Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия по Музыке
Автор: Дементьева Евгения Алексеевна Зеликова Ксения Владимировна   
22.07.2024 20:29

ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается процесс позитивной социализации детей раннего возраста с помощью музыкальной деятельности. Обозначается важность музыки в социализации личности. Анализируются результаты и содержание музыкальных занятий в дошкольном учреждении.

Ключевые слова: социализация, музыкальная деятельность, дошкольное учреждение, педагог.

Социализация ребенка – это один из самых важных аспектов его развития. С самого раннего возраста дети начинают учиться общаться с окружающими людьми, адаптироваться к социальным нормам и ценностям, развивать навыки сотрудничества и взаимодействия.

 

Социализация помогает ребенку учиться эмоциональному регулированию, развивать умение сопереживать другим, строить дружеские отношения, учиться решать конфликты и находить компромиссы. В процессе социализации ребенок также учится выражать свои мысли и чувства, развивать эмпатию и уважение к другим.

Во время социализации человек стихийно взаимодействует с окружающим миром. Человек оказывается под влиянием различных социальных, возрастных и профессиональных групп. Это процесс чаще всего направляется обществом и (или) государством. Он также включает в себя различные формы воспитания, такие как семейные, религиозные и социальне. Суть социализации заключается в том, что она формирует личность человека как члена общества, к которому он принадлежит.

Педагог С.И. Гессен выделяет три ступени социализации личности:

Первая ступень – дошкольный период, где социализация происходит преимущественно с помощью игровой формы;

Вторая ступень – период, когда ребенок активно познает окружающий мир, его законы и правила;

Третья ступень – заключительный этап, период самообразования, внешкольного и университетского образования [3].

Позитивная социализация детей раннего возраста играет важную роль в их развитии и формировании личности. Один из способов достичь этой цели ˗ это занятия музыкальной деятельностью. Многие современные ученые и педагоги такие как А.В. Торопова, В.П. Анисимов, Е.Н. Николаева и др. отмечают, что музыка–это необходимое и незаменимое средство социализации детей. Музыкальная деятельность играет неотъемлемую роль в полноценном развитии ребенка в дошкольном возрасте. Она позволяет заложить прочный фундамент для дальнейшего умственного, эмоционального, социального и физического становления личности. Также она способствует развитию у детей таких качеств, как внимание, концентрация, творческое мышление и чувство ритма. Однако, помимо индивидуального развития, музыкальная деятельность также способствует социализации детей. Процесс обучения музыке в группе создает благоприятную атмосферу для общения, взаимодействия и сотрудничества между детьми. Дети учатся слушать друг друга, совместно выполнять музыкальные задания, делиться идеями и поддерживать друг друга [2].

Пение песен, прослушивание музыки, игры и танцыпомогают детям понять музыкальные произведения, разжечь в них любовь к искусству и культуре различных народов, а также получить базовые знания в области музыкального искусства. Каждая музыкальная игра, танец и хоровод имеют образовательное значение, помогая педагогу научить детей воспринимать музыку, передавать ее эмоции и особенности, а также развивать их музыкально-творческие способности. В процессе коллективных занятий, творческих заданий и импровизаций дети учатся проявлять инициативу, самостоятельность, а также умение взаимодействовать со сверстниками. Хороводы, исполняемые в группе или на улице, позволяют детям проявить свою активность и участвовать в коллективе.

Музыкальная деятельность требует от детей активности, находчивости и решительности, а музыка, которая сопровождает занятия повышает энергию детей, развивает ритмичность и координацию[1].

Результатом музыкальных занятий становятся развлечения: тематические вечера, концерты, викторины и т.д. Содержание данных мероприятий имеет познавательный характер различной направленности. Это может быть знакомство с творчеством какого-либо композитора, или тема, отражающая какой-либо важный аспект жизни, например, отношение к природе, любовь к родному краю, семейные традиции, история Отечества и т.д. Мероприятия, проводимые в дошкольном учреждении, играют важную роль в позитивной социализации ребенка. Например, утренники в честь Праздника Осени, Нового года, Дня защитника отечества, Международного женского дня, Дня Победы и т.д. [2].

Благодаря музыкальной деятельности дети учатся работать в коллективе, учитывать мнение других, совместно принимать решения и решать проблемы. Они учатся быть терпимыми, уважать различия и находить общий язык с другими детьми. Все это формирует у детей навыки коммуникации и социальной адаптации, которые пригодятся им в будущем.

Кроме того, музыкальная деятельность способствует развитию эмоционального интеллекта детей. Они учатся выражать свои чувства и эмоции через музыку, понимать и воспринимать чувства других людей. Это помогает им развивать эмпатию, умение сопереживать и поддерживать других.

Таким образом, музыкальная деятельность является отличным инструментом для позитивной социализации детей раннего возраста. Она способствует развитию коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и умения работать в коллективе. Поэтому важно поощрять детей заниматься музыкой и создавать для них условия для развития их социальных навыков.

Список литературы:

  1. Олейник, М.А. Проблемы музыкальной коммуникации в современной культуре / М.А. Олейник // Философия и общество. – 2009. – № 1. – С. 167-173.
  2. Понамарева, Е.В. Возможности музыкально-образовательного пространства детского сада в развитии социальных эмоций дошкольников // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (4-6 декабря 2013 г.). – Ч.1. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 33-43
  3. Ступакова, Л.В. Социальная направленность работы дошкольного образовательного учреждения / Л.В. Ступакова, М.Д. Масанова // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 417-420. — URL https: //moluch. ru/archive/69/11806/ (дата обращения: 10. 07. 2024).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год