в приобщении детей к русской национальной культуре, через привлечение родителей к созданию экспозиции музыкальных инструментов в группе.
  6. Пополнить развивающую среду народными музыкальными инструментами.

Актуальность:

Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства доступна ребёнку. Еще в младенчестве, слушая колыбельную песню, потешки, прибаутки, ребенок приобщается к народной музыке, ее особой напевности.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования духовного мира человека. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Мои наблюдения за детьми в группе показали, что музыкальными инструментами дети интересуются, используют их в играх, но, к сожалению не все знают названия инструментов, особенно русских народных, приёмы игры на них.

Знания педагогов по теме, выявленные в беседе, также оказались не полными. Педагоги в своей работе с детьми мало уделяют времени их музыкальному развитию, в том числе и с использованием русских народных музыкальных инструментов.

Знания родителей по данной теме были выявлены через опрос и показали низкий уровень.

В связи с этим мной был разработан проект по созданию мини-музея народных музыкальных инструментов.

Идея создания музея возникла не случайно. Знакомя детей с различными музыкальными инструментами, я пришла к выводу, что простого рассматривания иллюстраций и картинок не достаточно. Детям всегда хочется не только увидеть, но и потрогать инструмент, услышать его «живой звук». Для многих детей игра на самодельных и детских музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. Дети знакомы с народными музыкальными инструментами, знают их названия, технику игры, отличают их звучание. Умеют играть в оркестре, в ансамбле и импровизировать на них, используют их не только на музыкальных занятиях, но и при организации игровой и экспериментальной деятельности, что помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции.
  2. У детей, воспитателей, родителей возник стойкий интерес к истории и культуре своего народа, к русскому фольклору через знакомство с народной музыкой, русскими народными инструментами.
  3. У родителей повышена своя педагогическая компетентность в вопросах музыкального воспитания своих детей.
  4. Развиваются партнерские отношения ДОУ и семьи в приобщении детей к русской национальной культуре, через привлечение родителей к созданию экспозиции музыкальных инструментов в группе.
  5. Развивающая среда пополнена самодельными народными музыкальными инструментами.

Этапы проекта.

1. Подготовительный этап

  1. Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта.
  2. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр и онлайн-презентаций.
  3. Составление плана проведения экскурсии по мини-музею.
  4. Подбор картинок и материала по истории возникновения музыкальных инструментов.
  5. Составление сценария «Ярмарка».
  6. Сбор материала для организации мини-музея русских народных инструментов в музыкальном зале.
  7. Сотрудничество с родителями.
  8. Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта:
  • наглядные: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на них соло и/или в оркестре.
  • дидактические: карты-схемы (опорные схемы для составления рассказа о музыкальном инструменте, таблица «Виды музыкальных инструментов»)
  • музыкально-дидактические игры: «Муз. инструменты», «Муз. кроссворды»

«Мастерская музыкальных инструментов», «Из чего сделан инструмент»

  • ИКТ (слайд-презентации «Какие бывают инструменты», «Удивительный концерт», и видеоролики с музыкальными фрагментами.
  • Создание технической базы для знакомства с русскими народными музыкальными инструментами (создание презентации, коллекции записей звучания этих инструментов, картотек музыкально–дидактических игр, загадок, стихов и т. п.).

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ  ЭТАП

Работа с родителями

- Решение вопроса о пополнении экспонатами мини-музея в музыкальном зале.

- Консультации для родителей на тему:«Откройте ребенку волшебный мир звуков», «Детские музыкальные инструменты»

- Консультация для родителей по изготовлению самодельных музыкальных инструментов для мини-музея.

- Памятка для родителей«Музыкальные инструменты своими руками».

- Консультация для родителей на тему: «Русские народныемузыкальные инструменты».

Работа с детьми

- Слушание: аудиозаписей знакомых детям музыкальных произведений, исполненных на разных музыкальных инструментах (высокого качества);

аудиозаписей звучания народных инструментов, народных наигрышей.

- Пение:

- Музыкально-ритмические движения:

- Знакомство и игра на детских музыкальных инструментах:

- Беседы с детьми: «Какие бывают музыкальные инструменты»

- Загадывание и отгадывание загадок про музыкальные инструменты.
- Просмотр  иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением муз.инструментов и музыкантами, играющих на них соло и/ или в оркестре.

