Деловая игра с использованием метода кейсов «Роль воспитателя в подготовке и проведении праздников»
Ерёменко М.В. Музыкальный руководитель МАДОУ№82 г. Томск
Цель. Активизация деятельности педагогов по подготовке к праздничным мероприятиям и развитию творчества и инициативы. Ориентирование педагогов на поиск и решение проблемы в определённой нестандартной ситуации, возникающей на утреннике.
Правила организация деловой игры.
- Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями для решения проблемы.
- Конечный результат, достижение цели, выработанное решение являются общими для всей команды.
- Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условии игры.
- Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения ситуационной задачи. Интересная и достаточно сложная проблема побуждает к творческому поиску и применению знаний.
Ход деловой игры.
В игре принимают участие все педагоги ДОУ. Ведущий делит участников на три команды путем вытягивания вслепую цветных бумажек, а затем предлагает участникам нетрадиционные ситуации, чаще всего встречающиеся во время проведения утренников. Оговариваетсялимит временина обсуждение. Каждая команда предоставляет свои варианты решений, получает рекомендации от экспертов и комментарии от членов других команд. По итогам происходит обсуждение, какие ещё сложные ситуации возможны или уже возникали на утренниках.
Этапы проведения
- Подготовительный этап. Выявление проблемы и определение задач.
- Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
- Групповая работа по выбранной теме.
- Выводы и самостоятельный анализ итогов.
- Обсуждение хода игры, мнения и пожелания экспертов.
Предлагаемые проблемные ситуации:
- Праздник – это стресс для детей. Особенно для тех, которые долго не посещали детский сад и пришли сразу на праздник: им свойственны растерянность, непонимание происходящего и того, что им надо делать.
- Праздник- стресс для больных детей. Большая аудитория, состоящая из родителей и родственников воспитанников, детей группы, а также сотрудников детского сада, громкая музыка, звучащая в зале, аплодисменты, появление отрицательных персонажей, сюрпризные моменты – всё это может спровоцировать больного ребёнка на непредвиденную реакцию.
- Праздник – это стресс для воспитателя. Роль ведущего подобна экзамену, и на нём нельзя провалиться. Воспитатель может забыть слова, потерять контроль над своими эмоциями и ситуацией, испытать страх выступления на публике.
Пожелания от экспертов по разрешению непредвиденных ситуаций на утреннике:
- Праздник – это стресс для детей. Во время проведения утренника наблюдайте, как воспринимают долгоотсутствующие в детском саду дети выступления, помогайте им, если это необходимо. Пойте и, по необходимости, танцуйте вместе с детьми, организовывайте их в игры. Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми).
- Праздник- стресс для больных детей. Необходимы консультации психолога, работающего с данными детьми.
- Праздник – это стресс для воспитателя. Во время праздника, воспитателя будет одолевать волнение, что вполне естественно, поэтому можно приготовить себе некую подсказку, которая поможет вспомнить слова и действия. Разрешены карточки с текстом, в который можно подглядеть, но не читать. Не забывайте об эстетичности их оформления. Не оставляйте без внимания исвой внешний вид. Одежда, обувь и макияж должны быть праздничными, но не вызывающими, поэтому исключены глубокие декольте, короткие юбки, «шлёпки». Ведущий-воспитатель должен хорошо знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки. Перед утренником нужно разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков для детей и предусмотреть места для родителей. Желательно предупредить родителей о том, что фото- и видеосъемка должна проводиться с определенного места и не отвлекать ведущего и детей. Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Они так же хорошо должны знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный им участок работы. Успех приходит только в командной работе.
Подведение итога. Во время праздников стараться выполнять все пожелания, советы, предложенные во время деловой игры, чтобы не потеряться в сложной ситуации или на ходу сымпровизировать и придумать свое новое решение.
|