- Оформление альбома «Музыкальные инструменты» (история музыкальных инструментов, инструменты разных стран и эпох).

- Просмотр слайд - презентаций: «Какие бывают инструменты», «Удивительный концерт».

- Рассказ-сообщение об истории возникновения музыкальных инструментов.

-Разгадывание музыкальных кроссвордов ,ребусов 

- Оформление музыкального уголка в группах детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей с музыкальными инструментами.

- Проведение сюжетно-ролевых игр с использованием  темы музыкальных инструментов«Идем на концерт», «В магазине музыкальных инструментов»

-  Музыкально-дидактические игры:

«Угадай, на чем играю»;

«Оркестр»;

«Музыкальный теремок»;

«Подбери инструмент»

- Разучивание  и исполнение пьесок детского оркестра музыкальных инструментов

- Чтение стихов  и сказок про музыкальные инструменты и в которых встречаются музыкальные инструменты

(«Дудочка и кувшинчик», «Бременские музыканты», «Гусли-самогуды», «Садко»).

- Беседа с детьми о профессиях людей, которые изготавливают музыкальные инструменты.

- Беседа с детьми о профессии музыканта.

- Организация мини-мастерской для самостоятельного изготовления детских музыкальных инструментов (шумовых и ударных).

- Рассматривание картин художников, на которых изображены музыкальные инструменты.

Разделы музея

  1. История возникновения инструментов
  2. Духовые инструменты.
  3. Шумовые и ударные инструменты.
  4. Струнные инструменты.
  5. Самодельные шумовые инструменты.
  6. Фонотека звучания инструментов.

3 этап. Заключительный.

  1. Оформление выставки экспонатов мини-музея.
  2. Составление паспорта проекта.

3. Занятие (с использованием ИКТ) по теме:«Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами».

4. Экскурсия воспитанников ДОУ в мини - музей с целью обобщения у детей знаний о народных музыкальных инструментах и содействия развитию у детей эстетического восприятия образцов народной музыки, способности эмоционально откликаться на воздействие народной музыки.

5. Театрализованная деятельность: инсценировка фольклорных произведений, сказок – шумелок Е. Железновой с использованием народных и самодельных музыкальных инструментов.

6. Подведение итогов и фотоотчет о работе мини-музея.

7. Презентаций для детей и воспитателей ДОУ по теме проекта.

8. Развлечение «Многоголосая Масленица» (совместно с родителями).


Продукт проектной деятельности:
- Мини-музей русских народных инструментов.
- Фольклорный праздник «Ярмарка»
- Шумовые музыкальные инструменты своими руками.

Коллекция мини-музея располагается на полках в музыкальном зале. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. В музее предоставлены разные виды инструментов: деревянные, глиняные, фарфоровые, металлические и пластмассовые, изготовленные мастерами, заводские, авторские.
Здесь же размещаются самодельные музыкальные инструменты, выполненные детьми и взрослыми.                                                            

         ПЕРЕЧЕНЬ ЭКСПОНАТОВ МИНИ-МУЗЕЯ.

Струнные русские народные музыкальные инструменты: балалайки, гусли, домры.
Вспомогательный материал: паспорта струнных народных инструментов, включающие в себя название, описание инструмента, историю возникновения, способы звукоизвлечения и иллюстрации музыкантов, играющих на этих инструментах.
Духовые русские народные музыкальные инструменты: дудочки, свистульки, свирель, гудок, кугиклы, жалейки, варган.
Вспомогательный материал: паспорта духовых русских народных инструментов, включающие в себя название, описание инструмента, историю возникновения, способы звукоизвлечения и иллюстрации музыкантов, играющих на этих инструментах.
Ударные и шумовые русские народные музыкальные инструменты:
трещотки, рубель, ложки, бубенцы, колокольчики, коробочки, дрова, колотушка, кокошник, колокол. Вспомогательный материал: паспорта ударных и шумовых русских народных музыкальных инструментов, включающие в себя название, описание инструмента, историю возникновения, способы звукоизвлечения и иллюстрации музыкантов, играющих на этих инструментах.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год